Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Понимание человека в истории философской мысли.

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
30
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 1. Человек в философии Древнего мира, возрождения и Нового времени 5 2. Особенности изучения проблем человека в философии XIX- начале XX вв. 12 3. Современные философские концепции понимания человека 22 Заключение 32 Список использованной литературы 35
Введение

Человек – важнейшая (а в некоторых философских направлениях, например, в экзистенциализме, центральная) проблема философии, так как мир воспринимается человеком и через человека. Поэтому вопросы познания природы и сущности человека, его места в мире, императивов его поведения, смысла жизни и предназначения в той или иной форме ставились на всех этапах развития философии. Первое представление о человеке появилось не в философии и не в науке, а в мифе и религии. С точки зрения мифического миропонимания человек – существо космическое, сотворенное демиургами, творцами, дочеловеческими предками. Религиозная традиция повествует о сотворении человека Богом по «образу своему и подобию». свое сущностное взаимодействие с природой человек осуществляет в органичном для него контексте общественной и культурной жизни, объективные закономерности которой существуют и действуют не как выражение чисто «природной» и «внешней» необходимости, а как специфическая, отличная от природной необходимость общественно-исторического процесса, сотворцом и действующим лицом которого является сам человек, детерминированный и свободный в своих действиях, сознательно ставящий определенные цели и добивающийся их осуществления. В каких же отношениях пребывает человек с социальными и культурными формами бытия, как определяет он собственный образ жизни? В рамках культурной истории мы застаем человека изначально оформленным культурой и обществом и творящим культуру, преобразующим историческую действительность в нужном ему направлении. Логика взаимоотношения объективного и субъективного факторов общественной жизни, так же как и необходимость дальнейшего развития, прогресса общества и культуры, позволяет видеть в человеке творческое начало. Цель настоящей работы – изучить особенности понимания человека в истории философской мысли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - оценить место человека в философии Древнего мира, возрождения и Нового времени; - выявить особенности изучения проблем человека в философии XIX-начала XX вв.; - дать оценку современным философским концепциям понимания человека.

Заключение

Человек оказался существом, производящим не только орудия труда, но и символы культуры. «Человек – с точки зрения М.К. Мамардашвили, - это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе». Человек надстраивает над природой рукотворный мир, создает человеческое сообщество, богатейший мир культуры, поэтому сущность человека нельзя свести лишь к его природному существованию, она в единстве природного и социокультурного. Таким образом, в истории философии сформировалось множество различных подходов к пониманию сущности человека, что обусловлено ее сложностью, многогранностью, противоречивостью, несводимостью к какому-либо одному свойству. Сущность человека представляет собой единство и взаимосвязь природного и социального, материального и духовного, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Современная философия развивает целостный гуманистический подход, признающий многомерность и разносторонность человека, ибо человек является одновременно продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Почти с самого момента возникновения философской мысли человек становится одной из центральных ее проблем. Каждый из периодов философии дополняет и расширяет представления о сущности человека, ориентируясь на новые исторические и культурные события. Эволюция философских представлений о человеке имеет следующий вид: 1. Античная философия – здесь сформировались две основных концепции сущности человека: 1) Человек есть существо разумное, т.е. сущностью человека является наличие разума. Разум понимался в античной философии в двояком смысле: • Во-первых, как способность человека отражать реальность в абстрактных понятиях и совершать с ними различные логические операции. • Во-вторых, как способность человека контролировать и упорядочивать собственную физиологическую и психическую сферу жизни при помощи определенных этических и эстетических идеалов, т.е. разум несет в себе не только познавательную, но и этическую и эстетическую функции. 2) Человек есть существо социальное, общественное (Аристотель), т.е. человек ест продукт общества и изначально содержит в себе потребность в сосуществовании с другими, т.к. лишь при помощи «других» он может приобрести культурные и общественные способности, а также удовлетворить свои различные потребности. 2. Средние века – под влиянием христианства здесь складывается представление о человеке как об уникальной и свободной духовной сущности, характеризующейся не столько наличием разума, сколько способностью осуществления свободного выбора в отношении добра или зла. Средневековое мировоззрение абсолютизировало разрыв между «земным» и «небесным», а соответственно между духовным и плотским в человеке. Хотя античное сознание также фиксировало определенные противоречия между разумом и телом, но в общем, за редким исключением, греки считали, что в земной жизни возможно достижение подлинно гармоничного существования через следование принципу меры, золотой середины. 3. Возрождение и Новое время – основным достижением в осмыслении человека заключалось в создании представления о нем как о рациональном и творческом индивиде, основой существования которого является активное преобразование внешней реальности в соответствии с собственными потребностями и целями. Если античное сознание являлось космоцентричным, а средневековое – теоцентричным, то Возрождение и Новое время создают анропоцентричное мировоззрение, ставящее активного индивида в качестве центра мироздания, а все остальное осмысливающее как вторичное и подчиненное человеку. Антропоцентрическая модель понимания человека и мира стала основой развития западноевропейского капитализма, который приобрел глобальную тенденцию в XX – XXI вв. Вместе с тем в современной философии данная модель подверглась существенной критике, т.к. абсолютизация человека и человеческих интересов привела к разрушению и опустошению природы, а также к дегуманизации человеческих отношений, к деградации нравственных и эстетических ценностей.

Список литературы

1. Апрышко, П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. - М.: Республика, 2012. - 656 с. 2. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М. : ООО Изд-во АСТ; Харьков : Фолио, 2004. – 678 с. 3. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с. 4. Веряскина В.П. Трансформация человека в обществе модерна. – М.: ИФРАН, 2015. – 223 с. 5. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие / Д.И. Грядовой – М.: Щит-М, 2009 – 356 с. 6. Гуревич П.С, Спирова Э.М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. – 368 с. 7. Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013.- 288 с. 8. Капустин Б.Г., Мюрберг И.И., Федорова М.М. Этюды о свободе. Понятие свободы в европейской общественной мысли. – М.: Аквилон, 2015. – 288 с. 9. Касавина, Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках. – М.: ИФРАН, 2015. – 189 с. 10. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – М.: Кнорус, 2013. – 232 с. 11. Кьеркегор С. Страх и трепет [Текст] : пер. с дат. / С. Кьеркегор. – М. : Республика, 1993. – 383 с. 12. Марсель Габриэль. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. В. П. Большакова и В. П. Визгина; общ. ред., послесл. и примеч. В. П. Визгина. – М. : Республика, 2004. – 224с. 13. Мерло-Понти М. Око и дух / Пер. с фр., предисл. и коммент. А. В. Густыря. – М. : Искусство, 1992. – 63 с. 14. Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2006. - 317 с. 15. Самохвалова В.И. Сверхчеловек: образ, метафора, программа. М.: Ваш формат, 2015. – 400 с. 16. Современный экзистенциализм. Критические очерки / Ред. кол. Л. Н. Митхрохин, А. Г. Мысливченко, Т. И. Ойзерман (рук. авт. кол.) – М. : Мысль, 1966. – 567 с. 17. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!