Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития посредством игр и игровых упражнений

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
50
Год сдачи
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 6 1.1. Развитие мелкой моторики у детей 6 1.2. Особенности детей с задержкой психического развития 11 1.3. Проблемы развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития 16 1.4. Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития 22 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 29 2.1. Констатирующий эксперимент 29 2.2. Формирующий эксперимент 34 2.3. Контрольный эксперимент 43 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 57 Приложение 1 57 Приложение 2 61 Приложение 3 63 Приложение 4 65 Приложение 5 69
Введение

В последнее время проблема ЗПР вызывает острый интерес. Ведь, по сути, такой диагноз слишком неоднозначен. За ним стоит масса всевозможных предпосылок и причин, вызвавших данное отклонение. Как правило, речь не идет о тяжелом недоразвитии речи, двигательных функций или зрения и слуха. Проблема состоит именно в трудностях для конкретного ребенка при обучении и адаптации в той или иной среде, вызванных замедлением темпов развития психики. Фиксирует очень важную правовую норму: " Образовательное учреждение общего типа не в праве отказать таким лицам приеме по мотиву наличия у них физического и (или) психического недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению". В настоящее время существуют игры, и игровые упражнения помогают развить мелкую моторику у таких детей, поэтому эта тема актуальна и необходима в исследованиях. Цель ВКР: составление методических рекомендаций по развитию мелкой моторики.


Оформить написание дипломной на нашем сайте просто.


. Объектом исследования по ФГОС является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Предмет: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством игр и игровых упражнений. Ученые (авторы), изучавшие развитие мелкой моторики следующие: И. Светлова " Развитие мелкой моторики", Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика", Е. М. Чернова "Пальчиковые шаги", В. Савченко "Штриховка" и др. Гипотеза: если проводить игры и игровые упражнения: «загибание пальчиков», «лепка из плстелина» и др., то развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития будет проходить успешнее, потому что данные игры и упражнения способствуют развитию моторики. Методы исследования: 1) Изучение литературы 2) Наблюдение 3) Эксперимент 4) Статические методы Задачи: - изучение развития мелкой моторики у детей; - анализ особенностей детей с задержкой психического развития; - составление плана исследования. - рассмотрение проблемы развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития; - подбор диагностических методик, позволяющих определить уровень развития мелкой моторики. - описание игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития; - составление и методические рекомендации по развитию мелкой моторики. Педагогический эксперимент проводится в ГБОУ СОШ №1208 (Структурное подразделение №7 (Детский сад №2125) в средней группе. Организация педагогического эксперимента. 1.Диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР. 2. Обработка и анализ полученных результатов. 3. Разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей. Для фиксации результатов диагностики нами заполнялся протокол на каждого ребенка, а также таблица. Диагностическая работа проходила в несколько этапов. Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух основных глав, выводов, заключения списка литературы и приложений.

Заключение

В последнее время проблема ЗПР вызывает острый интерес. Ведь, по сути, такой диагноз слишком неоднозначен. За ним стоит масса всевозможных предпосылок и причин, вызвавших данное отклонение. Как правило, речь не идет о тяжелом недоразвитии речи, двигательных функций или зрения и слуха. Проблема состоит именно в трудностях для конкретного ребенка при обучении и адаптации в той или иной среде, вызванных замедлением темпов развития психики. Для каждого ребенка проявляется она по-разному, различаясь во времени и степени проявлений. Ребенку трудно заставить себя сделать что-либо. А это неизбежно ведет к нарушению внимания: оно оказывается неустойчивым, ребенок легко отвлекается, не может сконцентрироваться на одном занятии. К этому, как правило, добавляются еще одни характерные для ЗПР симптомы: речевая и двигательная активность. Игры и игровые упражнения помогают детям с задержкой психического развития развивать мелкую моторику, поэтому сейчас много таких видов игр. В ВКР были рассмотрены следующие вопросы: теоретический аспект развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития посредством игр и игровых упражнений это: развитие мелкой моторики у детей; особенности детей с задержкой психического развития; проблемы развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития; игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития; практический аспект развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития посредством игр и игровых упражнений это: констатирующий, формирующий контрольный и эксперимент и др. В заключении ВКР можно сделать следующие выводы: - под задержкой психического развития понимается синдром отставания психического развития в целом либо только отдельных его функций, а также замедление реализации потенциала; - есть такие дети, у которых задержка психического развития, это часто выражается и в темпах речевого развития. -отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена; -система упражнений и игр по разработке мелкой моторике, отвечающих за движения пальцев рук, при регулярных занятиях позволяет повысить работоспособность мозга ребенка, а с нею улучшатся память и внимание; - в экспериментальной группе на констатирующем этапе со средним уровнем развития моторики 40 % детей, с уровнем выше среднего 0% детей, с уровнем ниже среднего 30% детей, с низким уровнем 30 %. -констатирующий этап исследования показал, что для детей дошкольного возраста, которые находятся в сенситивном периоде развития речи и мелкой моторики необходимо разработать специальную программу, которая всесторонне развивала бы мелкую моторику и как следствие речь ребенка четвертого года жизни; - в формирующем эксперименте были предложены идеи занятий для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, они включают в себя упражнения с такими предметами, как пальчики, шнурочки, пластилин, природные материалы, и многие другие. Однако некоторые педагоги выступают против игр маленьких детей с вышеперечисленными предметами даже под бдительным контролем родных. -результаты анализа уровня развития мелкой моторики детей после контрольного эксперимента улучшились. Появился высокий уровень развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития и составил 20%, выше среднего тоже есть показатели 10%. Средний уровень поднялся на 10 % от формирующего эксперимента, а от констатирующего на 20% и составил 60%, показатели с низким уровнем отсутствуют, а в констатирующем эксперименте они имелись. Методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования: полученные показатели, можно использовать чтобы повышать мелкую моторику у детей с задержкой психического развития в дошкольных учреждениях - детских садах и в дальнейшем в начальных классах школы.

Список литературы

Нормативные документы: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года Библиографическое описание книг, имеющих автора: 4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012.- 384 с. 5. Астапов В.М.: Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Питер, 2008.- 380 с. 6. Бархаев Б.П.: Педагогическая психология. - СПб: Питер, 2009.- 448с. 7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. 8. Габай Т.В.: Педагогическая психология. - М.: Академия, 2010.- 240 с. 9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. 10. Демидова И.Ф.: Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 315 с. 11. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c. 12. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. 13. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 c. 14. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c. 15. Лисина М.И.: Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.- 320 с. 16. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c. 17. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. 18. Прихожан А.М.: Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2009.- 192 с. 19. Смирнова Е.О.: Детская психология. - СПб.: Питер, 2009.- 304 с. 20. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c. 21. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО, 2007.- 80с. 22. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010.- 48 с. Библиографическое описание коллективного сборника: 23. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c. 24. Педагогическая психология. //Под ред. Л. Регуш, А. Орловой: - СПб.: Питер, 2010.- 416 с. 25. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c. 26. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 27. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). //Под ред. Б.П. Пузакова ; рец.: Е.А. Ямбург, В.А. Караковский:. - М.: Академия, 2008.- 270 с. 28. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c. Библиографическое описание журнальной статьи: 29. Выродова, И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 1. - С. 71-79. 30. Голикова, О. Ю. (педагог-психолог).Система работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. Ю. Голикова / Дошкольная педагогика. - 2007. - N 4. - С. 30-34. 31. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - N 5. - С. 40-45. 32. Кузьменкова Н. Ю. Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития.// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.- № 1.- 2010.- С. 103-106 33. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. // Дефектология. - 2006. - N 3. - С. 28-34. 34.Нодельман, В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошколь-ников с задержкой психического развития / В. И. Нодельман, А. В. Шевченко // Дефектология. - 2007. - N 3. - С. 31-39 35. Семенова, Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов / Семенова, Л. Э. // Дефектология. - 2008. - N 4. - С. 25-32 36. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие в контексте интерактивного обучения // Вестн. Восточно-Сиб. гос. акад. образования. Иркутск: Изд-во ИГУ. № 20. - 2014.- С. 45-48. 37. Челышева С. А. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.// Проблемы педагогики.- № 2 (3).- 2015.- С. 22-24 Интернет источники: 38. Гаджимагомедова Т.Г., Гаджиева С.Г. VII Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум» - 2015. http://www.scienceforum.ru/2015/1288/14798 39. Мороз А.Ф. Интернет журнал «Планета детства», 2014. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-melkoj-motoriki-ruk

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!