Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Особенности невербального интеллекта и академической успеваемости у детей с разным уровнем одаренности

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
80
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования невербального интеллекта детей 10 1.1. Общее представление об интеллекте 10 1.2. Подходы к определению интеллекта 17 1.3. Вербальный и невербальный интеллект 28 1.4. Измерение невербального интеллекта 31 Выводы по первой главе 31 Глава 2. Развитие невербального интеллекта и академической успеваемости у детей с разным уровнем одаренности 32 2.1. Сущность одаренности, музыкальной одарённости 32 2.2. Особенности академической успеваемости у детей с разным уровнем одаренности 42 2.3. Связь с академической успеваемостью интеллекта и одаренности 43 Выводы по второй главе 48 Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей невербального интеллекта и академической успеваемости у детей с разным уровнем одаренности 49 3.1. Программа эмпирического исследования 49 3.2. Описание результатов 64 3.3. Обсуждение результатов 66 Заключение 70 Список литературы 72
Введение

Актуальность темы исследования. Для РФ на современном этапе коренных социально экономических преобразований актуальной является задача создания собственного интеллектуального потенциала. В связи с этим проблеме развития и воспитания одаренных детей и юношества сегодня уделяется много внимания. Актуальность темы обусловлена не только социальной значимости проблематики, но и логикой развития исследований в области психологии одаренности, представителями которой выявлено системность детерминации такого сложного объекта, как одаренность (А. Матюшкин, А. Кульчицкая, Г. Пономарева, М.


Не знаете сколько стоит диссертация на заказ в Новосибирске ? Проверьте на Work5.


. Смульсон), определены ее структурные компоненты (Д. Богоявленская, В. Давыдов, С. Максименко, В. Моляко), исследованы параметры креативной среды как важного фактора выявления одаренности (В. Дружинин, Д. Леонтьев, Я. Пономарев, В. Юркевич, Р. Шакуров), что сформировало условия для определения на этой основе глубинных системообразующих характеристик одаренной личности. Необходимо отметить, что первые исследования характеристик одаренных личностей было проведено на эмпирическом этапе развития психологии, после того, как неудачными были признаны попытки обосновать выдающиеся достижения человека через один только интеллектуальный фактор: понимание комплексного характера одаренности, возникло в рамках этого типа знаний, заставляло исследователей расширять перечень факторов интеллекта, а впоследствии, ввести в структуру одаренности новые компоненты - креативность и определенные личностные характеристики. Но операционное определение предмета исследования заставляло рассматривать элементы структуры одаренности как такие, что функционируют независимо. Это способствовало появлению линейно-аддитивных моделей одаренности, содержащих большое количество разрозненных элементов. Так, среди личностных характеристик, которые изучались на эмпирическом этапе, можно назвать такие: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить положительное в трудностях, эстетическая ориентация, готовность рисковать, самодисциплина в деятельности, персеверативнисть в ситуациях фрустрации, автономность, отсутствие половых стереотипов, интернальный локус контроля, высокий уровень самоинициации, стремление лучше выполнять собственную деятельность, шизотимия, радикализм, интроверсия, доминирование и т.д. [5]. Эти характеристики, эмпирические по характеру, не имели теоретического обоснования и могли применяться для описания любой успешно функционирующей человека, не обязательно одаренной. Это обусловило невозможность непосредственного применения полученной на эмпирическом этапе информации для выполнения новых задач психологической науки по активного формирования и развития творческого потенциала детей и юношества и вызвало необходимость пересмотра концептуальной базы исследований в этой области и построения абстрактно-аналитических моделей одаренности. Применение в пределах действенно-преобразовательного типа знаний основных объяснительных принципов психологии позволило сформулировать понятие ведущих, определяющих факторов, которые могли интегрировать элементы низших уровней иерархии. Так, на основе рассмотрения основных свойств мышления как процесса (С. Рубинштейн, К. Абульханова, А. Брушлинский) удалось установить сущностные характеристики творческих способностей, заключаются в готовности человека к творческой самодеятельности, проявления интеллектуальной инициативы (Д. Богоявленская, Я. Пономарев). На этой основе удалось преодолеть противопоставление интеллектуальной и творческой составляющих в структуре одаренности. Введение В.Моляко понятия «стратегиальная организация сознания личности» позволило разработать универсальную классификацию существенных особенностей творческого мышления [2]. Значительное влияние на формирование представлений о природе одаренности имел также постулированный в отечественной психологии уход от эпигенетических представлений о природе психического. В результате одаренность начала рассматриваться не как постоянное, а как определенная потенция, реализация которой на разных этапах психического развития и становления личности требует наличия соответствующих условий (А. Кульчицкая, А. Матюшкин и др.). Исследование отечественных ученых позволили определить специфические особенности старшего школьного возраста як важного этапа развития одаренности, сочетающий и обобщает новообразования предыдущих этапов. В этот период происходит полноценное «вхождения» ребенка в культуру, о чем свидетельствует формирование интеллектуальной одаренности, в основе которой - своеобразие ментального опыта. Напомним, что опытная составляющая формируется из обучения. Важность этого периода определяется также тем, что пребывание юношества в условиях специализированного учебного заведения способно создать систему требований, адекватных основным параметрам креативной среды. Это позволяет моделировать систему активных воспитательных воздействий на развитие одаренности в этом возрасте. Актуальность исследований связи уровня развития интеллекта с успешностью обучения обусловлена растущим в последнее время интересом общества к этой проблематике - запросу со стороны образовательной и бизнес-практики, для которых первоочередные является задача дифференциальной профессиональной диагностики, вероятного прогноза развития личности, разработки оптимальной образовательной стратегии в общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Заключение

1. Симптомокомплекс учебной успешности включает в себя «гибкие» и «жесткие»регуляторные звенья учебной деятельности (по аналогии с концепцией В.М. Бехтерева о «гибких» и «жестких» звеньях регуляции психической деятельности со стороны ЦНС). «Жесткими» звеньями при таком рассмотрении выступают интеллект и психофизиологические свойства индивида (в силу высокой биологической обусловленности), которые задают пределы функционирования личности в учебной среде, иными словами они являются необходимыми условиями для успешности учебной деятельности. Достаточные условия образуются «гибкими» звеньями – личностным фактором обучающегося: когнитивными стилями, мотивацией, индивидуально-типологическими свойствами личности. 2. Некоторые факторы, обеспечивающие эффективность учебной деятельности, имеют прямое воздействие на успеваемость (интеллект), влияние других является опосредованным (влияние интеллекта модулируется мотивацией и личностными особенностями), поэтому данные экспериментальных исследований колеблются от отсутствия или слабой связи до устойчивой положительной связи. 3. Некоторые психологические факторы учебной успешности (мотивация, стилевые особенности личности) в силу высокой гибкости могут стать мишенями развивающего психолого-педагогического воздействия. Другие же (интеллект, типологические свойства личности) являются устойчивыми структурами и не подлежат изменению. По словам, Л.Ф.Бурлачука «…каждое свойство или качество личности является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью…» [23, с.6]. Поэтому коррекционное психолого-педагогическое воздействие может заключаться в адаптация личности «…к меняющимся условиям среды за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой, может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует» [23, с.6]. Все это позволяет личности становиться более гибкой в использовании и развитии своих способностей.

Список литературы

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк ; пер. с англ. А. В. Александровой // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111–131. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Борис Герасимович Ананьев ; [ред. колл. : Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин]. – М. : Наука, 1977. – 380 с. 3. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания / Л. А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1970. – 160 с. 4. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Леонид Леонидович Бочкарев. – М.: ИП РАН, 1997. – 352 с. 5. Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974. – С. 230–251. 6. Величковский Б. М. Функциональная организация познавательных процессов : автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. психол. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Б. М. Величковский. – М., 1987. – 44 с. 7. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Говард Гарднер ; [пер. с англ. А. Свирид ; под. ред. Э. Крайникова]. – М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 512 с. 8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Джон Гилфорд // Психология мышления : статьи [под. ред. А. М. Матюшкина]. – М. : Прогресс, 1965. – С. 433–456. 9. Грязева В. Г. Одарённые дети: экология творчества [Текст] / В. Г. Грязева, В. А. Петровский. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с. 10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 11. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений [Текст] // Интеллект и творчество: сб. науч. тр. / ИП РАН; отв. ред. А. Н. Воронин. – М.: 1999. – С.5–29. 12. Кирнарская Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности. // Вопр. Психологи / Дарья Константиновна Кирнарская. – 1989. – №2. – С.47-57. 13. Крамаренко В. Ю. Интеллект человека / Крамаренко В. Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1990. – 184 с. 14. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психол. сопровождение одаренного ребенка [Текст] / Э. Ландау.– М.: Академия, 2002. – 144 с. 15. Матюшкин А. И. Концепция Творческой одаренности. Вопросы психологи. 1989. ? № 6 – 29–33 с. 16. Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст]: учеб. пособие / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с. 17. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопр. Психологи / Александр Александрович Мелик-Пашаев. – 1989. – №1. – С.15-23. 18. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. // Вопр. Психологи / Сергей Иванович Науменко. – 1981. – №5. 19. Основные современные концепции творчества и одарённости. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416 с. 20. Панов В. И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема [Текст] / В. И. Панов // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. – № 3. – С.3–10. 21. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже ; [пер. с франц. А. М. Пятигорского]. – СПб. : Питер, 2003. – 192 с. – (Психология-классика). 22. Практический интеллект / [Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., Хорвард Дж. А. и др.] ; под. общ. ред. Р. Дж. Стернберга ; пер. с англ. К. Щукин, Ю. Буткевич. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»). 23. Психологический словарь / [под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с. 24. Психология : [учебник для гуманитарных вузов / под. общ. ред. В. Н. Дружинина]. – СПБ. : Питер, 2001. – 656 с. – (Серия «Учебник нового века»). 25. Психология одаренности детей и подростков / [авт. текста Н. С. Лейтес]. – М.: Академия, 2000. – 336 с. 26. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. С. Симонов, П. М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 160 с. 27. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности [Текст] / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психол. журнал. – 1998. – №2. – С.144 –160. 28. Стернберг Р. Учись думать творчески [Текст] / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С.186–210. 29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 334 с. 30. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Способности и одаренность. // Избр. Труды в 2т. – т.1 / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – С.15-41; C.42-222. 31. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской.– М.: Молодая гвардия, 1997. – С.243–264. 32. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 32–39. 33. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Марина Александровна Холодная. – [2-е изд.]. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с. 34. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 334 с. 35. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С.28–34. 36. Cattell R. B. Theory of fluid and crystallized intelligence. A critical experiment / R. B. Cattell // J. Educ. Psychol. – 1963. – V.54. – P. 1–22. 37. Golz R. Probleme des Vergleichs deutscher und rassischer Fragestellungen der Padagogik im gegenwartigen Transformationsproze. // Humanisierung der Bildung, 2000. – №1. – С.93-123. 38. P?rez F. L. (2006). “Alumnos con capacidad superior. Experiencias de intervenci?n educativa”. Madrid: Editorial S?ntesis. 39. Prieto S?nchez, M? D. (1999). “Identifi caci?n, evaluaci?n y atenci?n a la diversidad del superdotado”. M?laga: Ediciones Aljibe. 40. Renzulli J. L. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Conceptions of Giftedness. 41. Spearman Ch. The abilities of man / Ch. Spearman. – N.Y. : MacMillan, 1927 42. Thurstone L. L. Primary mental abilities / L. L. Thurstone. – Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1969 43. Vernon P. E.. The structure of human abilities / P. E.Vernon. – N.Y. : Wiley, 1965

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!