Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Самореализация личности как фактор успешности в предпринимательской деятельности в условиях кризиса

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
42
Год сдачи
2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 7 1.1 Понятие самореализации личности 7 1.2 Самореализация в предпринимательстве (профессии). 16 1.3 Поведение в условиях экономического кризиса 22 1.3.1 Самореализация и возможности в условиях экономического кризиса. 23 1.4 Элементы и признаки успешности самореализации личности в условиях кризиса 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение

Актуальность темы. Проблема личности относится к наиболее противоречивым проблемам в современной социальной психологии. С одной стороны, понятие личности связано с внешним социальным образом, «маской», которую «одевает» человек в разных жизненных ситуациях. С другой стороны – содержание этого понятия значительно сложнее и глубже, что указывает на определенную особенность, своеобразие, неповторимость внутреннего мира человека, что определяет и его поведение, и способ реагирования на окружающую действительность. Анализ научных источников позволяет утверждать, что, несмотря на то, что понятие «личность» является одним из центральных не только в социальной психологии, но и во всех человековедческих науках, до сих пор не существует единого, общего для всех определения данного понятия и, соответственно, не существует общего понимания и толкования таких тесно связанных с ним психологических категорий как «саморазвитие» и «самореализация». Собственно, сама проблема самореализации актуализировалась благодаря новым тенденциям, сначала в философии благодаря выделению философской антропологии, как отдельной области знания, предметом изучения которой стал человек, а впоследствии – в психологии, когда психологи осознали, что невозможно понять сущность и назначение психики, не уяснив назначения самого человека и всех вопросов, касающихся его развития среди которых главное место занимает проблема самореализации личности. Что касается самой проблемы самореализации, то в качестве предмета научного исследования она выделилась только в середине ХХ века. Первыми к этой проблеме обратились представители американской гуманистической психологии. Интерес к человеку, который возник в то время в западном обществе, объяснялся культом личной свободы и личностного успеха, который характерен для всего послевоенного Запада. Д.А. Леонтьев, анализируя эту ситуацию, отмечает, что самореализация для большинства людей в середине ХХ века в странах Европы и Америки становится своего рода культурным стереотипом, определенной установкой, руководством к действию, и хотя продуктивной самореализации достигали далеко не все, не стремиться самореализации на Западе считалось проявлением дурного тона. Пользуясь различными сроками (А. Ангьял – саморазвитие, Р. Уайт – мотивация эффективностью, К. Гольдштейн и А.Маслоу – самоактуализация, К. Роджерс – тенденция к актуализации, Г.Олпорт, К. Хорни – самореализация, Э. Фромм – достижение производительности и др.), в один голос соглашались с мнением, что потребность в развитии и самореализации является врожденным, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В поисках средств для самореализации личность направляет свои усилия и по-своему движется к ее достижению, мобилизуя себя к самоорганизации и самодисциплины, самообразования и самовоспитания. Именно поэтому термин «самореализация» (self-realization) часто употребляется как синоним терминов «реализация своих возможностей». В отечественной психологии идеи самореализации первыми начали разрабатывать персонологи при рассмотрении вопросов движущих сил и факторов развития мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности, проблем активности и жизнетворчества, самосознания и др. В этом контексте у истоков проблемы самореализации стоят исследователи психологии личности Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата и др. На современном этапе в различных аспектах ее исследуют К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, О. Асмолов, А.А. Балл, Б.С. Братусь, М.И. Боришевский, З.С. Карпенко, Д.А. Леонтьев, С.Д. Максименко, М.В. Сохань, Т.М. Титаренко, Н. Чепелева и др. Исследования в области профессиональной самореализации сегодня осуществляется в русле психологии труда (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.К. Маркова и др.), В контексте проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации (Д.Н. Завалишина, Е.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Е. Орбан-Лембрик, Н.С. Пряжникова), трудностей самореализации личности в профессиональной сфере (Л. Коростылева, Л.М. Митина, Е.Е. Симанюк и др.), профессиональной идентичности (М. Заковоротного, В.Л. Зливков, Е.П. Ермолаева, Л.Б. Шнейдер и др.). Однако, несмотря на такое количество наработок, сегодня не существует четкого представления о сущности феномена «самореализация», как фактора успешности в предпринимательской деятельности в условиях кризиса. Цель исследования – с позиций комплексного подхода осветить особенности самореализации в современных условиях экономического кризиса; выявить общие закономерности и индивидуально-личностные корреляты профессиональной самореализации, показать взаимосвязь между личностными чертами и успешностью профессиональной самореализации личности. Постановка такой цели предполагает решение ряда задач: 1) раскрыть понятие самореализации личности; 2) определит понятие самореализации в предпринимательстве (профессии); 3) исследовать особенности поведения личности в условиях экономического кризиса; 4) исследовать особенности самореализации и возможности в условиях экономического кризиса; 5) выявить элементы и признаки успешности самореализации личности в условиях кризиса. Объект исследования – самореализация личности. Предмет исследования – понятие самореализация личности как фактор успешности в предпринимательской деятельности в условиях кризиса. Теоретико-методологические основы исследования. В данном исследовании главным методологическим принципом является компаративный анализ, что логично следует из самого названия курсовой работы. В работе кроме сравнительного метода применяются важные для постижения предмета исследования методы единства исторического и логического и восхождение от абстрактного к конкретному. Данные методы позволяют исследовать не только историческое развитие концепций самореализации личности в условиях экономического кризиса, но и логику этого процесса, его отражение в философских концепциях. В исследовании использованы также методы: анализа, синтеза, абстрагирования. Научная новизна полученных результатов заключается в том, что нами сделана попытка комплексного исследования понятия самореализации личности как фактора успешности в предпринимательской деятельности в условиях кризиса. Практическое значение работы заключается в том, что она является существенным вкладом в разработку проблемы самореализации личности, более основательного исследования развития личности в условиях кризиса, а также предоставляет материал для изучения такой дисциплины как «Социальная психология».

Заключение

Исходя из проведенного анализа, мы считаем возможным сделать определенные обобщающие выводы относительно содержания понятия самореализации личности как фактора успешности в предпринимательской деятельности в условиях, и соответственно феноменов, которые оно отображают. Самореализация – это развертывание личностного потенциала, который отображает родовую сущность и индивидуальные особенности человека в виде определенного идеала, и соответственно актуализируется потенциал, будущее; этот процесс своими истоками имеет внутренний мир человека, его сущность, основывается на духовных ценностях, связанных с приоритетностью для личности блага другого в широчайшем контексте, и может рассматриваться как базисный процесс саморазвития личности и интегральная цель образовательной деятельности, которая на него ориентируется. Самореализация – это процесс воплощения личностью своих имеющихся способностей в жизнь с целью самоутверждения, при этом данный феномен носит в значительной мере практически-утилитарный характер, подчиняется внешним влияниям и может происходить в эгоцентрическом направлении с доминированием утилитарных целей над духовными, в образовательной деятельности как цель должен касаться личности в определенных конкретных контекстах, подчиняясь общему процессу самоактуализации. В условиях экономического кризиса происходит проектирование нового типа культуры, нового образа жизни, мышления, жизнедеятельности, социальной и политической организации общества. В социуме возникают новые модели адаптации к кризисному бытию, детерминантам оптимизации взаимодействия человека и общества. В ходе исследования нами было установлено, что самореализация личности как фактор успешности в предпринимательской деятельности в условиях кризиса имеет два уровня: репродуктивный, на котором субъект пытается игнорировать те ценности, мотивы и потребности, которые сориентировали его на профессиональную перспективу в аспекте новых знаний, умений, навыков и помогли бы решать новые профессиональные задачи; творческий, на котором происходит реализация субъектом накопленного интеллектуального опыта в пределах профессионального потенциала и дальнейшее формирование профессионального мастерства и компетентности. Феномен профессиональной самореализации в контексте развития личности, склонной к переживания кризисных состояний, и личности, находящейся в условиях профессионального кризиса, имеет свою специфику на разных этапах жизненного пути. Особенности характеристик самореализации в различных профессиональных группах отличаются степенью интегрированности и качественными показателями, детерминируется различными интегральными личностными особенностями (эмоционально-волевыми, коммуникативными, ценностно-мотивационными). Лицам, которые испытывают большие адаптационное нагрузки в условиях профессионального становления, надо больше тратить эмоционально-волевых и интеллектуальных усилий. Под понятием «профессиональная самореализация» понимаем социализирован путь гармоничного развития личности, соединенный с получением профессионально-практического и духовного опыта в процессе получения квалификации специалиста. Это происходит на этапе первичного профессионального становления и совершенствования профессионального роста в процессе выполнения профессиональных ролей и обязанностей, и является неотъемлемым атрибутом раскрытия и осуществления личностного профессионального потенциала. Профессиональная реализация личности на жизненном пути предусматривает следующие основные этапы: профессиональное самоопределение; профессиональное становление в выбранной сфере деятельности; профессиональный рост и развитие компетенций. Профессиональное самоопределение понимаем как выбор личностью вида будущей профессиональной деятельности, что происходит на основе имеющихся у нее профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей. Сущность профессиональной самоопределения заключается в осознании личностью соответствия своих возможностей психологическим требованиям профессии, своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих в связи со сделанным выбором. Исследования показывает, что вершин профессионализма достигают те личности, в которых собственные потребности и мотивы профессиональной деятельности, профессиональные цели совпадают с социальным заказом общества, которое предусматривает воспитание через обучение и наоборот. Профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется с помощью процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Сюда также можно включить факторы, которые влияют на достижения субъектов обучения, это потребность в достижениях, престиж знаний, профессиональные качества, потенциал личности, уровень развития мотивации учебной и самообразовательной деятельности, самосовершенствования. Эти факторы имеют ярко выраженную психологическую специфику, что, безусловно, актуализирует необходимость всестороннего исследования мотивации профессиональной деятельности, а также особенностей ее формирования у будущих специалистов. Перспектива исследования – разработка и апробация комплексной системы психологической коррекции мотивационной сферы личности в условиях профессионального кризиса.

Список литературы

1. . Морозова И. С., Киенко Е. В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 207-210. 2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. – М. : Наука, 1987. – 224 с. 3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 232 с., Т. 2. – 288 с. 4. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности / Э.В. Галажинский. – Томск, 2002. – 320 c. 5. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург: Изд – во Урал. гос. проф. – пед. Ун – та, 1998. – 51 с. 6. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). // URL: http: //e-koncept.ru/2013/13027.htm. 7. Идинов А. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): автореф. дисс. … канд. филос. наук. Фрунзе, 1990. – 42с. 8. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – М., 1995. Т. 16, № 2. – С. 27–41. 9. Ковров В. В. Психолого-педагогический анализ сущности феномена самореализации человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. № 14. С. 127-135. 10. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. – СПб.: Изд. «Речь», 2005. – 222 с. 11. Коростыльова Л. А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: Дисс...д – ра психол. наук. – СПб, 2001. – 398с. 12. Костюк Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк. – М.: Педагогика, 1988. – 304 с. 13. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю., Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопроси психологии. - № 2, 1983. – С.51-59. 14. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, В. Г. Щур // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М.: Смысл. – 1997. – С. 156-176. 15. Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 332 с. 16. Маркова А. М. Психология профессионализма. – М.: МГФ «Знание», 1996. – 308с. 17. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. – М.: Психология, 1982. – 410с. 18. Павлин С. Как много зарабатывать во время кризиса / С. Павлин. – URL: http://dengipro.dowlatow.ru/secreti-deneg/kak-mnogo-zarabatyivat-vo-vrem... (дата обращения 18.01.2016). 19. Панкратова В.В. Системный подход к изучению самореализации личности // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 5. / URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10295 (дата обращения: 19.01.2016). 20. Пономарев П.Л. Психология человека в условиях экономического кризиса / П.Л. Пономарев. — URL: http://www.pavelp.ru/index.php/2011-08-12-09-07-46/2011-08-12-09-09-46/2... (дата обращения 18.01.2016). 21. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Наука, 2007. – 332 с. 22. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М., 1997. – С. 156–176. 23. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологи. – М.: Наука. – 1997. – С. 433-439. 24. Соколов А.А. Экономические кризисы: виды, причины, влияние на семью / А.А. Соколов. — URL: http://fb.ru/article/106941/ekonomicheskie-krizisyi-vidyi-prichinyi-vliy... (дата обращения 18.01.2016). 25. Толочкова Е.В. Условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования [Текст] / Е. В. Толочкова // Молодой ученый, 2013. - №8. – С. 436-440.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!