Введение
1. Нарушение зрения у детей
1.1 Проблема нарушение зрения у детей и причины ее возникновения
1.2 Особенности слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста
2. Мобильность слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста
2.1 Адаптация слабовидящих и слепых детей
2.2 Развитие пространственных представлений у слепых и слабовидящих
2.3 Методы, способы и вспомогательные предметы адаптации к окружающей среде слабовидящих и слепых детей
2.4 Роль родителей и педагогов в процессе адаптации слабовидящего или слепого ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Читать дальше
Нарушения зрения возникают, когда по тем или иным причинам глаз теряет способность к адекватной рефракции (преломлению света), и человек начинает видеть предметы искаженно. Значительно увеличилось количество детей с остаточным зрением (до 90%), из них: полностью незрячие – 3-4%; со светоощущением - 7%; с визусом более 0,06 – 10%. Возрос процент сложных комплексных зрительных заболеваний. При этом лишь несколько случаев связаны с нарушением зрения, которые характеризуются единичным поражением его функции. Многочисленные исследования в этой области подтвердили, что большинство дошкольников имеют 2-3 глазных заболевания.
В работе были рассмотрены следующие вопросы: проблему нарушение зрения у детей и причины ее возникновения; особенности слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста; адаптацию слабовидящих, слепых детей; развитие пространственных представлений у слепых и слабовидящих; методы, способы и вспомогательные предметы адаптации к окружающей среде слабовидящих и слепых детей; роль родителей и педагогов в процессе адаптации слабовидящего или слепого ребенка и др.
В заключении сделать можно основные выводы:
- большую роль в потере зрения у детей играет наследственный фактор и общее состояние здоровья;
- слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности, также дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие;
- особенно часто возникают проблемы с адаптацией в обществе у детей слабовидящих и слепых, инвалидность ставит перед ребенком массу проблем, особенно с ограниченными возможностями;
- исследования показали, что дети с нарушениями зрения спонтанно, не могут овладевать навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом обучении;
- слабовидящие и слепые дети пользуются в процессе адаптации вспомогательными предметами и методами, они понимают окружающую среду с помощью трости, собаки проводника (поводыря), тактильных карточек, книг и других предметов;
- роль родителей и педагогов незаменима в процессе адаптации слабовидящих и слепых детей, они помогают ребенку не боясь познавать окружающий мир.
Читать дальше
1. Актуальные нормативно - правовые акты по вопросам организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.-М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2012.- 22с.
2. Бакарченко Е. Коррекционный курс для слепых и слабовидящих детей.- //Здоровье детей» .- №1.- 2011.- С.21-24
3. Бондаренко М. П. Осваиваем окружающее пространств (советы родителям детей с глубоким нарушением зрения) / М. П. Бондаренко. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - N 5 - С. 53-56
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
5. Выготский Л.С. Слепой ребенок. / Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 2011.- С. 86-100
6. Дружинина Л. Индивидуальная работа, направленная на развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников, страдающих нарушениями зрения / Л. Дружинина. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С. 78-82
7. Земцова М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 3 - С. 26-32
8. Иванникова О.А. Взаимодействие детей с нарушением зрения со здоровыми сверстниками в процессе их интеграции в условиях ДОУ / О.А. Иванникова. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 22-25
9. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
10. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
11. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
12. Киселева Е.В. Взаимосвязь учителя - дефектолога (тифлопедагога) с родителями неорганизованных детей имеющих нарушение зрения в рамках консультативного пункта / Е.В. Киселева, Д.С. Пыркова. // Специальная психология. - 2012. - № 1. - С. 26-32
13. Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2011.- 352 с.
14. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
15. Ремезова Л. Дошкольники с нарушением зрения: реализация модели коррекционной направленности конструктивной деятельности в условиях специально созданного кабинета конструирования / Л. Ремезова. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11 - С. 99-10
16. Специальная психология.// Под ред. В.И. Лубовского; рец.: Н.Л. Белопольская, В.В. Ткачева: - М.: Академия, 2009.- 252 с.
17. Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2009.-216с.
18. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.
19. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
20. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
21. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
22. Юрьева Г. В. Развитие пространственных представлений у незрячих учащихся младших классов / Г. В. Юрьева // Логопед. - 2014. - № 9 - С. 89-92
Читать дальше