Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

организационно-педагогические условия развития творческого потенциала педагогов в общеобразовательной школе

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Управление персоналом
Страниц
25
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 2 1. Теоретические аспекты изучения творческих людей 5 1.1. Понятие и сущность творческого процесса 5 1.2. Характер творческого человека 6 2. Особенности педагогической деятельности в развитии творческого потенциала 9 2.1. Особенности педагогической деятельности 9 2.2. Педагогическое мастерство как характеристика личности 10 2.3. Организационно – педагогические условия развития творческого потенциала педагогов в общеобразовательном учреждении 11 3. Исследование организационно-педагогических условий развития творческого потенциала педагогов в условиях общеобразовательной школы 15 3.1. Краткая характеристика исследования 15 3.2. Диагностика уровня развития творческого потенциала личности 17 3.3. Рекомендации по совершенствованию и развитию творческого потенциала 20 Заключение 24 Список литературы 27
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что необходимость в развитии творческого потенциала, имеющегося у педагога, объективно начинает приобретать все большую актуальность за счет усложнения и постоянного расширения сферы образовательных услуг, появления инновационных типов школ, авторских педагогических систем, технологий, проектов, возрастающему уровню запросов со стороны общества, что предъявляются к педагогу. Помимо того, на базе анализа мировых тенденций общественного развития, можно сделать вывод о том, что в качестве основы научно-технического прогресса в XXI веке выступают инновационные процессы в образовании, в качестве характерных черт для которых выступают: • Инновации, • Качество систем образования, • Включенность образовательной системы на базе применения межкультурных коммуникаций и информационных технологий. Проблема исследования состоит в том, что в подобных условиях будет актуализирована необходимость построения и реализации образовательного процесса, что создает предпосылки для того, чтобы раскрыть потенциальные способности каждого из педагогов, а также сформировать у него готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. Научно-методическая деятельность обладает рядом существенных возможностей в решении данных задач. Кроме того, проблематика выбранной темы заключается в существовании ряда противоречий: • между потребностью современной сферы образования в творческих педагогических кадрах и недостаточным научным обоснованием процесса развития творческого потенциала педагога, обеспечивающего на практике проектирование и реализацию инновационных образовательных проектов, • между необходимостью повышения приоритета научно-методической работы при проектировании и реализации учебного процесса как основы творчества педагога и второстепенностью ее роли на практике. Основной целью данной работы выступает изучение развития творческого потенциала педагога в условиях общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) Определить особенности творческого человека и потенциала, 2) Выявить организационно – педагогические условия развития творческого потенциала педагогов в общеобразовательном учреждении, 3) Провести исследование среди преподавателей. Объектом исследования выступает творческий потенциал педагогов. Предметом исследования стали особенности организации условий для развития творческого потенциала педагогов. Несмотря на наличие потребности в подготовке педагогов с высоким уровнем творческого потенциала, данный аспект проблем совершенствования квалификации педагога не смог найти должного отражения в педагогических исследованиях. Кроме того, можно также говорить о том, что в педагогической науке было сформированы теоретические предпосылки для проведения исследования научных основ развития творческого педагогического потенциала. Сюда можно отнести труды И.А. Колесниковой (о человеке как носителе педагогической сущности), Е.В. Бондаревской (о развитии потребности личности в «обретении себя, своей неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала»), В.В. Серикова (о специфической форме «обмена духовно-личностными потенциалами преподавателей и студентов на основе диалога»), М.В. Корепановой, А.К. Марковой (о творческом потенциале как интегративной характеристике личности будущего педагога). Такое понятие, как «творческий потенциал личности» стало широко применяться в научных текстах в 1990-е гг. в большинстве работ по педагогике и психологии высшей школы. Сюда можно отнести В.И. Андреева, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головаха, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьмину, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, Е.Л. Яковлеву и пр. При этом единый подход к определению данного понятия отсутствует. Данная курсовая работа была написана на использовании понятия «творческий потенциал личности» в качестве интегральной целостности природных и социальных человеческих сил, что обеспечивает его субъективные потребности в творческой самореализации, а также развитии. Тем не менее, разработок, связанных с развитием творческого потенциала личности педагога в процессе его научно-методической деятельности недостаточно. В качестве методов, используемых в работе, выступили метод анализа и синтеза, метод структуризации и обобщения. Теоретической основой для написания работы стали труды и монографии отечественных специалистов, учебные пособия, а также ресурсы сети Интернет. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован педагогами на практике. Кроме того, курсовая работа может послужить базой для подготовки к написанию научных работ и статей, а также к составлению докладов для научно-практических конференций. Методологической основой работы является материалистический метод познания и основанные на нем общенаучные, специальные и частно-научные методы. Гипотеза исследования состоит в том, что за счет развития творческого потенциала у учителя будут формировать новые педагогические навыки, а деятельность станет более эффективной. В структуре курсовой работы: введение с обоснованием актуальности выбранной темы, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Опираясь на изученный материал, необходимо сформулировать ряд выводов: Гипотеза, выдвинутая во введении, была подтверждена. За счет развития творческого потенциала у учителя будут формировать новые педагогические навыки, а деятельность станет более эффективной. Творчество – это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас – изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы. Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя. Описание процесса По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века – Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса: • Подготовка, • Инкубация, • Озарение, • Проверка. Педагогическая деятельность представляет собой такую человеческую профессию, в которой из поколения в поколение реализуется передача педагогического, социального, культурного опыта. В современных условиях, когда в системе образования реализуется идея модернизации, определяются новые концептуальные подходы к построению модели образования, в любом образовательном учреждении происходит пересмотр содержания многих компонентов педагогической деятельности. Акцент делается на следующие особенности образовательного процесса: личностно-ориентированное обучение; духовно – нравственное воспитание; развитие гражданско – патриотической позиции обучающихся; право педагога на свободу выбора содержания и форм обучения; разработка авторских программ и внедрение инновационных технологий. В этой связи в образовательном учреждении появляется острая потребность в педагоге, готовом проявить свой творческий потенциал. Анализ определений понятия «творческий потенциал» показывает, что ученые в основном трактуют его как качество, свойство личности. Наиболее целостная концепция развития творческого потенциала личности представлена в работах В.И. Андреева, Е.Л. Яковлевой. Ими определены черты творческой личности: способность выбирать достойную цель и подчинить свою деятельность ее достижению, способность планировать и самоконтролировать свою деятельность, высокая работоспособность в выполнении планов, хорошая техника решения творческих задач, способность отстаивать свои идеи и убеждения Необходимость написания данной работы заключалась в том, что часто педагоги не понимают, как важен творческий потенциал в их работе. Работая согласно одной и той же программе из года в год, их деятельность становится рутинной, что отражается на качестве знаний их учеников. В процессе написания работы было определено понятие творческого потенциала, выявлены организационно – педагогические условия развития творческого потенциала педагогов в общеобразовательном учреждении, а также экспериментальное исследование среди учителей БОУ г. Омск «Средняя общеобразовательная школа №10». Удалось выявить, что в процессе творческой деятельности у учителя формируются не столько новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности. Были выработаны рекомендации для развития творческого потенциала. В ходе написания работы удалось выяснить, что развития творческого потенциала у учителя является основой формирования новых педагогических навыков, при этом педагогическая деятельность станет более эффективной, что найдет свое отражение в уровне качества знаний учеников и их заинтересованности в предмете. Используя свой творческий потенциал на практике, педагоги смогут существенно улучшить и сделать интересным образовательный процесс.

Список литературы

1. Ахрамович Е. А. Организационно – педагогические условия развития творческого потенциала педагогов в общеобразовательном учреждении, Омск. - 2016 2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 207 с. 3. Венедиктова Т. А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2013. – 139 с. 4. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов М.: Изд-во МГУ, 2014. -416 с. С. 327. 5. Вульфов, В.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособие / В.З. Вульфов, В.Д. Иванов М.: Изд.УРАО, 2013. -284 с. 6. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 2013. - 480 с. 7. Вяткина Т.О. Разработка системы грантов для поощрения творческой активности педагогов и учащихся. - Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений/ под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2014.- 23 с. 8. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика / Б.С. Гершунский -Киев, 2014.-197 с. 9. Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 века. / Б.С. Гершунский-М., 2014.-687с. 10. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке /Питер Ф. Друкер; пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с. 11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 638 с. 12. Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2007. — 304 с. 13. Симагина О.В.Теория управления: учебное пособие /О.В.Симагина, В.М. Матюнин. - СИУ – филиал РАНХиГС - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014. - 135 с. 14. Сыманюк Э.Э, Печеркина А.А, Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды.//Педагогическое образование в России .- 2011. - № 1. - с. 20-23 15. Федоров С.А. Развитие творческого потенциала педагога в процессе научно-методической деятельности. Дис., М. 2010 16. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта. 1997. 17. Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=24076

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!