Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Исследования творчества в рамках клинической психологии

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.Теоретические аспекты исследования творчества в клинической психологии 5 1.1. Общая характеристика творческих способностей: задатки, происхождение, уровни развития 5 1.2. Гениальность как уровень развития способностей 11 1.3. Творчество - как метод терапии…………………………………………...17 ГЛАВА 2.Психологические особенности творческой личности и методы исследования 22 2.1. Личностные черты творческих людей 22 2.2. Возрастная динамика творчества гениальных личностей 27 2.3.Патопсихологические методы исследования. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 Приложение………………………………………………………………………39
Введение

Актуальность темы: Рассматривая внутреннюю сущность человека, все её изгибы и неожиданности, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой и самой сложной задачей. И если найти возможность заглянуть в необъятные глубины человеческой природы, то вполне реально будет приоткрыть завесу в понимании процесса становления человека как личности, его исторического предназначения, его предыстории, и соответственно его будущего. Кто-то порой видит в очертаниях облаков: образ причудливого предмета, несуществующего или реального животного, а прочитав роман, обязательно придумает ему продолжение. Кто-то постоянно что-то изобретает. Для окружающих их мысли и действия кажутся слишком странными, непонятными или даже смешными, порой даже самобытными. Именно таким со стороны для общества, кажется человек с высоким хаотическим потенциалом. Как в настоящее время, так и в прошедших веках творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Термин «творчество» указывает, что деятельность личности, и созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Как говорил Леонтьев Д.А.: «Творчество — это, прежде всего, отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд ни смотря, ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения». [32] Но вот проблема, существует две противоположные точки зрения: гений – это максимальная степень здоровья, гений – это болезнь. Ф. Гальтон говорил: - «гениальность – отклонение от нормы сродни безумию». [9] Не случайно однажды А. Грин сказал:- «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Но у него было достаточно ума и осторожности, чтобы об этом никому не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления, не сочтя это за безумство». [10] Целью данной курсовой работы является анализ задатков, способностей творчества гениальных личностей в психологии. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: ? дать общую характеристику способностей человека; ? рассмотреть вопросы о происхождении способностей, о механизмах их формирования и развития, насколько успех в развитии способностей зависит от природных задатков; ? рассмотреть три уровня развития способностей; ? определить что такое талант, одаренность и гениальность; ? рассмотреть психологию творческой личности, проанализировать личностные черты творческих людей; ? специфику творческого процесса и возрастную динамику творческой продуктивности. Объект исследования – гениальность, способности и задатки творческих личностей. Предмет исследования – психологические особенности и специфика личностных черт гениальных творческих людей. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и использованную литературу.

Заключение

Проблема творческой гениальной личности - проблема необъятная, значимая и сложная, которая охватывает огромное поле исследований. В данной курсовой работе мы не стремились охарактеризовать все факторы формирования гениальной личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на становление и развитие способностей гениальной личности, и психологические особенности творческих людей вообще. В ходе теоретического анализа психологической литературы по данной теме известных ученых, таких как В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, Г. Леман, Д. Б. Богоявленская, Н. В. Гончаренко, мы сделали вывод, что гениальность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. [17,c.45] В благоприятных условиях среды, окружающей такую личность, при наличии трудолюбия задатки развиваются в талант, в противном случае – в непризнанного гения, как правило, в конечном итоге в деградирующую личность с разрушенной психикой. Структуры, передаваемые по наследству, определяют почву для возникновения индивидуальных творческих способностей и личностных черт, возможно, потенциального гения. Но нельзя с уверенностью сказать, что именно этот фактор является определяющим, как утверждал Ф. Гальтон. Правильность его теории до сих пор не доказана. Но для непосредственных современников Гальтона и последующих поколений большое значение имел тот факт, что он очеловечил природу гения, так сказать, «спустил гениальность с небес на землю» [10, С. 46]. Не бог, не высшее существо, не слепая судьба были причиной великих достижений, но факторы, которые можно было научно исследовать, прогнозировать, эмпирически проверять. Гальтон внес вклад в разрушение старых донаучных представлений о гении, прежде всего тем, что применил новые методы исследования. Потенциальный гений даже с самыми лучшими наследственными и природными задатками попав в неблагоприятную окружающую среду, может не реализоваться. Тенденция о связи подагры и повышенной умственной активности, а так же идея схожести гениев и помешанных остаются просто теориями и до сегодняшнего времени не доказаны. До сих пор при том, что технология, наука, психология и другие области науки и культуры достигли невероятных успехов, остаются абсолютно неизвестными механизмы, которые определяют процессы, протекающие в гениальных умах: каким образом рождается талантливая идея, как и когда появляются гениальные люди? Никто не способен сформулировать конкретный ответ.

Список литературы

1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с 2. Бабаян Э.Я, Морозов Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б. Изобразительный язык больных шизофренией / Е.Я. Бабаян, В. Морозов, В.М. Морковкин. - В 3-х тт. - Базель: Sandoz LTD. 2003. 3. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А.В. Шувалов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель»; ОАО «Люкс», 2004. – 1212 с. 4. Беккер И. М. Школа молодого психиатра, М.: Бином, 2011. 5. Беспредельность. Ч. 1. – М.: МЦР, 2009. – 472 с. 6. Бойцова Ю. А. Сравнительное исследование количественных характеристик ЭЭГ и сверхмедленной активности мозга в диапазоне секундных колебаний: Диссертация на соискания степени кандидата биологических наук. – С-Пб, 2007. – 128 с. 7. Буксбаум Р.К. Истории вопроса о художественном творчестве душевнобольных // Искусство аутсайдеров: диалоги / Р.К. Буксбаум - Киев: Сфера, 1997. - 388 с. 8. Бурдов В.Т., Плотникова Т.В. Теория творчества. Интеграция, глобализация, диалектика Монография. — Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2010. — 210 с. 9. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011. - 121 с. 10. Гераимчук И.М. Активизация творческой деятельности - К.: ПП Нестроевый, 2014. - 552 с. 11. Гераимчук И.М. Гений это просто. Формирование творческой личности - М.: Эксмо, 2010. - 146 с. 12. Гераимчук И.М. Теория творческого процесса: структура разума (интеллекта) - Киев: Эдельвейс, 2012. - 269 с. 13. Гераимчук И.М. Философия творчества - М.: ЭКМО, 2006. - 120 с. 14. Де Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацской. - Мн.: Попурри, 2009. - 416 с. 15. Де Боно Эдвард. Шесть фигур мышления - СПб. Питер, 2010 - 332 с. 16. Дружинин В. Н. Психология творчества / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2005. - № 10. - С. 101 - 109 17. Дьяконицина О.В. Маргинальное искусство как вид художественного творчества в искусстве ХХ – начала XI в. // Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. – М.: НИЦ «Академика», 2013. – 320 с. 18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : 2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. 19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - СПб: Питер, 2009. - 434 с. 20. Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. – М.: НИЦ «Академика», 2013. – 320 с. 21. Казанцева Д.Б., Христова Н.Ц. (ред.) Развитие творческого потенциала личности и общества Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 150 с. 22. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники / П.П. Карпов - М.-Л .: Главнаука, 1926. - 89 с 23. Клименко Т. В. Судебная психиатрия. - М.: Юрайт, 2012. – 447 с. 24. Козлов В.В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души - Ярославль, - 2008 г., - 48 с. 25. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Экспедиция в гениальность - М.: Изд-во Цифровичок, 2013. — 396 с 26. Копытин А. И. «Диалог» с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации // Журнал неврологии и психиатрии. 2007. - Том 107, №12. - С.71-77. 27. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания // Психическое здоровье. 2009. - №3- С. 72-78. 28. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 – 505с. 29. Крафт-Эбинг Рихард. О здоровых и больных нервах. - М.: Издатель А. Ю. Заславский, 2009. - 115 с. 30. Креативность // Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М .: Эксмо, 2005. - С. 328-331 31. Крепелин, Э.. Введение в психиатрическую клинику. - М.: Бином, 2009 – 417 с. 32. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. Сборник. — Смысл, 2011. — С. 29-37. 33. Лерер Джоана. Вообрази. Как работает креативность - М.: АСТ, Corpus, 2013. - 304 с. 34. Маланов, С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010, - с. 167 35. Менделевич В.Д. Психопатологическая картина заболевания как результат креативности пациента // Международный конгресс по креативности и психологии искусства. - Пермь: Смысл, 2005 – С.56-59 36. Психология одаренности и гениальности ГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет. Кафедра психологии и акмеологии. - Саратов, 2009. - 36 с. 37. Райх С. Психодиагностика креативности - К. 2011 - 6 с. 38. Роу А.Дж. Креативное мышление / Пер. с англ. В.А. Островского. - М.: НТ Пресс, 2007. - 176 с. 39. Савельев С.В. Изменчивость и гениальность - М.: ВЕДИ, 2012. - 128 с. 40. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность - Томск : STT, 2011. - 520 с. 41. Соснин Э.А., Шувалов А.В., Пойзнер Б.Н. Лидер и управление жизненным циклом системы: шкала творчества. примеры, патографии - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2013 - 254 с. 42. Чернецкая Н. И. Изучение творческого мышления как результата интеграции различных видов мышления посредством однофакторного дисперсионного анализа // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 271–280. Интернет ресурсы: 1. Гаврилов В.В. Павел Иванович Карпов — неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время… Сообщение 3 [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 6 (23) – С.13-15 2. Гальцова Е.Д. Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926 г.) в европейском культурном контексте: материалы к исследованию // Новые гуманитарные исследования. – 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nrgumis.ru/ 3. Гальцова Е.Д.Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926 г.) в европейском культурном контексте. Материалы к исследованию // Новые гуманитарные исследования. 2011. С. 7-29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nrgumis.ru/. 4. Губенко Е. Л. Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/578042/ 5. Сильверсан А. В., Аболина Н. С. Методика психодиагностики уровня творческости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34788_full.shtml 6. Терещук А. Креативность как неотъемлемый компонент интеллектуального развития личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newacropolis.org.ua/ru/study/conference/?thesis=4254

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!