Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

роль эмоций и чувств в профессиональной деятельности следователя

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение Глава 1 Изучение эмоциональной сферы следователя 1.1 Эмоции и чувства (определение, характеристика, отличия) 1.2 Профессиограмма следователя 1.3 Характеристика работы следователя на месте преступления 1.4 Способы совладения с эмоциями при работе следователя на месте преступления Заключение Библиографический список
Введение

Актуальность данной темы объясняется тем, что в современном мире следователи – это люди, которые стоят во главе следственно-оперативной группы, направляют и координируют ее действия. Также следователи сотрудничают с другими специалистами и организуют их работу. Это ревизоры, эксперты, врачи и другие. Работа следователя – это доказательство вины преступника или принятие решения о том, что подозреваемый не виновен. По своей сути следователь является юристом, который способен разбираться в любых вопросах права. Например, юрисконсульт может хорошо ориентироваться в договорном, банковском, акционерном праве. Но следователь должен знать все. Так как преступления могут быть совершены в разных сферах человеческой деятельности: в области авторского права, в технологическом процессе производства, в экономике, политике, банковском деле и так далее. Главная задача состоит в том, чтобы полностью собрать и исследовать все доказательства, дать им правильную оценку, предъявить преступнику обвинение и направить дело в суд. Для сбора доказательств, следователь осуществляет различные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос, очная ставка и т.д. Все эти следственные действия, как и вся профессия следователя, насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде случаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельством, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц. Эмоции и чувства - важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоциональный контакт - необходимое условие успешного осуществления процесса расследования. Положительные эмоции и чувства могут возникнуть сами по себе, если следователь с самого начала проявит принципиальность, заинтересованность во всестороннем и объективном расследовании обстоятельств, не ущемляя прав и законных интересов допрашиваемого, не «подтягивая» факты к «своей» версии. Уважением пользуется тот следователь, который ведет расследование «правильно». В этой связи, целью данной работы является выявление роли эмоций и чувств в профессиональной деятельности следователя. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) изучить эмоциональную сферу следователя; 2) дать определение понятиям, характеристику эмоциям и чувствам, выявить их отличия; 3) рассмотреть профессиограмму следователя; 4) дать характеристику работы следователя на месте преступления; 5) изучить способы совладения с эмоциями при работе следователя на месте преступления. Объектом работы выступает профессиональная деятельность следователя. Предметом работы являются эмоции и чувства в профессиональной деятельности следователя. В данной работе были использованы теоретический метод, который основан на использовании и изучении литературных источников, а также метод сравнительного анализа, который основан на сравнении нескольких подходов к изучению эмоций и чувств в профессиональной деятельности следователя. Методологическую базу курсовой работы составляет анализ, синтез, обобщение. Теоретическая основа данной работы строится на трудах таких ученых, психологов как Ж.В. Пономарева, Ю.В. Чуфаровский, А.Я. Янкина, Р.С. Немов, С.А. Рябчик, А.В. Харько, Е.А. Шилкина, А.Е. Милукова, М.И. Еникеев, М.В. Илюшенко и др.. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, одной главы, включающей в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Заключение

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов: 1) говоря о таком явлении, как чувства, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с эмоциями. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии - это реакция (а именно - внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя. Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства - это эмоциональный процесс. По отношению к эмоциям чувства вторичны, поскольку они основаны на эмоциях. Если человек может объяснить почему он испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Именно поэтому, чувства и эмоции в психологии разделены тонкой гранью. 2) профессиограмма следователя сложна и многогранна, поскольку представляет собой многоуровневую структуру, которая включает несколько основных этапов: - установление значимой для уголовного дела информации; - получение дополнительной важной информации посредством опросов и беседы (коммуникативный этап); - организация расследования; - реконструктивный этап: переработка информации и принятие определенного предварительного решения; - социальный этап: следователь выступает в качестве личности, имеющей важнейшее значение для социума, поскольку ведет борьбу с преступностью. Следователь должен уметь контролировать свое психическое состояние, а, значит обладать навыками управления волевой и эмоциональной сферой. 3) работа следователя на месте преступления в психологическом отношении является не только одним из видов эмпирического метода наблюдения - включенного наблюдения, но и выступает в качестве активного познавательно-поискового процесса, в ходе которого формируется информационная база расследования. Существенным психологическим аспектом работы на месте преступления является высокая распределенность внимания, перезагрузка оперативной памяти следователя и в конечном итоге его психологическая напряженность, которая может отрицательно повлиять на результативность следственного поиска. Поэтому определение исходных позиций, выдвижение четких вероятностных предположений, ограничение поля деятельности, строгая последовательность действий - важнейшее условие организации деятельности следователя при работе на месте преступления. 4) эмоции оказывают огромное влияние в работе следователя на месте преступления. Положительные эмоции способны улучшить качество проводимой работы. Однако, на практике чаще всего следователь сталкивается с негативными эмоциями, которые могут быть вызваны не только ранее произошедшими стрессовыми ситуациями, но и видом обезображенного трупа, крови на месте преступления. Основоположными задачами в работе следователя на месте преступления является не только сдерживать свои эмоции, но и уметь их распознавать и контролировать. Наилучший способ - это контролировать свои эмоции. Первый шаг – это уловить момент, когда они возникли, и понять, что их на самом деле вызвало: ранее произошедшее событие или же событие, предмет, объект на месте преступления. Второй шаг к обретению контроля – отстраниться от своих негативных переживаний, посредством переключения внимания на другие объекты на месте преступления, которые не способны вызвать дополнительные негативные эмоции. Третий шаг обретение контроля: обретение контроля над своими эмоциями позволяет приобрести такое важное для следователя качество, как самообладание, которое выполняет функцию защитной реакции следователя, позволяет ему самостоятельно осознать, какое решение для него станет выгодным и полезным.

Список литературы

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. - М., 2014. - С. 178. 2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 2012. - С. 243. 3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 2014. - С. 229. 4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - №2. - С. 30. 5. Громов С.И. Радость - одна из основных положительных эмоций человека: определение, общая характеристика // Психология. - 2017. - №11. - С. 23. 6. Еникеев М.И. Энциклопедия по юридической психологии. - М., 2013. - С. 201. 7. Жуков С.Ю. Деятельность сотрудников следственного отдела // Законность. - 2015. - №10. - С. 12. 8. Иванова О.А. Чувства в психологии // Психология. – 2016. - №3. - С. 4. 9. Илюшенко М.В. Как успокоиться в стрессовых ситуациях: несколько действенных способов. Научная статья // Психология следственной работы. - 2016. - №20. - С. 73. 10. Макарова Е.А. Общая характеристика осмотра места происшествия, как следственного действия // Законность. - 2015. - № 63. - С. 47. 11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - С. 283. 12. Милукова А.Е. Психология профессиональной деятельности. - М., 2015. - С. 122. 13. Мишакин С.Р. Руководство следователя по осмотру места происшествия. - М., 2011. - С. 93. 14. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 2.: Учебник. - М.: Юрайт, 2012. - С. 258. 15. Парыгин Б.Д. Психология в вопросах и ответах: учебник. - СПБ: Питер, 2012. – С. 363. 16. Пилипюк Т.А. Контроль над эмоциями // Психология. - 2016. - №14. - С. 66. 17. Пономарева Ж.В. Работа следователя: плюсы и минусы // Карьера. - 2015. - № 20. - С. 29. 18. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум . - М.: Форум, 2013. - С. 204. 19. Рябчик С.А. Эмоции и чувства в психологии. - М., 2015. - С. 86. 20. Слота К.В. Психология эмоций. Научная статья // Психология. - 2014. - №32. - С. 14. 21. Харьков А.В. Депрессия: основные причины. - М., 2016. - С. 51. 22. Целюк Т.В. Внимание, как неотъемлемое качество следователя // Юридическая психология. - 2016. - №56. - С. 39. 23. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник. - М., 2014. - С. 249. 24. Шилкина Е.А. Управление эмоциями в различных сферах деятельности. - М., 2013. - С. 146. 25. Янкина А.Я. Следователю необходимо контролировать свои эмоции // Юридическая психология. - 2013. - №71. - С. 32.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!