Получите iPhone 6 в подарок

Тип работы: курсовая работа
Группа предметов: История
Предмет: История педагогики
Количество страниц: 20
Количество источников: 0
Год сдачи: 2013
100 рублей
1240 рублей

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3-5 Глава 1. Биография Рене Декарта…………………………………………6-10 Глава 2. Научная деятельность……………………………………………...11 2.1. Математика……………………………………………………….11-12 2.2. Механика и физика……………………………………………....13 2.3. Другие научные достижения……………………………………14-17 Заключение………………………………………………………………….18-19 Список используемой литературы………………………………………..20

Введение

Рене Декарт - французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени. «Это самый таинственный философ Нового времени или даже вообще всей истории философии» – так писал о Декарте М.К. Мамардашвили. Он тайна при полном свете. Точно так же, как нет в истории философии текстов, написанных более прозрачно, просто и элегантно, так нет и текстов более непонятных, чем декартовские. Декарт - продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск. Декарт далеко не сразу нашел свое место в жизни. Дворянин по происхождению, окончив коллеж в Ла-Флеше, он с головой окунается в светскую жизнь Парижа, затем бросает все ради занятий наукой. Декарт неторопливо продумывает контуры своего будущего учения - аналитического метода познания мира. Он накапливает жизненный опыт, несколько лет проводит в путешествиях. Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма: 1) начинать с несомненного и самоочевидного, то есть с того, противоположное чему нельзя помыслить; 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения; 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному; 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», то есть самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях. Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика. Данная работа является актуальной, так как Декарт отводил математике особое место в своей системе, он считал ее принципы установления истины образцом для других наук. Декарт стремился и в философии, и в любой другой науке найти математические законы, свести каждый вопрос или каждую задачу к математической. Он хотел создать такой универсальный математический метод, который позволил бы всякому овладевшему им решить любую задачу. Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся биографии Рене Декарта и его научной деятельности. Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом традиционного деления творческого пути Рене Декарта. Методологической основой данной работы является описательный метод на базе литературных источников и интернет ресурсов.

Заключение

Не будет преувеличением сказать, что Декарт, философ и ученый, стал самым влиятельным мыслителем в XVII в. Как уже отмечалось, в 40-х годах учение Декарта получило значительное распространение в нидерландских университетах. После его смерти влияние картезианства усилилось - не только во Франции, но и в других странах Западной Европы, несмотря на то, что в 1663 году все произведения философа были внесены в папский «Индекс запрещенных книг», а в 1671 году указом Людовика XIV учение Декарта было запрещено преподавать в учебных заведениях Франции. В соответствии с различными сторонами картезианства его влияние проявилось в произведениях различных философов. Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или искусство мыслить» (так называемая «Логика Пор-Рояля»). Логика, приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых истин в исследовании реальной природы. Отказавшись от тонкостей традиционной формальной логики, авторы «Логики Пор-Рояля» видели главную цель логики в строгом формулировании суждений. Наибольшее влияние Декарта проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Большее, однако, значение авторы «Логики Пор-Рояля» придавали синтетическому (или теоретическому) методу, посредством которого осуществляется переход от наиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения о методе сформулированы правила для определений, аксиом и доказательств. Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его основателя завоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов. Во Франции в кругах янсенистов – полупротестантского движения в католицизме, возрождавшие по идеи Августина,- картезианство тоже стало влиятельной доктриной. Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания, согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте, а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические принципы рационального познания - ясность и отчетливость. Таким образом, учение Декарта оставило яркий след в истории философской мысли и оказало серьезное влияние на развитее науки эпохи Нового времени.

Список литературы

1. Белл Э.Т. Творцы математики. - М.: Наука, 1979. 2. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. - ТОО ТК «Петрополис», 1996. 3. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. - М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). - 352 с. - (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). 4. Мамардашвили М. Картезианские размышления. 5. Матвиевская Г.П. Рене Декарт. - М.: Просвещение, 1987. 6. Матвиевская Г.П. «Рене Декарт (1596-1650). Жизнь и научное наследие - 2 изд.» - М.: Либроком, 2012. С.272. 7. Смышляев В.К. О математике и математиках. - Йошкар-Ола: Наука, 1977. 8. Фролова Е.А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. М., 2000. С.229-244. 9. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т. 1/Сост.,pед., вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль,1989. 10. Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:1994. Интернет источники: 11. Каланов В. «Знания сила»: http://znaniya-sila.narod.ru/people/003_01.htm. 12. Сайт о людях – биографии знаменитостей, статьи, новости: http://www.piplz.ru/page-id-438-pg-1.html. 13. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Декарт_Рене. 14. Биография Р.Декарта: http://www.people.su/34346_4. 15. Сайт о великих и известных математиках: http://greatmath.net/cont/page16.html.

100 рублей
1240 рублей