Глава 2. Экспериментальное изучение художественно-образного мышления у младших школьников в изобразительной деятельности3
2.1 Организация эксперимента и методы исследования3
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента диагностики художественно-образного мышления12
2.3 Описание и анализ формирующего эксперимента16
2.4 Анализ контрольного эксперимента диагностики художественно-образного мышления19
Выводы по второй главе23
Список использованной литературы25
Глава 2. Экспериментальное изучение художественно-образного мышления у младших школьников в изобразительной деятельности
2.1 Организация эксперимента и методы исследования
Организация исследования. В общем понимании, как и любое другое важное дело, написание работы можно разделить на три основных этапа. Это подготовительный период, производственный (написание самой работы), постпроизводственный (огласка результатов, защита). Более детально этапы научного исследования, можно охарактеризовать так [1,3]:
1.Начальный период.
2.Подготовительный этап, планирование программы исследования.
3.Систематизация, сбор информации.
4.Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана.
5.Проведение исследования.
6.Оформление результатов.
7.Заключительный этап.
Подробное рассмотрение этапов.
Начальный период предусматривал выбор темы, обоснование ее актуальности.
Подготовительный этап. Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана. Кроме постановки гипотезы – научного предположения о возможной причине, породившей какое-то исследуемое явление [2].
Проведение исследования. Это может, было, проведение анкетирования, фокус-группового исследования, эксперимента, анализа, и т.д.
Заключительный этап. Это анализ полученных результатов при проведении исследования, и формулировка выводов [4].
Анализ результатов и их сопоставление. Этот этап подразумевает необходимость сравнить теоретический и экспериментальный этапы научного исследования для окончательного подтверждения гипотезы и дальнейшего формулирования выводов и вытекающих из нее следствий. Иногда результат бывает и отрицательным, тогда гипотезу приходится отвергать. Окончательные выводы. Подводятся итоги, формулируются выводы и их соответствие изначально поставленной задаче. Освоение результатов. Этот этап характерен для технических работ. Он является подготовкой к промышленной реализации результатов исследования [5].
Исследование развития творческих способностей младших школьников проходимо в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Город Краснодар, 49 школа.
В исследовании участвовали дети 2 классов. Исследуемая группа состояла из 10 детей возраста 8-9 лет.
Всех детей исследовали на развитие творческого мышления.
Организация исследований была построена следующим образом:
- сначала проводился констатирующий эксперимент, в котором проводилась диагностика художественно-образного мышления у младших школьников;
- после проводился формирующий эксперимент, в котором использовалась изобразительная деятельность;
- на последнем этапе проводился контрольный эксперимент, в котором проводилась повторная диагностика художественно-образного мышления у младших школьников, и наблюдали, и после сравнивали и делали заключительные выводы.
Методы исследований.
Любое научное исследование предполагает создание целостной структуры связанных между собой взглядов, идей и фактов. Принципиальным отличием научного познания от обыденного является обязательная необходимость критического осмысления всех предложенных идей и доказательств, а также стремление к объективности взглядов и строгая методология, причем как в проверке полученных фактов, так и в самом познании. Существуют эмпирические и теоретические методы исследования. В настоящей статье мы подробнее остановимся на последних. Научно-педагогическое исследование предполагает изучение психолого-педагогических процессов в формировании личности и объективных закономерностей в обучении. И как следствие, выведение действенных образовательных методологий. В данном случае критерием будет отражение реальных результатов в применении выведенных вследствие исследований методологий [6].
Научное знание предполагает использование эмпирического и теоретического уровней исследования. Первый связан с практической стороной вопроса, поскольку оперирует данными, полученными из наблюдений и экспериментов; второй позволяет делать какие-либо умозаключения на основании уже имеющихся законов и гипотез.
Теоретические методы исследования. Любая деятельность, если она претендует на научный характер, должна предполагать не только критерии проверки идей экспериментальным путем, но и действенную методологию для построения теорий и поиска новых фактов. Теоретический уровень в науке заключается в объективном отражении происходящих процессов, явлений, внутренних закономерностей и связей, которые достигаются посредством методов обработки практических данных, полученных благодаря наблюдениям, экспериментам и так далее. Таким образом, теоретические методы исследования являются своеобразной надстройкой над эмпирическими. Последние представлены чувственными формами, выраженными в информации, полученной непосредственно человеческими органами чувств и специальными приборами [7].
Развитие художественно-образного мышления у младших школьников в изобразительной деятельности
Volodymyr P.
Эксперт по предмету «Педагогика»