В рамках курсовой работы рассмотрены основные положения мусульманского уголовного права. Эволюционное развитие мира влияет и на мусульманское общество, изменяя мораль, нравственные ценности и социальные нормы. Но исламское общество предпринимает все попытки, чтобы противостоять культуре постмодернизма. Особенность мусульманского уголовного законодательства и уголовной политики заключается в том, что юридический компонент подчинен духовному. Арабские криминологи в целом придерживаются теологических начал, считая, что сугубо юридическими средствами нельзя решить все вопросы, связанные с удержанием личности в рамках правопослушного поведения.
В силу сказанного, мораль для мусульман – это не совокупность субъективных представлений о добре и зле, а объективно существующий и действующий неизменный закон, дарованный Богом и обладающий практической значимостью. Грех есть нарушение нравственного закона, а право в этой связи – объективное явление постольку, поскольку нормы морали и права совпадают. В мусульманском обществе мораль, которая сама по себе не материальна и непосредственно не наблюдаема, составляет основную ценность, норму, идеалы которой усваиваются личностью в ходе первичной социализации и формируют базовую для данного общества структуру личности.
В мусульманском праве тесно переплетаются право и религия, не делая строгих различий между светским и религиозным.
Направление в шариате, регулирующее судоустройство, вопросы войны и мира, семейных отношений (аль-муамалат), включает в себя и уголовное право (укубат), которое определяет виды преступных деяний, устанавливает наказание за их совершение, рассматривает процедурные вопросы, а также порядок исполнения наказаний. Система мусульманского уголовного права основана на взаимодействии формального признака (закон запрещает деяние) и традиционного (шариата) или только традиционного (шариата). В современном мире мусульманское уголовное право (укубат) существует в двух видах: в тех государствах, в которых оно не прерывало своего существования, оно продолжается в форме классической доктрины; а в тех государствах, где оно стало возрождаться с 1960-х гг., оно существует в виде уголовных законов и кодексов европейского типа. Поэтому справедливо утверждение о том, что необходимо различать классическое мусульманское право и право мусульманских стран, что не есть одно и то же.
К основным источникам традиционного мусульманского уголовного права, в частности, относятся: бесспорные (Коран, Сунна), рациональные (иджма, кияс, иджтихад, фетва), а в светских государствах источниками служат элементы исламских традиций и доисламских норм, обычное право, уголовное законодательство и Конституции (или Основные законы).
В классическом мусульманском уголовном праве дефиниция преступного деяния отсутствует. В современных мусульманских государствах, находившихся под влиянием английского права, нет официального понятия преступления, а в странах, попавших под влияние французского права, определение преступного деяния носит формальный характер. Следуя британскому и французскому уголовному праву, мусульманские государства используют в юридической литературе понятия элементов преступления, хотя позиции мусульманских ученых по данному вопросу неоднозначны. В зависимости от уголовно-правовых доктрин к элементам преступления относят легальный, материальный и либо, как и в английском праве, actus reus – физический (материальный), или объективный, и mens rea – психический (моральный), или субъективный. Легальный элемент предполагает принцип «нет преступления без указания на то в законе», к материальному элементу преступления относят преступное поведение, преступный результат и причинную связь. Моральный элемент выводится из старой формулы «actus non facit reuin, nisi mens sit rea» – «деяние не делает человека виновным, если его дух не виновен».
Отсутствие институтов Общей и Особенной частей в классическом мусульманском уголовном праве не позволило сформировать систему наказаний и определить их иерархичность за фиксированные преступления (худдуд, кисас, дийя). Тем не менее классическое деление преступлений на четыре группы аналогично разделило и наказания. Так появились фиксированные наказания, установленные Кораном и Сунной, наказания возмездия, вира, или плата за кровь, и наказания категории тазир – светские.
В заключение следует отметить:
– сохранение религиозного влияния деликтного законодательства, содержащего императивные положения, позволяет сдерживать рост преступности в мусульманских государствах;
– архаичные преступные деяния и наказания имеют как отрицательные, так и положительные моменты;
– возрождение классического мусульманского права на определенных территориях Российской Федерации сегодня невозможно в силу культурологических и этических условий;
– европейская криминология и философия оказывают серьезное влияние на теоретические положения уголовного права современных мусульманских стран.