Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Качественный и количественный анализ когнитивных искажений у подростков и юношей

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
45
Год сдачи
2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7 1.1. Сущность девиантного поведения подростков 7 1.2. Гендерное поведение как психолого-педагогическая проблема 19 1.3. Гендерные особенности конфликтного поведения 31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение

Актуальность исследования. Рост напряженности в современном обществе обусловливает увеличение различных конфликтов и необходимость их всестороннего изучения с целью нивелирования негативных последствий и наиболее полного использования заложенных в них положительных возможностей для развития личности. Знание факторов, которые обусловливают возникновения межличностных конфликтов, позволяет разработать комплекс методов, направленных на их профилактику и формирование навыков успешного решения. Такая работа позволяет не только помочь личности получить знания об эффективных способах решения конфликтов, но и придает ей информацию об основных психологических особенностях, обусловливающие возникновение межличностных конфликтов, о возможности саморегуляции в сложных жизненных ситуациях, осуществляет целенаправленное воздействие на личность с целью гармонизации его психического и социальной жизни. Проблема конфликтов и девиаций всегда привлекала исследователей и разрабатывалась представителями различных психологических направлений, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.


Попробуйте заказать сочинение в Краснодаре и убедитесь в качестве.


. В частности, в зарубежной психологии наиболее интересны разработки представителей различных научных подходов: психоаналитического (З. Фрейд, К. Юнг и А. Адлер) социотропного (У. Мак-Даугалла, С. Сигеле) этологического К. Лоренц, Н. Тинберген) теории групповой динамики (К. Левин, Д. Креч) фрустрацийно-агрессивного (Д. Доллард, Н. Миллер) поведенческого (А. Басс, А. Бандура) социометрического (Дж. Морено, Г. Гурвич) Интеракционистская (Т. Шибутани, Д. Шпигель). Благодаря этим работам в психологической науке была основана систематическое изучение конфликта как самостоятельного социально-психологического феномена. В середине ХХ века перед исследователями встала проблема не только разработки теоретических подходов к различным конфликтам, а и определения путей и способов их предупреждения и преодоления. Это обусловило появление таких направлений исследования как мотивационный (М. Дойч, С. Шикман), теории организационных систем (Р. Блейк, К. Томас) и теории и практики переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Прюитт). Зато в отечественной психологии - проблема конфликта не нашла своего достаточного отражение, хотя и проводились отдельные исследования по данной тематике. В частности, изучались конфликты в деловых отношениях, семейные конфликты, конфликты в педагогическом процессе. Среди советских и российских исследований по проблематике конфликтов стоит отметить работы В.С. Агеева, А.Я Анцупова, С.В. БАКЛАНОВСКИЙ, Ф.М. Бородкина, Л.С. Выготского, Н.Ф. Вишняковой, Н.В. Гришиной, Е.И. Киршбаум, М.М. Коряк, А.А. Леонтьева, М.М. Обозов, В.Б. Ольшанского, А.В. Петровского, Л.А. Петровской, Т.А. Полозовой, А.И. Шипилова. Несмотря на то, что еще в подростковом периоде формируются основные коммуникативные умения, в юношеском возрасте перед личностью возникают новые задачи, которые и обусловливают необходимость совершенствования уже сформированных умений. Новая социальная ситуация развития личности в юношеском возрасте обусловливает изменения в индивидуальных особенностях личности, в результате чего происходит обострение межличностных отношений. И хотя школа и другие учебные заведения пытаются дать юношам и девушкам знания, необходимые для дальнейшей жизни и получения профессии, юноши часто остаются наедине с проблемами, которые возникают в них при взаимодействии с родителями, преподавателями и сверстниками. Однако проблема влияния различных факторов на возникновение, течение и разрешения конфликтов в юношеском и подростковом возрасте осталась вне поля зрения исследователей. Таким образом, учитывая социальную значимость проблемы и недостаточность научных разработок, посвященных изучению причин межличностных конфликтов в юношеском возрасте, была определена тема данной работы: «Качественный и количественный анализ когнитивных искажений у подростков и юношей» Объект исследования - межличностные конфликты. Предмет исследования - межличностные конфликты в юношеской и подростковой среде и профилактические действия по их предупреждению. Цель исследования заключалась в выявлении и экспериментальном изучении психологических факторов возникновения межличностных конфликтов среди юношей и подростков, а также разработке и апробации психокорекционной программы по предотвращению возникновения межличностных конфликтов и формирование конфликтной компетентности личности. В основу нашего исследования было положено предположение о том, что решение межличностных конфликтов среди юношей и подростков обеспечивается комплексным исследованием личностных качеств и корректирующим воздействием на самооценку юношей и подростков, уровень их тревожности и типичные непродуктивные формы агрессивных реакций. Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследование: 1. Изучить теоретические подходы к проблеме межличностных конфликтов. 2. Исследовать основные факторы возникновения межличностных конфликтов среди юношей и подростков. 3. Установить степень связи между конфликтностью личности юношей и подростков и уровнем их положительной и отрицательной агрессивности методами математической статистики. 4. Разработать и апробировать психокоррекционную программу по предотвращения возникновению межличностных конфликтов среди юношей и подростков и, проверить эффективность применения такой программы. Научная новизна. На материале изучения отношений между юношей и подростков и индивидуальных особенностей юношей и подростков уточнено влияние психологических факторов на возникновение и развертывание межличностных конфликтов. Практическое значение. Полученные в результате выполнения курсовой работы данные о психологических факторов возникновения межличностных конфликтов разработана психокоррекционная программа позволят наладить систему воспитательной и профилактической работы с юношами и подростками по предупреждению конфликтов между ними. Методы исследования. Задачи исследования было реализовано путем применения системы теоретических и эмпирических методов. Среди них: теоретический анализ и систематизация научных данных по проблеме; наблюдение, направленное на выявление особенностей протекания межличностных конфликтов; анкетирования. Были применены ряд конкретных методик (методика Q-сортировки В. Стефансона, тест определение реагирования человека в конфликте К. Томаса, методика определения агрессивности А. Басса - А. Дарки и методика «Личностная агрессивность и конфликтность », разработанная Е.П. Ильиным и П.А. Ковалевым), направленных на изучение психологических факторов возникновения межличностных конфликтов среди студентов. Методы математической статистики применялись для установления степени связи между конфликтностью личности студентов и проявлениями их положительной и негативной агрессивности (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и для сравнения результатов обследования до и после применения программы психокоррекции (определение статистической значимости различий в показателях докорекцийного и пислякорекцийного тестов с помощью критерия Стьюдента). Надежность и достоверность исследования обеспечивались репрезентативностью выборки , применением методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, использованием методов математической статистики. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

В курсовой работе раскрыто содержание понятий «конфликт» и «конфликтные отношения» в ракурсе гендерного поведения. Приведены основные представления ученых о феномене межличностного конфликта, подано обобщенное представление об основной стратегии поведения в конфликте. Определено, что характер поведения человека в конфликте зависит как от объективных условий протекания конфликта, так и от социальных характеристик участников конфликта, в том числе гендерных различий. Необходимым сегодня является создание теоретической и практической базы для внедрения в образовании гендерного подхода, суть которого заключается в признании категории пола как таковой, что является стержневым образованием личности и влияет как на социальное, так и на когнитивное его поведение. Последнее требует обязательного учета этой категории при изучении любого социального явления. Одним из крайне важных социальных явлений, на которое имеет существенное влияние категория пола, является конфликт. Характер поведения человека в конфликте зависит как от объективных условий протекания конфликта, в частности силы сторон, наличия в них союзников, сил поддержки, материальных и других ресурсов, которыми обладают стороны конфликта, соотношение сил и т.п., так и от социальных характеристик участников конфликта, в том числе гендерных различий. Определяя особенности поведения мужчин и женщин в конфликте, стоит обратить внимание на значимость общения для каждого пола. Поведение мужчин и женщин значительно отличается в решении конфликта - Они по-разному воспринимают цели общения, для них различна ценность самого конфликта и они отличаются стратегиями решения острых ситуаций. Результаты эмпирического исследования выявили определенные различия в показателях мужчин и женщин. Юноши, в отличие от девушек, есть более конфликтными; в межличностных отношениях у юношей преобладает доминирование, а у девушек - дружелюбие.

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология./ А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов – М. : ЮНИТИ, 1999. – 551с. 2. Багаева Л. М. Исследование гендерных стереотипов : материалы конфер. [Электронный ресурс] / Л. М. Багаева ; Междунар. конфер., 8-11 апреля 2008 г. – М., 2008. – Режим доступа : http://www/lomonosovmsu.ru/2008// 3. Бандура А. Подростковая агрессия./ А.Бандура, Р.Уолтерс – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 508с. 4. Берн Ш. Гендерная психология / Шон Берн ; пер. с англ. ; [науч. ред., авт. предисл. Е. Кораблина, Ф. Зимбардо]. – [2-e междунар. изд. ]. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 5. Берт, Т. Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления / Т. Н. Берт. – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2005. – 63 с. 6. Введение в гендерные исследования// Под.ред. И.В.Костиковой – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2000 – 224с. 7. Вейнингер, О. Пол и характер.- Р-на Дону, 2003 8. Воронцов, Д. В. Социальная психология пола. // метод. указания к с – Изд. дом НЕВА. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 318 с. 9. Гендерная интеграция: Возможности и пределы социальных инноваций / Ред.-сост. О.Б. Свинская, Е.В. Кочкина, Л.Н. Федорова. – СПб.: Алтея, 2004. – 298 с. 10. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. – М.: Знание, 1989. – 32 с. 11. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 12. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002. – 432 с. 13. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. 14. Змановская Е.В. Девиантология. – М. : ACADEMIA, 2004. – 124 с. 2. Словарь практического психолога. – М.: Знание, 1998. – 89 с. 15. Кауфман М. Фрагмент из книги „Cracking the armour: power, pain and the lives of men” (Toronto: Viking, 1993) // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сб. 4 материалов Международной летней школы 2001. Иваново: Изд-во „Ивановский гос. ун-т”, 2002. – С. 23-24. 16. Клецина, И. С. От психологии пола – к гендерным исследованиям// Вопросы психологии, - 2003. - № 1 - С. 61-78 17. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. – М. : Педагогика, 1980. 18. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255с 19. Лендрет Р. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. /Предисл. А. Г. Варга. — М.: Международн. пед. академия, 1994; АО "Сфера", 1994.- 160 с. 20. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Донецк: Медицина, 1985. 21. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978.— 127 с. 22. Макаев В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 6. , с. 399 23. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 960 с. 24. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. 25. Митрофанова А.А. Гендерный подход в педагогике / А. А. Митрофанова // Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 182-194. 26. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 27. Нжитгин В. А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 28. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.:ТЦ Сфера, 2001. 29. Овчарова Р. В. Книга социального педагога.— М.: ТЦ "Сфера", 2001.- 480 с. 30. Падун, М. Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности / М. Падун, Н. Тарабрина // Московский психотерапевтический журнал. – № 1. – 2003. – С. 121–141. 31. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже ; пер. А. М. Пятигорского. – СПб., 2003. – 192 с. 32. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М.: ВЛАДОС, 2002. 33. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – М.: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2002. – 89 с. 34. Психология творчества /Под ред. Я. А. Поночарева.— М.: Наука, 1990.- 224 с. 35. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений допол. образования и общеобразов.школы : учеб. пособ. / под ред. А. Б. Фоминой. – М. : Пед.об-во России, 2003. – 128 с. 36. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: ВЛАДОС, 2003. 37. Сирота Н.А., Ялтонский В.М.. Профилактика наркомании и алкоголизма- М.: Академия , 2003 г. 38. Словарь по социальной педагогике : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М. : Издательский уцентр «Академия», 2002. – 368 с. 39. Усенкова Е. В. Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема// Молодой ученый. - 2013. - №9 - С. 409-411. 40. Шилова Т.А. Психология отклоняющегося поведения. Психодиагностика, типология, психокоррекция детей «группы риска». – М.: Изд-во СТИ, 2004. 41. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2008. 42. Штинова Г.Н. Социальная педагогика : учеб. / Общ. Ред. М.А. Галагузовой . – М.: ВЛАДОС, 2008. 43. Lakoff R. Language and Women’s Place. Language in Society,1973. - #2(1). – P.45-79. 11. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Thins. – Chicago University, 1990.- 614.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!