Введение …………………………………………………………………3
1. Организация контроля………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность государственного контроля………………5
1.2. Этапы развития контроля в управленческой деятельности…. 8
2. Нормативно правовая база по органам контроля за реализацию стратегий……………………………………………………………………..14
2.1.Федеральный уровень………………………………………………14
2.2. Региональный уровень…………………………………………….16
2.3. Муниципальный уровень…………………………………………19
3. Направления совершенствования контроля …………………….23
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………41
Читать дальше
Проведенное исследование представляет собой завершенное научное исследование практической значимости, направленное на развитие методологии программно-целевого планирования экономических системам на основе институциализации обратных связей в управлении.
Анализ развития системы управления и контроля доказал, что основной тенденцией развития и реформирования государственного устройства являются поиск наиболее оптимального и эффективного способа распределения общественных финансов на территории государства. Историческое развитие государства было направлено на построение рациональной системыцентрализованного финансирования. Отсутствие положительного результата в этом направлении подтверждает продолжающаяся на текущий момент реформа управления социально-экономическим развитием региональной системы, планируемый переход к программному бюджетированию, появление новых направлений в самой системе государственного контроля.
По результатам организационно методических основ государственного контроля, в контексте программноцелевого управления, были сделаны следующие выводы:
Особенности реализации стратегического планирования в разрезе основных этапов (прогнозирование, планирование, контроль) позволили выявить особенности в контексте государственного управления социально-экономическим развитием.Государственное стратегическое планирование является процессом разработки и достижения целевых ориентиров поступательного развития и методов достижения в рамках национального правового пространства путем реализации системы согласованных планов и прогнозов социального экономического развития. Дальнейшее реформирование стратегического планирования будет проходить по пути совершенствования нормативной, методологической, организационной и институциональной основы функционирования национальной экономической системы.
Разработка количественного инструментария для прогноза динамики и взаимной увязки индикаторов социально-экономического развития региона позволила построить систему регрессионных моделей стратегических ориентиров. Основой анализа послужили 11 стратегических ориентиров развития Волгоградской области, утвержденные в рамках Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2020 года. Содержательный анализ указанных индикаторов позволил провести их группировку на факторные и результирующие показатели, оценить степень и рассчитать тесноту связи между показателями, математически и графически построить модели регрессионных уравнений.
Систематизация запланированных макроэкономических индикаторов социально-экономического развития российской экономики до 2020 года дала возможность сформировать 5 групп показателей (универсальные, социальные, ценовые, промышленные, торговые). Посредством ранжирования показателей по уровням бюджетного планирования были сформированы индикаторы гармонизации (охватывают все уровни планирования и обеспечивают сбалансированную вертикальную систему стратегического планирования); индикаторы корреляции (обеспечивают тесноту связи между государством и крупными территориальными образованиями для определения наиболее приоритетных направлений развития в соответствии с возможностями каждого окружного административного образования); индикаторы стабилизации (определяютосновные ориентиры социально-экономической политики, которые непосредственным образом влияют на стабильность государства и благосостояние населения страны); индикаторы выравнивания (гарантируют бюджетную поддержку регионам-реципиентам для обеспечения наиболее равномерного распределения государственных финансовых фондов);индикаторы координации (сопоставляют социально-экономическую политику в наиболее крупных территориальных образованиях – округах); индикаторы устойчивости (формируют основу стратегического планирования для обеспечения стабильного поступательного развития государства в целом). Разработанные индикаторы заложили основу для расчета интегрального показателя стратегического планирования, отражающего динамику развития общества.
4.Математическая интерпретация соотношения между приоритетностью направлений развития представляет собой последовательность следующих шагов: 1) определение количества приоритетных направлений и их обозначение; 2) разработка принципа распределения объемов финансирования по приоритетным направлениям; 3) разработка формулы распределения финансовых ресурсов на территории в соответствии с определенным правилом.
Полученная зависимость распределения финансовых обязательств на территории каждого региона будет корректироваться в соответствии с количеством приоритетных направлений развития. Так, в Волгоградской области при увеличении количества направлений будет меняться состав формулы, могут быть добавлены дополнительные обозначения направлений. Тем не менее, правило финансирования должно оставаться прежним: 80% по направлению 1, 80% из оставшихся 20% ресурсов от всего объема по направлению 2, 20% из остатков 20% от всего объема по направлению 3.
5. Проведенный системный анализ программно-целевого управления на уровне субъекта Российской Федерации – Волгоградской области – показал, что совокупность одновременно реализуемых программ велика, что определяет высокую нагрузку на региональные органы исполнительной власти. Согласно инвентаризации программ, установлено, что на территории одного региона одновременно работают: государственные программы, приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы, подпрограммы, ведомственные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, региональные программы. Классификация программ позволила сформировать 5 групп: 1 группа – программы социальной направленности,обеспечивающие развитие отраслей нематериального производства, социальную поддержку населению, формирование культурного и нравственногопотенциаланаселения, утверждаемые на всех уровнях; 2 группа – программы защитного характера; 3 группа – программы инфраструктурно-коммуникационного характера; 4 группа – программы, поддерживающие отрасли национальной экономики; 5 группа – программы, призванные решать проблемы местного характера. Сложившаяся система программного управления на территории Российской Федерации сегодня требует четкого пересмотра в сторону оптимизации схемы согласования и сокращения количества дублирующих друг друга программ. В процессе анализа утвержденных программ доказан следующий механизм программного распределения:
Читать дальше
Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.//Российская газета. – 1993. –25 декабря.
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изм. от 12.11.2012 №188-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-плюс.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-ФЗ (с изм. от 16.10.2012 №173-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-плюс.
Глава VII/ Г.К. Котошихин. – СПб.: Издание археографической комиссии, 1884. – 137 с.; Акты Археографической Экспедиции (ААЭ). Т. IV. – СПб.: Типография 2 отделения собственной Е.И.В. канцелярии. – 1836. – 654 с. Баглай М.В. Социальное государство// Труд и социальные отношения. – 2015. – № 1.
Блех, И.И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии / И.И. Блех. – СПб.: Тип. Муллер и Богельбман, 1895. – 211 с.;
Бычкова, С.М. История развития контроля в России / С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. – 2013. - №10. – С. 41-50.
Введение в политологию: словарь-справочник / сост. Г.Л. Купряшин и др.; под ред. В.П.Пугачева. – М.: «Аспект Пресс»,2016.
Герасимов Б.И., Злобина Н.В., Спиридонов С.П. Экономика: введение в экономический анализ: учебно-метод. пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014.
Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. –М.:Владар,2013. –310с.
Грачева, Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / Е.Ю. Грачева. – М.: Юриспруденция, 2010. – 192 с.
Древняя Российская Вивлиофика, изд. Н.И. Новиковым. Изд. 2. Ч. III – М. Издатель: «Типография компании типографической». – 1788. – 480 с.; Котошихин, Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 3.
Евзлин, З.П. Бюджетный контроль и система государственной отчетности при конституционном образе правления / З.П. Евзлин. – СПб.: Тип. В.Я. Мильштейна, 2015. 160 с.;
Зайченко А.И. Правовые аспекты социального партнерства в России //Труд и социальные отношения. – 2014. –№2.
Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации// Журнал социологии и социальной антропологии, 2015. –Т.VIII, № 3. – С.79-99. Прогресс, 2012. – 400с.
Козенко, Ю.А., Федотова, Г.В. Фактор эффективности в истории государственного финансового контроля / Ю.А. Козенко, Г.В. Федотова // Финансы и кредит. – 2016. - №23. – С.59-67.
Лапидус В.А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 – менеджмент роста//Созвездие качества–2013: сб. – Киев: Украинская ассоциация качества, 2013.
Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. – М.: Экономика, 1971. –390 с.
Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – 2-е изд. – М., 2014.
О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. – М., 2015.
Сакович, В.А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассового порядка и устройства государственной отчетности В.А. Саковича. Ч.1 / В.А. Сакович. – СПб.: Тип. «Центральная» М.Я. Минкова, 2012. – С. 92.
Читать дальше