Итак, в рамках данной работы проведен анализ инвестиций в основные фонды и эффективность их использования на примере Филиала Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс».
Вложения могут иметь различную форму и осуществляться разнообразными субъектами на разных уровнях экономической деятельности. Субъектами инвестирования могут быть государство в лице уполномоченных органов (центральный банк страны, Министерство финансов), органы местного управления и самоуправления. Они вкладывают средства в развитие социальной сферы, науку, культуру, здравоохранение, инфраструктуру (дороги, водопроводные сети и т.п.). Как правило, целью их инвестиционной деятельности является не извлечение прибыли, а обеспечение развития общества в целом.
Часть прибыли и амортизация должны использоваться на расширение бизнеса, восстановление выбывающих и закупку новых основных средств, увеличение оборотных активов, превращаясь, таким образом, в инвестиции. Кроме того, предприятие может получать инвестиции из внешней среды (посредством выпуска акций, облигаций, получения кредитов и т.д.) за некоторую плату. Предприятие может быть и поставщиком инвестиций во внешнюю среду (создавая дочерние предприятия, предоставляя займы и т.д.), рассчитывая получать доходы от этого.
Планирование инвестиций является логическим продолжением стратегического (долгосрочного) планирования на предприятии и одной из основ тактического (среднесрочного) планирования его деятельности. Стратегическое планирование представляет собой комплекс действий по разработке стратегий, обеспечивающих достижение целей функционирования фирмы. Его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить гибкость и нововведения в деятельности фирмы, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. В ходе стратегического планирования формируется миссия, определяются цели и задачи деятельности, проводится оценка внешней среды и внутренней структуры, анализ стратегических альтернатив и разработка стратегии развития компании.
Процесс планирования инвестиций на предприятии осуществляется на основе сформированной стратегии его развития в три этапа: 1) оценка выбранной стратегии; 2) разработка бизнес-планов проектов; 3) сводное планирование инвестиций
Осуществление инвестиций всегда связано с вложением капитала и оценкой его величины в сравнении с величиной полученных результатов. Важнейшими подходами, которые используются при принятии подобных финансовых решений, являются учет временной стоимости денег и стоимости капитала.
В практической части работы проведен анализ инвестиционной политики ГУП «Мосгортранс». ГУП «Мосгортранс» начало свою работу 31 июля 1958 г., когда все три вида наземного общественного транспорта Москвы — автобус, троллейбус, трамвай — были организационно объединены в единый производственно-технологический комплекс Управление пассажирского транспорта, наследником которого является ныне существующее ГУП «Мосгортранс».
Сегодня в состав ГУП «Мосгортранс» входит 48 филиалов ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует 799 маршрут наземного городского пассажирского транспорта, в том числе 667 маршрутов автобуса, 89 маршрутов троллейбуса, 43 маршрута трамвая.
Маршрутная сеть города постоянно корректируется: открываются новые маршруты, в основном для обслуживания новых районов массовой жилой застройки, изменяются действующие.
В систему ГУП «Мосгортранс» входит 19 автобусных парков, на балансе которых сегодня находится 7431 единица линейного подвижного состава автобусного транспорта.
В настоящее время в ГУП «Мосгортранс» эксплуатируются автобусы марок «Икарус», «ЛиАЗ», «МАЗ» и «Волжанин». Основной маркой городских маршрутов является «ЛиАЗ».
В рамках реализации адресной инвестиционной программы 2014 года осуществляется поставка в ГУП «Мосгортранс» 2070 автобусов. По состоянию на начало 2012 года поставлено 1552 единицы, из них 1482 автобуса большой вместимости и 70 автобусов особо большой вместимости. За 2012 год поставлено всего 1734 единицы, из них 1473 автобуса большой вместимости и 261 автобус особо большой вместимости. По состоянию на 01.12.2013 поставлено 546 автобусов, до конца года планируется поставка дополнительно 120 единиц.
При реализации инвестиционной программы 2014 года будут достигнуты следующие показатели:
• парк автобусов обновится на 30%;
• количество подвижного состава, полностью адаптированного для перевозки инвалидов, составит по автобусу 53,2%;
• количество подвижного состава с двигателями экологического класса Евро-3 и выше составит 69,8% от общего количества автобусов;
• создание комфортных условий проезда на вновь поступающем подвижном составе за счет оборудования салонов автобусов системами кондиционирования транспортных средств в жаркое время года и эффективной работы отопления в зимнее время.
В структуру ГУП «Мосгортранс» входит 8 троллейбусных парков и 5 трамвайных депо. По состоянию на конец 2013 года на балансе предприятия находится 1640 троллейбусов и 959 трамвайных вагонов.
Основой активов ГУП «Мосгортранс» являются внеоборотные активы, представленные основными средствами. Это не удивительно, поскольку основным видом деятельности предприятия являются транспортные перевозки и наблюдается постоянное увеличение транспортного парка. В целом за рассматриваемый период с 2011 по 2013 год валюта баланса увеличилась на 366 млрд. руб. в абсолютном выражении или на 41,6% в относительном выражении на 31.12.2013 года составила 1159 млрд. руб. В структуре активов больше приросли внеоборотные активы - на 433 млн. руб. или 80,1%. И по состоянию на 31.12.2013 года составили 973 млн руб. Оборотные активы уменьшились на 67 млн. руб. или на 26,5% и составили 186 млн. руб.
Основой пассивов предприятия является собственный капитал предприятия. В структуре пассивов капитал увеличился на 103 млн. руб. (16,4%) и составил 734 млн. руб. Долгосрочные обязательства увеличились на 209 млн. руб. или 5,5 раз и составили 247 млн. руб. Краткосрочные обязательства увеличились на 53 млн. руб. (43,0%) и составили 178 млн. руб.
В структуре активов по состоянию на 31.12.2013 года преобладают внеоборотные активы, доля которых в структуре активов составляет 84%. В структуре внеоборотных активов наибольшую долю занимают основные средства, доля которых в структуре активов составляет 55,4%.Доля оборотных активов составляет 16% от величины активов. Структуру оборотных активов формируют в основном краткосрочная дебиторская задолженность доля которой составляет 11,8%.
За исследуемый период выручка предприятия увеличилась на 193,2 млрд. руб. и составила 576,9 млрд. руб. Относительное увеличение составляет 50%. При этом прибыль предприятия увеличилась всего на 4 млрд. руб. и составляет всего 37,6 млрд. руб. Относительный рост составляет 11,9%. Изменение показателей свидетельствует о сокращении рентабельности предприятия, что влечет за собой потребность внедрения инновационных проектов.
Основой инвестиционной политики ГУП «Мосгортранс» является инвестирование в замену и совершенствование подвижного состава транспортного парка предприятия. Однако, предприятие также внедряет и другие инвестиционные программы.
Объемы инвестиций предприятия за последние три угода уменьшаются. Однако это не свидетельствует о негативной тенденции, а является характеристикой деятельности любого предприятия, потому что, проводя капитальные вложения, предприятие совершенствует свои основные фонды и некоторое время не нуждается в их интенсивном обновлении.
Деятельность ГУП «Мосгортранс» на протяжении последних трех отчетных лет можно характеризовать как инвестиционную, потому что более половины средств финансирования в 2011 году было направлено на инвестирование инвестиций, в то время как на финансирование текущей деятельности предприятия было направлено всего 41,2% от объемов финансирования предприятия. В абсолютном выражении объемы финансирования капиталовложений в 2011 году составили 548 млн. рублей, которые были направлены на финансирование строительства, закупку оборудования и техники.
Похожая картина наблюдалась и в 2012 году, но в этом году доля капиталовложений уже уменьшилась и стала меньше 50%, то есть составила 38,9%, соответственно доля финансирования текущей деятельности составила 61,1%. В абсолютном выражении объемы инвестиций в 2012 году составили 322,7 млн. рублей.
В 2013 году доля финансирования инвестиций уменьшилась до 21,4%, соответственно доля финансирования деятельности компании составляет 78,6%. В абсолютном выражении объемы инвестиций составили 157,1 млн. рублей.
В рамках выполнения работы предлагается реализовать проект инноваций на ГУП «Мосгортранс». Поскольку исследуемое предприятие очень большое, то целесообразно реализовать небольшие инвестиционно-инновационные проекты на филиалах предприятия, делать так называемые «пилотные проекты». Площадкой для нашего пилотного проекта станет Филиал Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс».
Суть проекта заключается в создании службы «Социальное такси» на Филиале Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс» при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Инициатором и реализатором инвестиционного проекта по внедрению телекоммуникационных услуг на территории Филиале Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс» является ГУП «Мосгортранс». Данный проект будет реализовываться полностью за счет собственных средств ГУП «Мосгортранс»
Все показатели инвестиционного проекта свидетельствуют об эффективности проекта и о достаточном запасе прочности проекта, что характеризует данный проект, как высокорентабельный и привлекательный для ГУП «Мосгортранс». Также следует отметить, что период окупаемости по данному проекту Филиала Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс» намного ниже периода окупаемости по аналогичным проектам.