В данной работе рассмотрена и проанализирована актуальная на сегодняшний день тема правового регулирования социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации.
В заключении стоит отметить, что социальное обслуживание пожилых граждан в Российской Федерации представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан осуществляется на основании Конституции Российской Федерации 1993 года и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В ходе исследования нами было установлено, что основными формами социального обеспечения пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации являются:
1) социальное обслуживание на дому;
2) социальное обслуживание в полустационарной форме;
3) социальное обслуживание в стационарной форме.
Социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Организация дневного пребывания осуществляется учреждениями социального обслуживания в дневное время путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и иных услуг гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Формы предоставляемых социальными службами услуг определены Государственными стандартами:
Система учреждений социального обслуживания граждан сегодня разделена на два основных сектора – государственный и негосударственный. Государственный сектор это – областные, муниципальные, районные управления и отделения стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Негосударственными формами стационарного социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
На современном этапе система социальной защиты находится под влиянием значительных финансовых ограничений и ориентирована, прежде всего, на возможности существующих стационарных учреждений, а не на потребности лиц: условия проживания в стационарных учреждениях с регламентированным режимом и определенным перечнем социально-медицинских услуг часто не совпадают с индивидуальными потребностями человека.
Тогда как в тех странах (например, Германия), где профессиональная социальная работа существует более ста лет, проживание престарелые и инвалида в стационарном учреждении считают целесообразным только в том случае, когда невозможно создать условия для его ухода на уровне общины – в биологической или приемных (приемной) семьи или независимого проживания (индивидуального или группового) с поддержкой и социальным сопровождением.
В ходе исследования нами было установлено, что в учреждениях социального обслуживания граждан постепенно внедряются современные технологии социального обслуживания и методы социальной работы, начато осуществление индивидуальной оценки потребности в помощи и социальных услугах. В последние годы наблюдается тенденция по обеспечению нуждающихся комплексным социальным обслуживанием, улучшение условий проживания подопечных, их коммунально-бытового и медицинского обслуживания, гарантированных действующим законодательством.
Наконец, следует отметить, что содержащиеся в исследовании выводы, а также дальнейшее исследование форм социальном обеспечении должны способствовать повышению эффективности использования возможностей конституционного прав в РФ и в субъектах РФ не только в части воздействия на законодательство о социальном обеспечении, но и на развитие российского законодательства в целом.