Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Интернет как институт социализации старшеклассников общеобразовательных школ города Москвы

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Социология
Предмет
Социология общая
Страниц
75
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1.Теоретические аспекты содержания и специфики процесса социализации личности………………………………………………………….7 1.1.Классификация подходов к пониманию социализации……………………7 1.2.Механизмы социализации………………………………………………….19 Глава 2. Общение в интернете как фактор социализации подростка……….24 2.1.Интернет – новое коммуникативное пространство………………………24 2.2.Интернет как агент социализации подрастающего поколения………….33 Глава 3. Исследование социализации старшеклассников посредством Интернета……………………………………………………………………….44 3.1.Социальные сети……………………………………………………………44 3.2.Изучение роли виртуальных социальных сетей в жизни современных школьников……………………………………………………………………..48 Заключение ……………………………………………………………………..70 Список литературы……………………………………………………………..73
Введение

В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет. Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.


Если вам требуется курсовая работа на заказ срочно в Кемерово , обратитесь к Work5.


. Интернет для старших школьников сегодня - это альтернативный институт социализации, не должный заменить и подменить роль классических институтов (семья, школа и др.) в социализации молодежи, тем более характеризуясь скорее суррогатным потенциалом удовлетворения многочисленных потребностей человека XXI века, трансформируя психовозрастные характеристики. Актуальность работы в том, что Интернет имеет богатые резервы влияния на социализацию старших школьников. Именно посредством Интернета как особого социального института: -старшие школьники получают необходимые знания о новой информационной среде; -происходит формирование составляющих культуры киберсоциализации: информационной культуры, информационного мировоззрения, которые опираются на понимание выдающейся роли информации в общественной жизнедеятельности человека. Вместе с тем, сегодня существует проблема тиражирования посредством Интернета информации, которая не отвечает общечеловеческим этическим и эстетичным идеалам. Перенасыщенное подобной информацией интернет-пространство временами стихийно влияет и на художественно-эстетичные вкусы, и на формирование моральных принципов старших школьников. Поэтому актуальным является вопрос повышения эффективности позитивной социализации старших школьников посредством Интернета. Фактически проблема социализации старших школьников посредством Интернета приобрела сегодня междисциплинарный характер, её отдельные аспекты разрабатываются в рамках философии, политологии, социологии, психологии, педагогики и т.д. Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации человека, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, Дж. Баллантайн, У. Бронфенбренер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, И.С. Кон, Дж. Коулмен, Ч. Кули, Е.А. Леванова, Л.В. Мардахаев, Дж. Мид, М. Мид, В.С. Мухина, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, И. Таллмен, Дж. Огбю, У. Уэнтворт, Я. Щепаньский и др.), а одной из характеристик современного этапа интенсивного развития психолого-педагогической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-педагогических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.С. Бродский, Г.Н. Волков, А.В. Гаврилин, В.Л. Глазычев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Плешаков, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, А.М. Сидоркин, О.Н. Яницкий и др.). Многочисленные социологические, социально-педагогические и психологические исследования Е.П. Белинской, С.В. Бондаренко, И.А. Васильевой, А.Е. Войскунского, И. Голдберга, Е.И. Горошко, В.В. Гудимова, А.Е. Жичкиной, Д.В. Иванова, Т. Келера, А.В. Минакова, А.В. Мудрика, В.А. Плешакова, В.В. Нестерова, М.Ю. Сидоровой, Ф.О. Смирнова, Дж. Сулера, В. Фриндте, Н.И. Чудовой, К.С. Янг и многих других учёных связаны с изучением специфики социализации, общения и поведения в Интернете подрастающих поколений. Научные труды члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика и его учеников посвящены всестороннему исследованию проблем социализации человека в рамках признанной научной школы «Социализация и воспитание (психологическая школа в области социальной педагогики)». Несмотря на это, остаются не достаточно исследованными социализирующие возможности Интернета, вопросы влияния Интернета на социализацию подрастающего поколения. Цель работы – анализ интересов и потребностей учащихся, реализуемых в виртуальных социальных сетях, изучение функциональной роли онлайн-взаимодействий в жизни школьников как компонентов социализации. Объект исследования: Интернет как агент социализации подростков. Предмет исследования – социализирующая роль виртуальных социальных сетей в повседневных и образовательных практиках современного школьника. Задачи: 1.Рассмотреть теоретические аспекты содержания и специфики процесса социализации личности. 2.Проанализировать возможности Интернета как современный институт социализации молодежи.

Заключение

Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «зона ближайшего развития». Это тот уровень развития, который достигается ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым как партнером по общению и совместной деятельности. Зона ближайшего развития — это область не созревших, а только созревающих процессов, накопленный потенциал развития, его завтрашний день. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становятся информационно-коммуникационные технологии и в первую очередь интернет. Современные школьники довольно сильно погружены в социальные сети: абсолютное большинство использует их каждый день. Наибольшей популярностью среди социальных сетей пользуются Вконтакте, а также Facebook, Instagram, Twitter. Большинство школьников имеют довольно длительный стаж использования социальных сетей: 72 % учащихся отметили, что зарегистрировались в социальных сетях три и более лет назад, т.е. многие завели аккаунт в социальной сети еще до того как достигли 14 лет. Здесь стоит отметить особенности географии опроса: столичный регион во многих аспектах является передовым, жители столицы, как правило, первыми примеряют на себя как социальные, так и многие технологические новинки. Опрос школьников показал, что ведущим мотивом регистрации и присутствия в социальных сетях является мотив общения (коммуникативная мотив), выраженный в поиске и поддержании связей с друзьями и знакомыми. Значительную часть старшеклассников привлекают познавательные возможности социальных сетей: будучи в них легко быть в курсе событий из жизни друзей и знакомых, помимо этого в сети достаточно легко найти нужную информацию. Мотивом аффилиации, в котором выражается потребность в разделении общих интересов с другими пользователями, руководствуются чуть менее половины опрошенных старшеклассников. Помимо этого социальные сети являются удобными для школьников рекреационными зонами: во-первых, здесь достаточно свободы, чтобы не чувствовать контроль взрослых, во-вторых здесь сосредоточено большое количество развлекательных материалов, позволяющих и расслабиться после учебы, и провести время на неинтересном уроке. По мнению самих школьников, наибольшее значение для них имеет коммуникативная функция социальных сетей: это вполне объяснимо с точки зрения ключевых возрастных потребностей подростков – для них крайне важно выстраивать отношения через общение с друзьями и знакомыми и поддерживать с ними связь (через получение информации об их жизни). При этом для большинства школьников отметили, что социальные сети не являются для них средством расширения социальных связей: только для пятой части подростков важно заводить новые знакомства в социальных сетях. На втором месте для учащихся находится развлекательная функция социальных сетей: практически для 80% возможность бесплатного прослушивания музыки и просмотра кино является определяющей при использовании социальных сетей. Благодаря разнообразному контенту социальных сетей можно достаточно легко находить нужную информацию, в том числе быть в курсе новостей, возможно именно поэтому данная функция социальных сетей оказалась третьей по значимости среди школьников. Наибольшую практическую значимость для школьников имеют, прежде всего, такие развлекательные функции социальных сетей как прослушивание и скачивание музыки и кино, далее следует коммуникационная функция (т.е. функция общения и поддержания социальных связей). Также довольно большое значение имеет информационная и, в частности, образовательная функции. Данные исследования показали, что абсолютное большинство школьников чаще всего используют социальные сети для «прослушивания/скачивания музыки и аудиокниг» и «общения с друзьями», а также «просматривают/скачивают кино» и «посещают/читают паблики». Также практически каждый второй учащийся использует социальные сети как источник информации о друзьях, событиях в мире. «Выкладыванием своих фотографий» занимается треть всех учащихся, примерно такая же часть использует социальную сеть для «поиска информации по учебе». Наименее практически значимыми для десятиклассников являются коммерческая функция и функция самоактуализации. Лишь около одной пятой учащихся «комментируют фотографии / заметки других людей» или используют сети в качестве файлообменника, еще реже – для написания заметок и «озвучивания» своих мыслей, «онлайн-игр», «поиска готовых домашних заданий», «поиска новых друзей по интересам». «Игра в других людей/персонажей» и «попытки заработать, подработать» являются наименее популярными занятиями из всех. Интернет-деятельность современных подростков является важным формирующим фактором в процессе их социализации. Однако предоставляя широчайшие возможности для развития, интернет одновременно несет и определенные угрозы. При этом далеко не всегда специалисты уделяют должное внимание возможным негативным психологическим последствиям, в особенности рискам, связанным с социализацией подростков в интернете.

Список литературы

1.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.45 2.Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. – М., 1996, с.17 3.Парсонс, Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000 4.Кули, Ч. Социологическая теория и социальное исследование. –М.,1990, с.321 5.Мид, Дж. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд социологии и социал. Психологии Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. – М., 2009, с.229 6.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004, с.53 7.Бронфенбреннер, У. Два мира – два детства. Дети в США и в СССР. – М.: Прогресс, 1976, с.274 8.Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании DOC. Учебное пособие. – М.: Владос, 1995, с.198 9.Шилова, М. И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова. – М.: Педагогика, 1982,с.23 10.Андреева, Г. М. Социальная психология. – М., 2004, с.274 11.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М : Азбуков- ник, 1999, с.918 12.Сорокин, П. Социальная мобильность. – М.: Академия, 2005. – 588 с. 13.Ильенков, Э. В. Философия и культура. – М., 2006, с.102 14.Парсонс, Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000, с.37 15.Маркс, К. Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. – М., 1981 16.Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 109-115 17.Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2002. 18.Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. /Пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 19.Белинская Е. П. Человек в информационном мире. - [Электронный ресурс]. - Интернет-публикация, 2002а. - Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/texts.bel3.html. 20.Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности. - [Электронный ресурс]. - Интернет-публикация, 2002б. - Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/texts.bel5.html. 21.Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: Дисс. ... доктора социол. наук: 22.00.06 /Рост. гос. пед. ун-т Ростов-на-Дону, - 278 с.ил. - Библиогр.: С. 256-278. 23.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 24.Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208 с. С. 42 25.Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками / Социологические исследования, 2015, № 5 26.Шахмартова О.М. и Недошивина И.В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivov-ispolzovaniya- sotsialnyh-setey-mladshimi-shkolnikami 27.Термин «Социальные сети» [Электронный ресурс] // Социальные сети от А до Я: путеводитель по социальным сетям Интернета. – URL: http://www.social-networking.ru/article/social-networks. 28.Мифы и реальность социальных сетей в Интернете [Электронный ресурс] // Энциклопедия сайтостроения. – URL: http://site.nic.ru/content/view/358/33/ 29.Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. – 2011. - №7 – с. 46-55. 30.Доклад «Рунет сегодня»: исследование российского интернета [Электронный ресурс] – Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/mat/view/1. 31.Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей// Вестник науки ТГУ, 2010. - №3 – С. 192-194. 32.Bandura, A. Human agency in social cognitive // American Psychologist., 1989 - No. 44, pp. 1175-1184. 33.Pew: 94% Of Teenagers Use Facebook, Have 425 Facebook Friends, But Twitter

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!