Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Современные виды творческого рукоделия в развитии мелкой моторики у умственно отсталого школьника

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
60
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение Глава I. Психолого-медико-педагогическая характеристика ребенка умственной отсталостью 1.1 Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Выводы 1.2. Роль современного творческого рукоделия в развитии мелкой моторики. Выводы Глава II. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта с помощью творческого рукоделия (вязание, сухое валяние из шерсти) 2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников Заключение Список литературы
Введение

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.


Если вам нужно купить учебную практику для студентов , заходите на сайт Work5.


. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов является использование творческого руковделия. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рукоделия. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов творческого рукоделия, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Рукоделие рассматривалось исследователями Морозовой Н.Г., Петровой В.Г. в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство определения степени умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование творческого рукоделия в процессе обучения и воспитания, учащихся с нарушением интеллекта. И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты считают, что для того, чтобы творческое рукоделие стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает творческое рукоделие. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Современные виды творческого рукоделия в развитии мелкой моторики у умственно отсталого школьника». Объект исследования: развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Предмет исследования: современные виды творческого рукоделия, как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Цель исследования: выявить влияние творческого рукоделия на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования. 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 2. Провести анализ в литературе особенностей развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. 3. Изучить влияние использования современных видов творческого рукоделия на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся. Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности будет успешным, если: - разработать систему специальных занятий с учетом особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на основе проведенного анализа в психолого - педагогической литературе; - использовать современные виды творческого рукоделия, как средство развития мелкой моторики; - подобрать наиболее эффективные методики творческого рукоднлия для развития мелкой моторики. Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством современных видов творческого рукоделия и коррекции имеющихся недостатков. Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы; • эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; • статистические: анализ, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость. В первой главе « Психолого-медико-педагогическая характеристика ребенка с умственной отсталостью» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта, формы и методы ее развития. Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта с помощью творческого рукоделия (вязание, сухое валяние из шерсти)» показаны результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством современных видов творческого рукоделия, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие мелкой моторики школьников с интеллектуальной недостаточностью. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы.

Заключение

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Изучив и проанализировав труды С.Я.Рубинштейн, А.Д.Виноградовой, Л.С.Выготского, Н.Г.Морозовой, Г.Е.Сухаревой, Ж.И.Шиф, М.С.Певзнер, Т.А.Власовой, М.Н.Перовой и др. о психолого-педагогических особенностях детей с нарушением интеллекта нами выявлено, что нарушение интеллекта (умственная отсталость) - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного). У детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, мелкой моторики которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Работа была направлена на исследование вопроса о том, как эффективнее использовать технику «Вязание» с целью развития мелкой моторики младших школьников. Актуальность вопроса определяется тем, что поступающие в первый класс дети в 30% случаев имеют недостаточную для овладения письмом развитую моторику руки. Для эффективной развивающей работы необходимо соблюдение ряда методических требований, в том числе и требование обеспечения вариативности и индивидуальности, которое состоит в том, что ребенок овладевает новыми умениями более эффективно, когда он мотивирован и заинтересован. В силу возрастных особенностей младших школьников новизна, многообразие, возможность выбора занятий способствует мотивации школьника к проявлению внимания и усердия в занятиях. В этом аспекте практическая значимость работы состоит в том, что обучение технике «вязание» с целью развития мелкой моторики разработано методически и возможна к применению в практике как один из вариантов развивающей работы с младшими школьниками. В соответствии с актуальностью методической проблемы нами была сформулированна тема нашего исследования «Развитиемелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания », сформулирован научный аппарат, выдвинута гипотеза. Анализируя проблемное поле исследования, мы изучили следующие аспекты: психолого-педагогические и физиологические исследования мелкой моторики как психомоторного качества младших школьников; особенности формирования мелкой моторики младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности и развивающих упражнений; вязание как разновидность художественно-творческой деятельности и его возможности в развитии мелкой моторики. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы. Мы проанализировали уровень сформированности мелкой моторики учащихся первого класса экспериментальной и контрольной групп, используя: диагностическую методику теста «школьной зрелости» Керна - Йерасека (копирование фразы «Он ел суп», срисовывание группы точек, изображение образа мужчины) и диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев детей. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности: у почти половины учащихся уровень развития мелкой моторики не соответствует уровню готовности к овладению письмом. На формирующем этапе эксперимента была разработана серия занятий по обучению младших школьников технике вязания, обеспечивающих развитие мелкой моторики младших школьников и составлены методические рекомендации по проведению таких занятий. Серия занятий по развитию мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания крючком разработана на основе соблюдения общих методических требований к организации развивающей работы с обучающимися, а также в следующих условиях: организовано целенаправленное вовлечение детей младшего школьного возраста в художественно-творческую деятельность, основанную на приобщении детей к искусству вязания, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике; применяются методы и приемы обучения ребенка в зависимости от его умений, степени его активности; организованы взаимодействия взрослого и учащихся друг с другом в процессе обучения. Проведенная нами исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у учащихся 3 класса с нарушением интеллекта страдает развитие мелкой моторики. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. В целях формирования и развития мелкой моторики у первоклассников с нарушением интеллекта проведены 31 занятие. В процессе внеурочной деятельности нами проведена большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как детям с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание. Дети осваивают интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу нетрадиционными техниками. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. В силу индивидуальных особенностей, развитие мелкой моторики, творческого воображения не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на занятиях по вязанию, валянию из шерсти. На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, увидели, что разработанная система занятий внеурочной деятельности по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта способствовала повышению уровня развития мелкой моторики, что подтверждает гипотезу. Так же, под влиянием коррекционно-развивающей работы с использованием нетрадиционных техник рисования у детей с нарушениями интеллекта расширились возможности учащихся самостоятельно рисовать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая гипотеза нашла свое подтверждение. Цели и задачи дипломной работы выполнены. Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день.

Список литературы

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.; Дрофа, 2000. – 256 с.: ил. 2. Винтаева, Т. Н. Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторного компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта 3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973г 4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1990 5. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М. : Академия, 2002 6. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). – М.: Дрофа 7. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988. 8. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / – М. : Новая школа, 1998 9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М., 1973, 10. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Пузанов Б. П. – М. : Просвещение, 1991 11. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова 12. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1987. 13. Овчарова, А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии интеллекта / А. П. Овчарова 14. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы.-Минск.Парадокс, 1999. 15. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталого ребенка / Пинский Б.И. – М. : АПН РСФСР, 1962. 16. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. – 1982 17. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы: Кн. 1 / Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 18. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.google.com/document/d/ 19. Селивахина В.А. Войлоковаляние [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа:http://www.artzentr.ru/load/obrazovatelnye_programmy_ckho_mgdd_ju_t/pro grammy_po_dekorativno_prikladnomu_tvorchestv 20. Специальная психология: / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2007 21. Coordination_disorder_home_school_community_booklet.pdf. [Электронный ресурс] 22. GAim6M9Q52ENarfQvHDD57ww3ykTdPHoTUxgzyIedV8/edit?pli=1[Электронный ресурс]. 23. Melkoi-motoriki-v-svyazi-s-razvitiem-sensomotornogo-komponenta-rechi-u-pervoklas [Электронный ресурс]. 24. Missiuna, C. Children with Developmental Coordination Disorder: At home, at school, and in the community [Электронный ресурс] / C. Missiuna, L. Rivard & N. Pollock. — Режим доступа: http://dcd.canchild.ca/en/EducationalMaterials/resources/dcd_developmental_ 25. Razvitie_sensornoi_sferi/index.html [Электронный ресурс].

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!