Язык как форма существования мыслительной деятельности человека охватывает все сферы его индивидуальной и общественной жизни и является неотъемлемой частью человеческой природы. Изучая и анализируя определенные языковые и речевые процессы, происходящие в человеческой психике, можно получить материал для анализа отдельных явлений. Так, изучение ассоциаций и установление ассоциативных связей сознания респондентов позволяет выявить индивидуальное восприятие ими окружающего мира, выяснить семантическую структуру слов. Один из способов получения ассоциаций является свободный ассоциативный эксперимент. Многие аспекты семантической характеристики слова, среди них выяснения семантической структуры слов, характеризуются разной степенью исследование. Их исследованием занимались Залевская А.А., Уфимцева А.
Многим нужно заказать сочинение онлайн , за решением этой проблемы обращайтесь в Work5.
., Овчинникова И.Г., Василевич А.П., Горошко К.П., Рогожникова Т.М., Новикова А.М. и другие. Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней впервые выясняются семантические особенности слов общественно-экономической лексики по посредством свободного ассоциативного эксперимента. Объект - ассоциативные реакции респондентов на слова-стимулы общественно-экономической сферы использования. Предмет - свободный ассоциативный эксперимент как способ выявления и изучение ассоциативных связей, установленных между общественно-экономической лексикой, фиксированной словарем, и ее пониманием носителями языка. Цель - установить с помощью свободного ассоциативного эксперимента семантическую структуру группы слов общественно-экономической сферы использование. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - Исследовать историю формирования термина "ассоциация"; - Проанализировать основные этапы развития метода свободных ассоциаций; - Установить место и роль свободного ассоциативного эксперимента в современных исследованиях; - Определить группу слов общественно-экономической сферы использования как символов для проведения свободного ассоциативного эксперимента; - Проанализировать количественный и качественный состав полученных реакций; - Установить характер ассоциативных связей в группе слов-символов. Методы исследования. Основным методом исследования является свободный ассоциативный эксперимент. В работе использовались также описательный, статистический методы и метод анкетирования с элементами компонентного анализа. Теоретическое значение. Выводы и обобщения проведенного исследования способствуют более глубокому познанию ассоциативных процессов, поскольку в работе обосновываются теоретические понятия "ассоциативное поле" и "Ассоциативное ядро", дают возможность уточнять семантическую структуру слова. Практическое значение дипломной работы заключается в использовании ее материалов, посвященных изучению семантической структуры лексико семантической группы слов общественно-экономической сферы использования при прочтении курса современного русского литературного языка, на спецкурсах и факультативных занятиях. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, в первом из которых подано краткий обзор истории возникновения и применения метода ассоциаций, а во втором - основные аспекты семантической структуры анализируемых слов, выводов и литературы.
Исследование семантической структуры слов общественно-экономической сферы использования с помощью свободного ассоциативного эксперимента показало: 1. Ассоциации были объектом изучения в течение многих веков. Их анализом занимались философы, психологи, лингвисты. Было установлено существует большое количество видов ассоциаций, отражающих процессы, происходящие в человеческой психике. Так, философы исследовали НЕ вербальные ассоциации, а "Ассоциации идей"; психологи интересовались практическим подходом и использованием ассоциаций в психодиагностике и психиатрии. Именно лингвистами было высказано мнение о том, что изучение большого количества ассоциаций и их связей позволяет сделать выводы о соотношении субъективной реальности. В современной науке термин "ассоциация" используется во всех сферах жизнедеятельности человека и толкуется как субъективный образ существующих вне сознанием человека связей между явлениями и предметами объективно реального мира. 2. В науке условно выделяют 5 этапов развития и использования свободного ассоциативного эксперимента: а) этап становления свободного ассоциативного эксперимента как метода научного познания (1879-1910); б) этап, связанный с появлением понятия "ассоциативная норма" и возникновением первых ассоциативных норм (1910-1954); в) психолингвистические этап (50-нач. 70 гг. XX в.) г) деятельным этап (70 - 80 гг. XX в.) д) возникновения ассоциативной лингвистики (с 80 гг. XX в.). 3. Применение свободного ассоциативного эксперимента происходит в социологических, политологических, гуманитарных сферах для анализа соответствующих знаний. Использование свободного ассоциативного эксперимента имеет и прикладной характер: он присутствует в методологии обучения иностранным языкам, в заключении ассоциативных словарей, в пато-, психодиагностике, в психиатрии. 4. При количественного и качественного анализа полученных реакций на слова-стимулы были выделены следующие типы ассоциаций: синтагматические; парадигматические; тематические; фонетические; словообразовательные; коннотационные; реакции-персоналии и реакций-словосочетания. В процессе анализа установлено, что наиболее многочисленны синтагматические и парадигматические типы. В каждом ассоциативном поле имеется ядро. 5. Ассоциации, вошедшие в ассоциативного ядра, находятся в разных отношениях с ключевыми словами определений общественно-экономических терминов, взятых из словарей. В одних случаях слова-реакции полностью отвечали ключевым словам, в других - они выступали синонимами к ключевым словам. В процессе такого сопоставления было выяснено, что реципиенты некоторыми терминами не обладают вообще, а другие неправильно интерпретируют и принимают в контексте. Даже тем информантов, которые работают в экономической сфере, было трудно определиться с ассоциациями в некоторых случаях. По нашему мнению, это свидетельствует о неточной формулировки определение соответствующего экономического срока в словаре, и отсюда его неточная интерпретация носителями языка. 6. Именно через ассоциации оказывается индивидуальный, неповторимый мир носителя языка, с их помощью выясняется отношение говорящего к окружающему среды, ведь язык, является формой существования мысли, охватывает все сферы индивидуальной и общественной жизни человека, является неотъемлемой частью человеческой природы.
1. Апресян 0.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. – Москва, 1974. – 366 с. 2. Аспекты семантических исследований / Отв. ред Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева. – М: Наука, 1980. – 357с. 3. Батурина Л.И. Российский ассоциативный портрет современной рекламы // Язык. Созпание. Коммуникация: Сб. ст. – М: Диалог – МГУ, 1999. – Вып. 7. – С. 85-100. 4. Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от 6 до 16 лет (Ассоциативное значение слова в онтогенезе). – Пермь: Изд-во Перм, уп-та, 1995. – 254 с. 5. Береснева Н.И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (Ассоциативньїй зкеперимент) / Дисс. канд. филол. наук. – Пермь, 1997. – 145 с. 6. Бессонова О.Л. Оценка как семантический компонент лексического значения слова (на материале существительных-наименований лица в английском, фраицузком и украинском языках): Дис, канд. филол. наук. – Донецк, 1995. – 184 с. 7. Болотнова II.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. – Томск: Том. гос. пед. ин-т., 1994. – 210 с. 8. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3- е изд. – М.: Сов. энцикл. Т.25. 9. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом экеперимепте: на материале цветообозначения в языках разных систем. – М.: Наука, 1987. – 140 с. 10. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.; 68 Л.: Учпедгиз, 1947. – 784с. 11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М: Изд-во ЛПН РСФСР, 1956. – 519 с. 12. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. – М.: Наука, 1981. – С. 78-96. 13. Гасица Н.Л. Ассоциативная структура значення слова в онтогенезе / Дисс. капд. филол. наук. – М., 1990. – 184 с. 14. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992. – 217с. 15. Горошко Е.И. Специфика ассоциативного сознания некоторых групп русскоязычного населения // Языковое сознание: формирование и функционирование. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. – С. 186-200. 16. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного экеперимента / РАН. Инос. языкознания. – X.; М.: Издательская группа „РА – Каравелла", 2001. – 316 с. 17. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М: Прогресс, 1984. – 397 с. 18. Дмитрюк Н.В. Национально-культурная специфика вербальных ассоциаций / Автореф. дисс. канд. филол. наук. – М., 1985. – 22 с. 19. Ермакова О.П. Контекстно обусловленная сочетаемость идентифицирующих существительных прилагательными // Синтаксис текста. – М.: Наука, 1979. – С. 153-161. 20. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999. – 382 с. 21. Залевская Л.Л. Задачи психолингвистических исследований лексики // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. Тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / ЛН СССР, Ин-т языкознания. – М., 1991. – С. 16-118. 22. Залевская Л.Л. Исследование направленных ассоциации в русском и английском языках // Проблема английской филологии и психолингвистики. – Калинин: КГУ, 1972. – Вьш. 1. – С. 3-35. 23. Залевская А.А. К проблеме експериментального исследования структуры ассоциативного поля / Материалы рабочего совещания по теме: Человек как поситель языка. – Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун- та, 1975. – С. 27-77. 24. Залевская А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике. – Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1979, – 83 с. 25. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. – Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1977. – 83с. 26. Залевская А.А. Психолингвистические проблеми семантики слова: Учеб. пособие. – Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1982. – 80 с. 27. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистические исследования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун- та, 1990. – 704 с. 28. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л.: Наука, 1972. – 216. 29. Квале Стейнар. Исследовательское интервью / М.Р. Миронова /Пер. с анг./; Д.Л. Леонтьев /научн, пер. и предисловие/. – М.: Сгипея, 2003. – 301 с. 70 30. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. – Минск, 1970. – 206 с. 31. Климкова А.А. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // Науч. докл. высш. шк. Сер. Филол. науки. – 1991. – № 1. – С. 45-54. 32. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М: Наука, 1990. – 11с. 33. Корытная М.Л., Нечаева М.Н. Экспериментальное исследование связей между словами // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. – Тверь: ТГУ, 1991. – С. 99-107. 34. Лебедева С.В. Специфика ассоциативных связей в условиях патологии речи // Материалы XII Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации „Языковое сознание и образ мира", Москва, 2 – 4 июня 1997 г. – М.: Ин-т языкознания РАН и МГЛУ, 1997. – С. 94. 35. Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л.: Наука, ЛО, 1967. – 118 с. 36. Леонтьев А.А. Психологическая структура значення // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. – М: Наука, 1971. – С. 7-19. 37. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языковых знаков // Принципы и методи семантических исследований: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т языкознания. – М., 1976. – С. 46-73. 38. Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – С. 3-16. 39. Леонтьев А.А. Основи психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с. 47.Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы семантики. – М.: Наука, 1983. – 284 с. 40. Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования антонимии 41. Психолингвистические исследования з области лексики и фонетики. – Калинин: КГУ, 1981. – С. 68-81. 42. Новикова А.М. "Семантический гештальт" в структуре ассоциативного поля. – М., 1998.-30 с. 43. Овчинникова И.Г., Штерн А.С. Ассоциативная сила русского слова // Психолингвистическне проблемы фонетики и лексики. – Калинин: КГУ, 1989. – С. 110-117. 44. Овчинникова И.Г. Ассоцыации и вьысказывание: Структура и семантика: Учеб пособие по спецкурсу. – Пермь: Перм. гос. ун-т. 1994. – 124 с. 45. Палермо Д. С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития и поведения детей / Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1966. 46. Перебейнос В.С. Использование ЭВМ в лингвистических исследованиях. – К.: Наукова думка, 1990. – 228с. 47. Петренко В.Ф. Динамика семантического поиска // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974. 48. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 208 с. 49. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб пособие. – Смоленск: СГУ, 1997. – 400 с. 50. Подражанская Н.Т. Производное слово в материалах ассоциативного эксперимента с носителями английского языка // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языкових контактов. Калинин: КГУ, 1984. – С.128-135. 51. Потебня А.А. Мысль и язик. – К.: СИНТО, 1993. – 192 с. 52. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 494 с. 53. Рогожникова Т.М. Свободный ассоциативный эксперимент с людьми преклонного возраста: вопросы организации и предварительные итоги // Психолингвистические проблеми фонетики и лексики. – Калинин: КГУ, 1989. – С. 105-109. 54. Рогожникова Т.М. Взаимосвязь ассоциативного мира слова и текста // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. – Тверь: ТГУ, 1991. – С. 45-53. 55. Рогожникова Т.М. Психолингвистические проблемы функционирования полисемантичного слова / Автореф. дисс. д-ра филол. наук. – Уфа, 2000. – 42 с. 56. Салихова Э.А. Структура ассоциативных полей лексических единиц при детском билингвизме / Дисс. канд. филол. наук. – Уфа, 1999. – 165 с. 57. Сахарный А.А. Введение в психолингвистику: Курс лекций. – Л.: Изд- во ЛГУ, 1989. – 184 с. 58. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1977. – 192 с. 59. Соколова Т.В. Ассоциативный тезаурус ребенка 3-6 лет / Автореф. дисс. д-ра филол. наук. – М., 1999. – 65 с.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!