Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Семейное насилие и его последствия

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
40
Год сдачи
2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ 7 1.1. Сущность и факторы возникновения насилия 7 1.2. Виды насилия 13 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ 19 2.1 Описание методов и методик исследования 19 2.2 Диагностика семейного насилия 27 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение

Актуальность исследования. Актуальной проблемой, требующей тщательного изучения, есть проблема насилия (Т. Н. Кропалёва, 2005 – c. 34). Сегодня наше общество переживает сложные времена: снижение жизненного уровня населения, увеличение разрыва между потребностями и возможностями людей, и как следствие, рост насилия в многих социальных сферах и в первую очередь, по отношению к наименее защищенных или слабых категорий граждан. Одной из таких сфер, к сожалению, является семья. По статистике, подавляющее число тяжких правонарушений против личности происходит именно на основе семейно-бытовых отношений. Около 80% преступлений совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, интимными или близкими отношениями (Л. П.Конышева, 1990 – c.130). Еще более угрожающая статистика несовершеннолетних жертв насилия. В последние годы на их долю перепадает у до 42% случаев от общей численности лиц, подвергшихся изнасилованию. Жертвами насилия в возрасте до 12 лет составляют около 18%, в возрасте 12-14 лет - 16%, в возрасте 15-16 лет - 24% от общей численности несовершеннолетних жертв сексуального насилия. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что насильниками детей достаточно часто выступают их близкие (отец, отчим, дядя). так, согласно И. Скурту 28% несовершеннолетних были изнасилованы их близкими; по данным И.В. Сарженко и А.А. Петрусенко полученными в 2003 году в общеучебных заведениях одного из городов РФ 44% подростков несут в своих семьях физического насилия, а 68% детей страдают от морального насилия со стороны родителей (И.Г. Скурту, 1996 – с. 23). В научном мире бытует мнение, что насилие вообще, а над ребенком в частности, становится возможным благодаря агрессии. В форме образ, негативных оценок и угроз она приписывается матерям, которые самостоятельно воспитывают ребенка, а агрессия со стороны отца проявляется через запугивание и физические наказания. Наряду с этим до сих пор пока не в полной мере выделена специфика агрессивных проявлений родителей, которым присущ тот или иной вид насилия. В существующих исследованиях является лишь констатация самого факта агрессивного поведения родителя. Среди первопричин домашнего насилия выделяются ослабление управления инстинктами, разочарование, злость, алкоголизм, наличие психопатологии, констатируется, что выше агрессивность свойственна мужчинам по сравнению с женщинами. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, объектом исследования выбрано семейное насилие. Предмет исследования - психологическое просвещение родителей. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системно-структурного анализа выявить последствия семейного насилия. Гипотеза исследования заключается в том, что агрессивность представляет собой проявление деформации личности, как индивидуально - патологический инвариант развития обще-личностного стремления человека к саморазвитию, самосовершенствованию и самоутверждению. Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены основные задачи исследования: 1. Исследовать зарубежные и отечественные подходы к анализу возникновения насилия. 2. Осуществить системный анализ видов насилия. 3. Провести эмпирическое исследование семейного насилия. Методологическая основа и источники исследования. Методологическую основу исследования составляют общие принципы психологической науки (принцип детерминизма, активности, развития, системно-структурного анализа и др.). Важную роль в осмыслении содержания, структуры и динамики агрессии и агрессивности сыграли в-психологические положения о сущности и развитие личности как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Балл, А. В. Брушлинский, С. Костюк, С.Д.Максименко, В.А. Моляко, В.В. Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А. Семченко, Т.С. Яценко) деятельностного опосредования личностного развития (В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, А. В. Петровский) теоретические представления о взаимодействии социальных и биологических факторов развития личности (Л.С. Выготский (Л.С. Выготский, 1996 – c. 201), П. Жане, С. Костюк, С.Д. Максименко, В. М. Синев, Ю.М. Антонян) теории агрессивности в психологии (Р. Бэрон (Р.Бэрон, 1997), Д. Ричардсон, К. Лоренц) положения гуманистического направления психологии о развитии личности и его прогнозирования (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм), а также теоретические положения культурно-исторической теории и генетической психологии по психологических механизмов развития психики (Л. С. Выготский (Л.С. Выготский, 1996 – c. 201), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С. Костюк, С.Д. Максименко, М.В. Папуча). Методы исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы: теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, юридической литературы, построение теоретических моделей; аналитические методы: изучение отечественного и зарубежного опыта по диагностике и коррекции агрессивности семей; метод экспертной оценки и самооценки проявлений агрессивности ; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ; тестирование с помощью следующих психодиагностических методик, адекватных предмету и задачам исследования: методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory), проективная методика исследования личности «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test ) карта наблюдений, составленная на основе теста фрустрационная реакций С. Розенцвейга; опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова .; методы математической обработки результатов исследования: корреляционный, факторный анализ (для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft, Statistica 6.0. для среды Windows). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.?

Заключение

В ходе исследования установлено, что насилие в семье является актуальной проблемой настоящего. К сожалению, необходимо констатировать, что семья как ячейка общества без поддержки государства и его институтов не всегда способна выполнять свои основные функции, в частности по обеспечению надлежащего благополучия и воспитания детей. Современная семья значительно отличается от семьи, в которой воспитывались наши родители и мы сами: другой уклад, материальная обеспеченность, общая культура и образование. Как показывают исследования, реалии настоящее развили такой феномен как аномию, то есть такое психическое состояние индивида и всего общества, когда старые идеологические основы, нормативы и ценностные ориентации и социально психологические ориентиры поведения оказываются разрушенными, а новые формируются хаотично и бессистемно. Внутрисемейная атмосфера становится неблагоприятной для ребенка, для формирования его положительных личностных качеств. Снижается действенность воспитательной функции семьи, поскольку родители практически не могут должным образом влиять на детей, а иногда просто не знают, как влиять. Следует отметить, что в РФ с момента принятия законодательных актов, регулирующих отношения в семейной среде, благодаря усилиям органов государственной и местной власти, ряда общественных организаций приняты меры, способствовали существенным изменениям в отношении общества к проблеме домашнего насилия, становлению системы реабилитации лиц, которые от него пострадали, усилению защиты детей от насилия в семье и т. Под насилием над ребенком принято понимать действия взрослых, которые негативно влияют на ее развитие, физическое и психическое состояние. Физическое же насилие представляет собой целенаправленные, систематические действия, связанные с причинением боли ребенку, нанесением физических повреждений следы от которых, в форме синяков, ушибов и царапин держатся в течение семи дней. Агрессию рассматривают, как свойство личности и как ее поведенческое проявление. В первом случае речь идет об агрессивности, под которой понимается, во-первых, мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к осуществлению агрессивных действий, во-вторых, относительно стабильная готовность к агрессивным действиям в различных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации. Использование физических наказаний как средства воспитания детей таит в себе ряд специфических «опасностей»: • во-первых, родители, которые наказывают детей, фактически могут стать для них примером агрессии. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем; • во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не так горькие уроки, которые помогли им социализироваться; • в-третьих, если наказание слишком возбуждает и угнетает детей, они могут забыть причину, по которой возникли подобные действия. В научном плане проблематике насилия в семье как форме деструктивной межличностного взаимодействия посвящено значительное количество исследований. Различные аспекты проблематики насилия в семье рассмотрены в работах зарубежных (Л. Берковица (Л. Берковиц, 2001), Н. Блэклок, Е. и П. Добаш, Р. Коллинза, Г. Паттерсона, Е. Саттерленда, М. Страуса и др.) и отечественных (Л. Альперн, А. Антонова, А. Беседина, А. Кочемиривськои, М. Мацковського, В. Тулякова, А. Харчев, И. Хозраткулова, Т. Шипунов и др.) Исследователей. Такое поведение изучается в контексте исследования особенностей "Я-концепции" жертв насилия (И. Грабская, Р. Затона, В. Малолетнее, Н. Опухова, А. Шинкаренко), в связи с социокультурным контекстом, в том числе с применением гендерного анализа (Ш. Берн, А. Гапова, А. Данилова, И. Жеребкин, Л. Лукьянова), исследованию особенностей семейных форм межличностного взаимодействия ( Г. Андреева (Г. В.Андреева, 2007), Б. Парыгин, А. Петровский), теоретических основ и подходов к обоснованию природы насилия (Р. Бэрон (Р.Бэрон, 1997), Б. Крейхи, Л. Орбан-Лембрик, Н. Повьякель, Д. Ричардсон), его динамических процессов (T. Аммерман, Л. Берковиц (Л. Берковиц, 2001)) и форм (Л. Валкер). В явлении "домашнее насилие" очень сложно выделить конкретные показатели или критерии, которые давали бы возможность точно определить, относится ли какой-то случай к какой-либо форме насилия или нет. Главными способами определения факта насилия в семье на сегодня или нормативная база той или иной страны, в которой отражен юридический аспект этой проблемы, или субъективные переживания самых жертв, которые они оценивают как реакцию на насилие в отношении себя. Необходимость разработки диагностического инструментария для выявления этой семейной проблемы особенно актуальна для социальной работы, потому, что именно на эту сферу социальной практики возложена задача противостояния такому общественному злу, как семейное насилие. Бороться с ним можно, только если вовремя его распознать. Таким образом, в ходе исследования мы разработали методики для диагностики семейного насилия, которую можно было бы использовать в рамках практической социальной работы и социально-педагогической деятельности. Также выполнили следующие задачи: 1. Исследовали явление семейного насилия с помощью анализа литературы, описывающей его, и построили теоретический конструкт для разработки диагностической методики. 2. Сформировали эмпирические индикаторы, или показатели этого теоретического конструкта. 3. Описали этапы проведения методики, выложили руководство для исследователя и способы обработки полученных данных. 4. Провели исследование. Итак, проведенный анализ литературы и полученные результаты позволяют говорить об агрессии, как об одной из важных условий физического насилия над ребенком в семье. В целом, родителям-насильникам присущи высокий уровень раздражение, физической и вербальной агрессии, общей агрессивности и чувство вины; средний уровень образы, подозрительности и, соответственно, враждебности и низкий уровень негативизма. По характеристикам косвенной агрессии выявлены различия между мужчинами и женщинами, которые практикуют физическое насилие в собственной семье. ?

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение. 1985. – 448с 2. Азаров Ю. Семейная педагогика: педагогика Любви и Свободы / Юрий Азаров. – М.: Аргументы и факты. 1993. – 605с. 3. Алексеева И. А. Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис. 2005. – 256 с. 4. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М.: Класс. 2004. – 208 с. 5. Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь. 2007. 6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А.Бандура, Р.Уолтерс – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Прес. 1999. – 512с. 7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц. – СПб: ПРАЙМ-еврознак. 2001. – 512с. 8. Бодалёв А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика. 1989. 9. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Независимая фирма “Класс”. 2001. – 336 с. 10. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов, слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ / Р.Бэрон, Д.Ричардсон – СПб. 1997. – 330 с. 11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с 12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Кристиан Бютнер. – М.: Просвещение. 1967. – 141с. 13. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: пер. с чеш./Общ. Ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс. 1988. 14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выготский. Педагогическая. – М.: Педагогика-Пресс. 1996. – 536с. 15. Дайхофф С. Тест внутренней агрессивности [Электронный ресурс] / С. Дайхофф // Центр делового развития “Профи-карьера”. – Режим доступа: http://www. seminarna.ru. 16. Дриль Д. А. Малолетние преступники. Вып. 2. Ч. 1. Психология преступности / Дмитрик Андреевич Дриль. – М.: Тип. Мамонтова. 1988. – 255 с. 17. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М. 1996. 18. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: Ось-89. 2005. 19. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия». 1996. 20. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / Зоя Алексеевна Зимелева // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – С.22-28 21. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. 1987. – 160с 22. Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 121–130. 23. Конышева Л. П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно- насильственных преступлений / Л.П. Конышева // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. – М. 1990. – С. 112–141. 24. Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка Электронный ресурс: Дис. канд. психол. наук.: 19. 00. 01. – М.: РГБ. 2003. – 179с 25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999. 26. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Когито-Центр. 1998. 27. Кропалёва Т. Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дисс… канд. психол. наук: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Татьяна Николаевна Кропалёва. – М.: РГБ. 2005. – 130 стр. 28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Уч. пособие. – М. 1996. – 180с 29. Лещинский В.М. Учимся управлять собой и детьми. – М. 1995. 30. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: «Международная педагогическая академия». 1995. 31. Лысюк Л. Г. Методологические основания деятельности семейного психолога- консультанта //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 4. – С. 85– 95. 32. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия / Е.С. Меньшикова // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 6. – С. 36-41. 33. Ратинов А. Р. К ядру личности преступника / А.Р. Ратинов // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. – М. 1981. – С. 67–86. 34. Методология и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «соц. Педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2005. – 399 с. 35. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» [Текст] / Т.М. Мишина // Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой-Тянь-Шанской. – Л. 1983. – С. 21-26 36. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб. 2001. 37. Новайтис Г.А. Муж, жена и … психолог. – М. 1995. 38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под. ред. Е. Г. Силяевой – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 192 с. 39. Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф./отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. 40. Ратинов А. Р. К ядру личности преступника / А.Р. Ратинов // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. – М. 1981. – С. 67–86. 41. Раттер М. Помощь трудным детям / Майкл Раттер. – М. 1978. – 193 с. 42. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М.: «Семья и школа». 1995 43. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – № 3. – С.3-18 44. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов // Психологический журнал . – 1999. – Т. 20. № 6. – С. 24 – 35. 45. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного подростка и условия его коррекции: Уч. пос. – М.: «Флинта». 1998. – 96с 46. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.; Педагогика. 1989. – 208 с. 47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Издательство: Речь, 2007. 350 с. 48. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологи / Е.В. Сидоренко. – С-Пб. : ООО “РЕЧЬ”. 2000. – 350 с. 49. Ситковская О. Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников / О.Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально- психологическое исследование. – М. 1990. – С. 88–98. 50. Скурту И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук : спец. 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно – исполнительное право» / И.Г. Скутру. – СПб. 1996. – 23 с. 51. Социальная психология агрессии / Барбара Крэйхи; пер. с англ. А. Лисицина. – СПб.: Питер. 2003. – 336 с. 52. Тащёва А.И. Развод родителей как психологическая проблема/Психологический вестник РГУ. Ростов-на-дону: Изд-во Ростовского университета. 1996. 532-543 с. 53. Тащёва А.И., Исаева Л. В. Субъективная картина конфликтов в диаде «подросток - родитель»/Психологический вестник РГУ, вып. 4, 1999, часть 1-2, с. 162-169. 54. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль. 1987. – 352 с. 55. Христенко В.Е. Психология жертвы / Виталий Евгеневич Христинко. – Харьков: Консум. 2001. – 256 с. 56. Чуприков А. П. Сексуальные преступления / А.П. Чуприков, Б. М. Цупрык. – Киев: КМАПО. 2000. – 180 с. 57. Щелгунов Н. В. Избранные педагогические сочинения. – М.: АПН, РСФСР. 1954. – 403с. 58. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 2000. – 656 с. 59. Berkowitz L. Somme effects of thoughtson anti-and prosocial in uences of media events: Acognitive – neoassociation analysis / Leonard Berkowitz // Psychological Bulletin. – 1995. – S.140-427

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!