Введение3
Глава 1. Особенности психического развития детей раннего возраста4
1.1. Проблема ранней периодизации4
Возраст (в психологии) - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.4
1.2. Психическое развитие в младенчестве8
1.3. Психическое развитие в раннем детстве11
1.4. Взаимодействие детей раннего возраста с окружающим миром13
Глава 2. Комплексное обследование развития ребёнка раннего возраста18
2.1. Цели и задачи исследования18
2.2. Анализ исследований психологического развития детей раннего возраста18
2.3. Содержание и анализ анамнестического исследования28
Заключение31
Список используемой литературы32
Читать дальше
В результате проведенного исследования удалось доказать необходимость организации углубленного комплексного обследования уровня психофизического развития детей раннего возраста. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. При проведении экспериментальной работы была подобрана и изучена научная и методическая литература по данной проблеме, организовано комплексное обследование детей раннего возраста и проанализированы его результаты с целью изучения особенностей психомоторного развития малышей.
Комплексное обследование индивидуальной структуры нарушений развития предполагает определение степени первичного дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствующих заболеваний, соматического состояния ребенка, характера влияния социальных факторов на уровень его развития. Это позволит выявить малышей, нуждающихся в своевременной логопедической помощи. Ведь дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования речи. Нормальное, своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Подводя итог, проделанной работе, можно утверждать в условиях раннего выявления отклонений в развитии ребенка и, соответственно, раннего начала стимулирующего воздействия, трудно переоценить роль комплексного психолого-медико-педагогического обследования малышей. Поэтому на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей одним из важнейших направлений развития современной логопедии является организация углубленного комплексного обследования с целью выявления уровня психомоторного развития малыша.
Читать дальше
Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека // Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева / Б. Г. Ананьев. – М. – Воронеж, 1996. С. 196 – 280.
Буркова А. С. Новые подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни и их классификация / А. С. Буркова, Н. Н. Володин, М. И. Медведев, С. О. Рогаткин //Педиатрия. – 2015. - №1 - С. 1-5.
Василенко Л. В. Сравнительная характеристика переношенной и пролонгированной беременности и их исход для матери и ребенка: автореф. дис. … канд. мед. Наук / Л. В. Василенко; – К. [б. и.], 1982. – 18 с.
Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.: ил.
Зайдиева З. С., Михайлова О. И., Лукьянова Е. В. Факторы риска и основные принципы терапии угрожающих преждевременных родов // Независимое издание для практикующих врачей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rmj.ru/articles_6663.htm (дата обращения: 14.11.2016).
Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. П. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. — СПб.: Питер, 2013. – 480 с.: ил.
Кондаков И. М. Психология: идея, ученые, труды: Электрон. ресурс/ И. М. Кондаков; Рос. акад. образования; Центральн. региональн. отдние. — М., 2113. — 1 электрон. опт. диск (CD ROM). — (Мультимедийная энциклопедия знаний).
Крайг Г. Психология развития. – 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум – СПб.: Питер, 2005. – 940 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Лебедева Е. И. Предикторы развития модели психического в дошкольном возрасте. Институт психологии Российской академии наук[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/114977/1/Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе c.239-242.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
Лебедева Е. И. Развитие модели психического и ее предикторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rubinstein-society.ru/cntnt/news/novosti/n475.html
Макарова И. В. Психология. Конспект лекций / И. В. Макарова. – М.: Юрайт, 2010. – 237 с.
Психология. Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. . – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.— 415 с.
Шабалов Н. П. Неонатология: Учебн. пособие : В 2 т. Т. 1. 39-е изд., испр. и доп. / Н. П. Шабалов. – М.: МЕДпресс6информ, 2015. – 608 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
Шниткова Е. В. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы / Е. В. Шниткова, Е. М. Бурцева, А. Е. Новиков //Журнал неврологии и психиатрии. - 2000.- №3.- С. 57-59.
Эпштейн П. Сензитивные периоды по Марии Монтессори / Введение в Монтессори-педагогику (философия, психология, педагогика) / П. Эпштейн. – Снежинск: 2005. – С. 46-47.
Andersen S.L. Trajectories of brain development: point of vulnerability or window of opportunity? // Neuroscience
Читать дальше