Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Роль семьи и отношения к ребенку в формировании личностных нарушений и невротических расстройств

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
35
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования 5 1.1. Общее понятие семьи 5 1.2. Типы семей 5 1.3. Функции и структура семьи 6 1.4. Жизненный цикл семьи 7 1.5. Роль семьи в возникновении невротических и личностных расстройств у детей 18 Глава 2. Исследование особенностей семейных отношений в семьях с детьми с невротическими и личностными расстройствами 31 2.1. Программа диагностики невротических расстройств и личностных нарушений у детей младшего школьного возраста 31 2.2. Программа исследования родительского отношения к детям младшего школьного возраста 32 2.3. Статистическая обработка результатов 33 Заключение 34 Список литературы 36
Введение

Актуальность темы обусловлена следующим. Исследования, посвященные изучению взаимодействия индивидов в малой группе, показывают более высокую продуктивность совместной деятельности, чем индивидуальной. Важным параметром стало установление того, что именно взаимодействие улучшает групповую деятельность, а не просто присутствие членов группы. Также в исследованиях изучаются характеристики группы, т.е. структура, типы взаимодействий в группе. Среди причин повышенного интереса психологии к малым группам, выделяют: 1) усложнение общественной жизни, в результате которого возникают многочисленные объединения людей по видам деятельности, характеру общественных связей (увеличение роли малых групп в жизни человека); 2) для утверждения социальной психологии в качестве экспериментальной дисциплины малая группа является именно той единицей анализа, в рамках которой применим экспериментальный метод. Семья в большинстве теоретических подходов рассматривается именно как малая группа. В последнее время проводится много разносторонних и взаимодополняющих исследований, изучающих влияние на формирование личности ребенка воспитательной стратегии родителей, взаимоотношений между родителями и детьми (Block J., Block J.H., Gjerde P.F., Hetherington E. M., Cox R., Cox M., Hoffman M.L., Jonson P.L., Leary D., Lickorish J.R.) общего психологического климата семьи (Bos P., Elder G.H., Rohner R.P.). Несмотря на то, что проблема «отцов и детей» всегда занимала умы людей, она до настоящего времени остается далекой от своего решения. Цель работы: оценить роль семьи и отношения к ребенку в формировании личностных нарушений и невротических расстройств. Задачи работы: 1. Рассмотреть понятие семьи и семейных отношений; 2. Изучить типы семей; 3. Исследовать функции и структуру семьи; 4. Проанализировать жизненный цикл семьи; 5. Выявить роль семьи в возникновении невротических и личностных расстройств у детей; 6. Разработать программу диагностики невротических расстройств и личностных нарушений у детей (например младший школьный возраст) 7. Сформулировать факторы семейных отношений, влияющие на возникновение у детей невротических и личностных расстройств. 8. Сформировать программу исследования с использованием следующих методик: Опросник «Социальные семейные роли» (Васильева Е.Н., Орлов А.В.), Методика «Незаконченное предложение» (модифицированный Р.В. Овчаровой вариант методики Сакса и Леви), Методика «Представления об идеальном родителе», Опросник «Сознательное родительство». Объект исследования: отношения в семьях с детьми с невротическими и личностными расстройствами. Предмет исследования: факторы, влияющие на возникновение у детей невротических и личностных расстройств. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение

Итак, при написании курсовой работы были решены все поставленные 8 задач: 1. Рассмотрено понятие семьи; 2. Изучены типы семей; 3. Исследованы функции и структуру семьи; 4. Проанализирован жизненный цикл семьи; 5. Выявлена роль семьи в возникновении невротических и личностных расстройств у детей; 6. Разработана программа диагностики невротических расстройств и личностных нарушений у детей (младший школьный возраст) 7. Сформулированы факторы семейных отношений, влияющие на возникновение у детей невротических и личностных расстройств. 8. Сформирована программа исследования. В условиях семьи у человека формируется образ субъективной реальности, окружающего мира, в конструировании которого человек сам выполняет немаловажную роль. Помимо образа реальности формируется также образ «Я» и образы окружающих людей. Отмечается, что в этом процессе огромную роль играет семья, характер взаимоотношений родителей, а также отношения к ребенку и другие семейные особенности. Отмечается, что традиционные (патриархальные) гендерные стереотипы подвергаются очень серьезной трансформации, объясняющейся влиянием множества социальных и политических факторов. Традиционно, в семье гендерные роли выражались в разделении домашних обязанностей. При этом отмечается, что большая их часть ложилась на плечи женщины, которая тратила на их большую часть времени, чем мужчина. Не вызывает сомнения факт того, что с момента рождения человек неразрывно связан с различными малыми группами, во взаимодействии с которыми проходит процесс социализации, получает информацию об окружающем мире и необходимые навыки своей будущей деятельности. Семья – это малая социальная группа, находящаяся в супружеском союзе и в родственных отношениях ее членов, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство. Важнейшим параметром (основой) семьи традиционно принято считать супругов, супружескую пару. Остальные родственники (дети, родители супругов, их родственники) являются «второстепенными» членами семьи. В рамках данной курсовой работы было продемонстрировано, что семья, семейные отношения могут влиять на формирование у детей невротических и личностных расстройств. Мы выделили факторы семейных отношений, которые могут приводить к невротическим и личностным расстройствам у детей: • открытая незавуалированная постоянная помощь ребенку; • первоочередное желание быть другом-наставником для своего ребенка, отсутствие демонстрации своего авторитета; • недостаточное эмоциональное отношение к ребенку; • отсутствие направленности на взаимодействие с ребенком, а также установки на цели и средства деятельности в области родительства; • отсутствие стремления родителей к саморазвитию; • неадекватные требования к ребенку. Таким образом, результаты исследования смогут дать возможность оценить роль семьи и отношения к ребенку в формировании личностных нарушений и невротических расстройств. Данный результат может быть получен именно благодаря использованию подобранного блока методик. Методики были выбраны, так как они дают возможность исследовать специфику личностного отношения матери к ребенку младшего школьного возраста, что обеспечит выявление факторов патогенного воспитания.

Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Психология семьи. Самара.: Бахрах. М, 2002. 2. Антонов, А.И Социология семьи. Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2012. 3. Бодалев, А.А., (ред.) Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М: «Педагогика», 1989. - 208 с. 4. Бреслав, Г.М. Влияние межличностных конфликтов в семье на формирование личности ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. 5. Варга, А. Системная психотерапия супружеских пар / А. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. 6. Гангор, М. Смех - лучший помощник в браке. Секреты жизни, любви и брака / М. Гангор.- М.: София, 2014. - 288с. 7. Гурко, Т.Д. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – N10. –1995. 8. Забрамная, С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С.Д. Забрамная. - М., 1981. - 257 с. 9. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.- 215 с. 10. Исаев, Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. - СПб. , 1994. - 82 с. 11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Кабанова. - Самара, 2001. 12. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. С. 83–91. 13. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер», 2003. - 138 с. 14. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. Л. : изд-во ЛГУ, 1960. 15. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 16. Ромицына, Е.В. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков больных неврозами : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 СПб., 1998. - 175 с. 17. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. - М, 2000. 18. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М. : изд-во МГУ, 1988. - 200 с. 19. Фрейд, Дж. Психология предательства и измены / Дж. Фрейд, П. Биррелл. – СПб: Питер, 2013. – 192с. 20. Черников, А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики / А.В. Черников. - М., 2001. 21. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб.пособие. – М.: Дашков и К, 2004. 22. Шапарь, В. Двое в лодке. Тренинг семейных отношений / В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 384с. 23. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: антология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Трикста,2010. - 720 с. 24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 1999. 25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с. 26. Block J., Block J. H. , Gjerde P. F. Parental functioning and the home environment in families of divorce: Prospective and concurrent analyses. J. Amer. Acad. Adolest. psychiatr. , 1988, 27, N 2, 204-213. 27. Eggers Ch. Die Kindliche Depression. Z. Kind-Jugend-Psychiatr. , 1988, 16, N 4, 196-202. 28. Hetherington E. M. , Cox R. , Cox M. Effects of divorce on parents and children. In M. E. Laueb (Ed. ), Nontradi tional families: Patienting and Child development. Hillsdale, N. Y. : Erlbaum, 1982. 29. Nydegger C.N. Timing of fatherhood: Role perception and socialization. Unpublished doctoral dissertation, the Pennsy1vania State University (in https://books.google.ru/books?id=b1v0sCb09_AC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false) 30. Sullivan H. S. Interpersonalіty Theory in psychiatry. N.Y. , 1953. 31. Zaslow M.J. Sex differences in children's response psychiatry, 1988, 58, N 3, 355-378.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!