Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Предпринимательство и общество………………………………………...5
1.1 Экономическая природа и содержание предпринимательства……………….5
1.2 Взаимосвязь предпринимательства и общества……………………………...11
1.3 Предпринимательская деятельность в системе общественного благосостояния…………………………………………………………………….14
Глава 2 Анализ современного состояния предпринимательства и его проблем……………………………………………………………………………..18
2.1 Анализ современного состояния предпринимательства в России…………18
2.2 Проблемы развития предпринимательства в России……………………….24
2.3 Влияние общественного благосостояния на предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………………35
Читать дальше
Развитие мировой экономики за последнее 200 лет подтвердило первостепенную значимость деятельности предпринимателей в обеспечении экономического роста и благосостояния нации. Страны, которые не стали развивать институт предпринимательства и ограничили экономическую свободу предприятий и своих граждан, в итоге продемонстрировали застой и бедность. В странах, где активно действовали предприниматели, экономика процветала, и повышалось благосостояние граждан.
Каждый предприниматель стремится максимизировать свою прибыль, его материальное благополучие находится в прямой зависимости от успешности его бизнеса. Предприниматель, действуя в своих интересах, в то же время двигается к достижению общественных целей, работает на общество. Преследуя личные выгоды, предприниматель производит блага, необходимые обществу.
Экономика России переживает сложные времена, но имеет все шансы выйти из непростой ситуации. В случае успешного осуществления намеченных и принятых мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, данный сектор экономики может стать хорошим двигателем в экономическом развитии страны.
К предпринятым мерам антикризисной программы для предпринимателей на сегодняшний день необходимо отнести следующие мероприятия:
- снижена налоговая нагрузка;
- увеличены объемы финансовой поддержки;
- снижены административные барьеры, ведется борьба с коррупцией;
- введены двухлетние налоговые каникулы для ИП, осуществляющих бытовые и производственные услуги;
- существует возможность понижения ставки ЕНВД с 15% до 7,5%, понижения ставки УСН по доходам с 6% до 1%;
- расширен доступ к закупкам государственных и муниципальных организаций;
- расширена грантовая поддержка инновационных ИП;
- расширен перечень ВЭД с возможностью применять патент;
- существует возможность снижения в 2 раза возможного дохода ИП;
- снижен избыточный монопольный контроль.
Налоговая политика в финансовой области стала ключевым инструментом в таких вопросах как: регулирование экономических процессов, формирование привлекательной среды для инвесторов, развитие бизнеса. В Федеральный закон № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса» были внесены поправки: изменились критерии отнесения к малому и среднему бизнесу.
Важнейшим шагом явилась разработка и принятие Долгосрочной стратегии развития МСБ в России до 2030г. Целями стратегии являются:
- обеспечение прозрачности ведения бизнеса;
- решения проблемы снижения административных барьеров;
- обеспечение гарантированных и стабильных правил игры.
Реализовать стратегию планируется в три этапа, для этого разрабатывается детальный план мероприятий («дорожные карты»).
Образована Федеральная корпорация по поддержке МСБ, в задачи которой входит осуществлять поддержку данного сектора и привлекать денежные средства российских и иностранных компаний.
Еще одно важное достижение - это введение моратория на увеличение налоговых нагрузок до 2018г.
Главная задача на сегодняшний день - это создать комфортные условия для ведения хозяйственной деятельности. Время покажет, насколько эффективны были предпринятые меры, чтобы в будущем малое и среднее предпринимательство выросло качественно и количественно, заняло новые отраслевые ниши, и смогло реализовать себя в экономическом пространстве.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс // Информационная система «Гарант».
2. Налоговый кодекс РФ // Информационная система «Гарант».
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
4. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
5. Гудин Ю.Г. Бизнес и общество: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 156 с.
6. Коротаева Н.В. Чеглова Е.А. Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса // Социально-экономические явления и процессы, № 1 (059), 2014. с. 28 - 32
7. Лыгина Н.И., Федорчук Н.Г., Рудакова О.В. Предпринимательская деятельность в системе общественного благосостояния // Вестник ОрелГИЭТ, 2012, №2(20), с. 45 - 51
8. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. — 2012. — № 11. 74 – 79с.
9. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р). URL: http://base.garant.ru(дата обращения 03.06.2016)
Приложение А
Таблица 1 - Критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства [3]
Субъект малого и среднего предпринимательства
Средняя численность работников за предшествующий календарный год
Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год
Доля сторонних организаций в уставном капитале компании
Микропредприятие
Не более 15 чел.
60 млн. руб.
Не более 25%
Малое предприятие
Не более 100 чел.
400 млн. руб.
Не более 25%
Среднее предприятие
От 101 до 250 включительно
1 млрд. руб.
Не более 25%
Приложение Б
[-- Image: Frame1 --][-- Image: Frame1 --]
Рисунок 1 - Факторы формирования благосостояния [7, c. 46]
Приложение В
Таблица 2 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2015г. (по итогам 2014 года). [9]
Категория субъектов МСП
Занятость на предприятии
Оборот предприятия
Критерий независимости происхождения
Микро- предприятие
< 15 человек
< 60 млн. руб.
Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций
в уставном капитале не выше 25%, а доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся МСП - не выше 49%.
Малое предприятие
16 - 100 человек
< 400 млн. руб.
Среднее предприятие
101 - 250 человек
< 1 млрд. руб.
Приложение Г
Таблица 3 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2015г. (по итогам 2014 года). [9]
Микро-предприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Индивидуальные предприниматели
Все категории МСП
Количество субъектов МСП, тыс. ед.
1 868,2
235,6
13,7
2 413,8
4 531,3
Доля в секторе МСП, %
41,2
5,2
0,3
53,3
100%
Среднесписочная численность работников, тыс. чел.
4 431,1
6 358,4
1 585,8
5 645,7
18 021*
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей
9 699,3
16 692,9
5 027,8
10 447,5
41 867,5
Приложение Д
[-- Image: Frame1 --][-- Image: Frame1 --] Рисунок 2 - Модель взаимовлияния благосостояния нации и предпринимательской деятельности[7, c. 49]
Читать дальше