ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ РИСКАМИ 5
1.1. Понятие и разновидности коммерческих рисков 5
1.2. Основные факторы, влияющие на коммерческий риск 11
1.3. Методы управления коммерческими рисками 15
1.4. Методы оценки коммерческого риска 19
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР» (сеть магазинов «Магнит») 22
2.1. Общая характеристика ЗАО «ТАНДЕР» 22
2.2. Выявление и оценка коммерческих рисков ЗАО «Тандер» 24
2.3. Пути снижения коммерческого риска на предприятии 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
Читать дальше
Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск» (то есть риск, связанный с финансовой деятельностью и чреватый именно финансовыми потерями) и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг. Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные отношения, несёт в себе определённую часть коммерческого риска. Если говорить конкретнее, то риск заключается в том, что из-за резкого изменения конъюнктуры или вследствие других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется и в этом случае в убытке остаётся либо продавец (который продал товар по цене, меньшей его нынешней стоимости), либо покупатель (который переплатил за товар).
Коммерческие риски порождаются рядом причин: снижение объёмов реализации из-за падения спроса, повышение закупочной цены, утрата товара, повышение издержек, включаемых в стоимость товара, снижение стоимости или обесценивание товара в связи с условиями транспортировки или хранения.
Коммерческие риски - это понятие вполне экономическое, поддающееся анализу и прогнозированию, а вовсе не нечто фатальное вроде риска, присутствующего в азартных играх. Существуют различные методики оценки рисков (или, как еще их называют, методы управления рисками), суть которых состоит в оценке степени риска (допустимый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путём снижения их вероятности и подготовки к преодолению их возможных последствий.
Все методы уменьшения риска имеют свою цену. Диверсификация и лимитирование относительно недороги, но и эффективность их имеет свои ограничения. Страхование коммерческих рисков, хотя и относительно дорогой способ работы с коммерческими угрозами, достаточно широко применяется и считается эффективным методом. В результате его реализации сам риск не снижается, он передаётся за вознаграждение страховой компании. Коммерческие риски традиционно хорошо страхуются.
Также важно отметить, что на практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.
В процессе деятельности на исследуемом нами предприятии ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно, возможны следующие виды рисков:
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведённых или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объёма реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объёма закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заёмных средств к собственным. Например, чем выше отношение заёмных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
Читать дальше
1. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге / В.А. Абчук. – М.: Из-во Михайлова В.А., 2012. – 480 с.
2. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
3. Вяткин, В. Н. Риск-менеджмент: учебник / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Ф. В. Маевский. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
4. Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации / Н.Б. Ермасова. – М.: Дашков и КО, 2013. – 380 с.
5. Есютин А.А., Карпова Е.В. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие/– 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2010. – 416 с.
6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2012. – 284 с.
7. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.
8. Адаменко Ю. А. Оценка финансового состояния предприятия на основе анализа финансовых коэффициентов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - № 23 / 2013. – с. 142 – 146.
9. Баранова Е. Н. Анализ финансовых показателей при принятии управленческих решений на предприятии // Новый университет. Серия «Экономика и право». - № 6-7 (28-29) / 2013. – с. 77 – 79.
10. Бурцев В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. - №6. - с. 50-64.
11. Губанова, И.Р. Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли / И.Р. Губанова // Экономический анализ. - 2009. - №11. - c. 60-67.
12. Завьялова Е. С. Анализ финансового состояния предприятия и диагностика риска банкротства // Международный научно-исследовательский журнал. - № 10-3 (29) / 2014. – с. 10 -14.
13. Калачева А. Г. Показатели коммерческих рисков как факторы инвестиционной привлекательности предприятия // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LIV-LVLIV-LV междунар. науч. - практ. конф. № 10-11(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2015. – с. 47 – 52.
14. Комаров А. В., Костина А. О. Способы минимизации рисков и их применение в российской действительности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 54-60.
15. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2010. – 416 с.
16. Понукалин А.В. Принципы построения системы риск-менеджмента предприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - № 3 (23) / 2012. – с. 156 – 163.
17. Сазонова А. А. Розничное торговое предприятие как логистическая система: сущность, характеристика, концепция логистического управления // Молодой учёный. - 2016. - №3. - С. 622-627.
18. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг торговли: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. – 372 с.
19. Тунгускова А. «Диверсификация и хеджирование как современные способы минимизации рисков российскими инновационными компаниями» Сборник материалов I Международной научно-практической конференции (23–25 сентября 2015 г., г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2015. – 278 с.
20. Официальный сайт – ЗАО «ТАНДЕР (ПАО «МАГНИТ») - http://ir.magnit.com/financial-reports-rus/
http://magnit-info
Читать дальше