В современной школе не так уж и часто говорят детям о веселой народной школе, о жанрах народной смеховой культуры. И очень зря! Потому что проведение внеклассных уроков чтения, тематических классных часов, интегрированных уроков пробуждает у детей интерес к истории своего народа, его культуре, быту, традициям. Если задуматься, то знакомство детей с фольклором начинается с пеленок, когда мамы поют малышам Колыбельные песенки. Ребенок слушает мамину речь, воспринимает знакомство с внешним миром через мамины слова. Из поколения в поколение мы передаем шутливые потешки и прибаутки. Возможно, многие вспомнят такие бабушкины потешки: "Кую-кую ножку, пойду у дорожку, дорожка кривая, кобылка слепая, бух в речку ". Наверное, каждая мама постукивала своему ребенку по ручке и приговаривала:
- Сорока-сорока, где была?
-Далеко. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала. А ты мал, круп не брал, воду не носил, печку не топил, вот и не получишь!
Дети подрастаюти слышат после колыбельных песенок Пестушки, потешки, которые ненавязчиво, в игровой форме учат и знакомят с окружающим миром. Например, такая пестушка:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Слово в пестушке является главным и ведет за собой жест. Слово взрослого направляет ребенка. Под эту команду выполняется движение. Постепенно, подрастая, ребенок сам себе начинает давать команды. Пестушки перерастают в потешки, которые приучают детей к трудолюбию. Например, вот такая потешка:
Тра-та-та, тра-та-то,
Положите решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте,
С гречневой кашей
Пироги для Маши!
Позже в речь ребенка входят Прибаутки и небылицы. Подрастая, дети сами начинают творить. Они придумывают Дразнилки, считалки. Дети, не задумываясь о значении, используют их в своих играх при выборе ведущего. При помощи считалок игра становится более веселой и забавной. Рассказывая детям Небылицы, взрослые учат их различать действительность и фантазию, развивают воображение. Например, такая вот небылица:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!
Такая веселая народная школа помогает воспитывать и развивать детей с раннего возраста. Чтобы поддерживать интерес учащихся к фольклору, желательно проводить классные часы, внеклассные уроки в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий. В подборе материала к таким занятиям привлекайте самих детей, библиотекарей, родителей, бабушек, дедушек. Приятной неожиданностью будет для всех выступление детей в народных костюмах. Какой будет восторг у всех гостей, если класс превратится в русскую избу или ярмарочную площадь! Каждый почувствует себя активным участником происходящего. После таких уроков пусть дети поделятся своими впечатлениями, чувством радости, шаловливости, гордости за свой народ.
В процессе работы над данной темой были замечены следующие изменения:
1. У детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
2. У родителей также проявляется интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Папы и мамы с удовольствием подбирают и разучивают с детьми пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Данный метод развивает у детей память, речь, внимание, фантазию, воображение и мышление.