Все люди хотели бы улучшить свою память. Однако мало кто прилагает к этому усилия. Одна из причинно недостаток информации о способах достижения этой цели. Некоторые считают, что память - это врожденная черта, которая не поддается совершенствованию. Эта мысль, безусловно, ошибочна. Память имеет органическую основу, но решающую роль в деятельности играют косвенные мыслительные процессы смыслового запоминания. Все это поддается тренировке.
И когда мы провели диагностику памяти военнослужащих и военных переводчиков то обнаружили, что преобладающий тип памяти при разных типах представления материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждой из четырех серий. Нормальным объемом непосредственной памяти считается запоминания 5-9 слов. Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений личности. Ее выявление помогает сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в отношении запоминания ним наиболее ценной информации, подготовки к разведке, боевой тактики и т.д., то есть запоминания материала в памяти, что было нашей задачей в нашей работе.
Мы пришли к выводу, что память поддается коррекции и тренировке.
Известны случаи, когда выдающиеся люди, работая над собой, считали обязательным изучение одного стихотворения в день. Для такой тренировки военослужащим подойдет запоминания логически связанных и не связанных текстов, стихов, изображений, фотографий с именами и фамилиями, номеров телефонов, дат рождения и тому подобное. И мы можем рекомендовать военным развития памяти и проверку их результативности.
И мы задавались вопросами: для чего военослужащему знать типологию видов памяти и ее особенности у каждого человека? Способствуют такие знания повышению эффективности военного дела? Ведь трудно представить, чтобы офицер дифференцировал свои служебные влияния с учетом типа памяти того или иного военослужащего.
Однако это возможно. Хотя возьмем такой пример. Командир закончил объяснять тактику и приступаете к закреплению путем фронтального опроса, причем его объектом может стать любой солдат. Можно ли требовать желаемого ответа от того, у кого зрительный тип памяти? Как он напрягать свою волю, должным образом повторить услышанное вряд ли сможет. Такому солдату нужно во время изложения материала позволить пользоваться книгой. Готовя домашнее задание, ему целесообразно самостоятельно составлять графики, схемы, рисунки. школьникам из слуховым типом памяти можно посоветовать читать учебник вслух, пересказывать друг другу.
Наши исследования показали, что, как правило, запоминается около 6- 8 не связанных между собой информационных единиц. Это могут быть цифры, формулы, буквы или слоги, фигуры или изображения - результат в каждом случае меняется.
Это свойство нашей памяти очень важно учитывать в тех случаях, когда приходится иметь дело с большими массивами информации.
Исследования показали, что предыдущие задачи выполнимы, если предложенные слова связать между: собой определенной смысловой линией, например, рассказом или четырьмя - пятью картинками. Потренируйтесь, а затем попробуйте составить рассказ из 20-З0 слов.
Мы заметили, что этот метод эффективен и при запоминании бессмысленных слогов, цифр, формул, фигур, и вообще любого слабого структурированного материала.
Для того, чтобы справиться с большими объемами такого рода информации, стоит разбить не более чем на семь частей, содержащих относительно однородные данные.
Если необходимо, и эти части можно делить на мелкие фрагменты и т.
Исследования также показали, что если мы долго не возвращаемся к какой проблемы, не думаем о ней, информационные дороги зарастают и бывшая легкость ориентации в вопросе теряется. Так теряют квалификацию ученые и спортсмены, преподаватели и политики. Чем выше уровень мастерства, то он чувствителен к длительным перерывам. Человек устроен так, что все ее функции нуждаются в постоянном тренинге.