Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1.Математические понятия и их виды …………………………………...5 1.1.Понятия и представления при усвоении математики………………………5 1.2.Проблемы формирования представлений при обучении математике…….7 Глава 2.Методология теории формирования математических понятий в школе……………………………………………………………………………..13 2.1.Подходы к сущности понятия………………………………………………13 2.2. Логико-информативная парадигма………………………………………...22 Заключение……………………………………………………………………….28 Список литературы………………………………………………………………29

Математические понятия, как основа обучения математики в школе

курсовая работа
30 страниц
73% уникальность
2017 год
87 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1.Математические понятия и их виды …………………………………...5 1.1.Понятия и представления при усвоении математики………………………5 1.2.Проблемы формирования представлений при обучении математике…….7 Глава 2.Методология теории формирования математических понятий в школе……………………………………………………………………………..13 2.1.Подходы к сущности понятия………………………………………………13 2.2. Логико-информативная парадигма………………………………………...22 Заключение……………………………………………………………………….28 Список литературы………………………………………………………………29
Читать дальше
Актуальность работы в том, что в настоящее время завершается переход к информационному обществу, одновременно оформляется новая парадигма в образовании, основанная на постнеклассической методологии, синергетических принципах самообразования, внедрении сетевых технологий, проектной деятельности, компетентностного подхода. Все эти новые веяния требуют обновления содержания обучения математике в школе, приближения его к современным разделам и практическим применениям. Особенностями учебного материала в информационном обществе являются принципиальная избыточность информации, нелинейный характер ее развертывания, возможность вариативности учебного материала. Развитие личности средствами математики невозможно без овладения ею определённой системой научных знаний. Одной из главных составляющих системы научных знаний любого предмета, в том числе и математики, являются понятия. Не оперируя понятиями, нельзя сформулировать ни один закон и, следовательно, создать научную теорию. Без усвоения соответствующих понятий не может быть ни усвоения законов, ни усвоения теорий. Это обусловливает ведущую роль понятий при формировании в сознании учащихся системы научных знаний в соответствующей научной области. Процесс формирования системы знаний выступает как процесс овладения понятиями. Оперирование понятиями требует от учащихся активной мыслительной деятельности, поскольку только в этом случае можно обеспечить глубокое понимание сущности изучаемых предметов и явлений теории, отражённой в системе научных понятий.


Ищете выполнение чертежей на заказ в Тюмени ? Обратитесь в Work5.


. Но и само мышление невозможно без понятий. Умение мыслить включает и умение оперировать понятиями. «Всё, что существует в качестве наших мыслей, упорядочивается, организуется как единое целое посредством той системы понятий, которой мы владеем» [12, с. 27]. Процесс усвоения понятий влияет и на развитие логического мышления учащихся, так как именно они составляют его фундамент. Таким образом, развивающие функции обучения математике реализуются и в процессе овладения понятиями. Умственное развитие ребёнка при обучении математике можно рассматривать и как развитие его способностей к осмыслению понятий, оперированию ими и конструированию новых понятий. Перечисленные способности и являются, в сущности, показателями математического развития ученика. С учётом сказанного можно предположить, что приоритетной проблемой теории и методики обучения математике является проблема формирования понятий в средней школе. От степени её решения зависит и качество усвоения знаний по предмету, и уровень развития мышления обучающихся. Цель работы – изучить особенности формирования у школьников математических понятий в современной парадигме образования. Объект исследования - процесс формирования математических понятий в школе. Предмет исследования - математические понятия, как основа обучения математики в школе. Задачи: 1.Рассмотреть теоретические аспекты математических понятий. 2.Изучить методологию теории формирования математических понятий в школе. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, двеглавы, заключение и список литературы. Глава 1.Математические понятия и их виды 1.1.Понятия и представления при усвоении математики Основная цель изучения понятий – это правильное усвоение школьниками содержания понятий и использование последних в своей учебной деятельности. В состав любой деятельности входят действия и операции. Поэтому существенные свойства понятий можно раскрыть учащимся через выполнение конкретных действий с понятиями. При этом термином «действие» обозначается отдельный акт учебной деятельности учащихся, подчиненный достижению определенной цели. При выборе действий, которые должны выполняться с понятиями, необходимо учитывать следующее: какое понятие изучается, какая цель ставится относительно изучения данного понятия, какими предварительными умениями овладели ученики и т.д. Понятия являются одной из главных составляющих содержания любого предмета. Формирование понятия – сложный психологический процесс, начинающийся с образования простейших форм чувственного познания, ощущений, и протекающий часто по следующей схеме: ощущение – восприятие - представление – понятие. Представлением называют вторичный образ предмета или явления. В зависимости от того, как возникает этот образ можно выделить 2 группы представлений: 1.Представления памяти. 2.Представления воображения. Представления памяти возникают у человека в основном благодаря ощущениям и восприятию. Но в отличие от образов ощущений и восприятий, т.е. непосредственных результатов этих процессов, образ представлений может быть отсрочен во времени и пространстве от ощущения и восприятия, он как бы извлекается человеком из памяти. Ведь для того чтобы что-то представить, нам не надо непосредственно видеть какой-то предмет. Представления воображения создаются при помощи воссоздающего воображения. Такие представления возникают у человека в результате преобразования в его памяти имеющихся образов. Образ представлений в этом случае создается при помощи словесной инструкции или демонстрации каких-то действий и образцов. Например: «Голубой марлин – это одна из крупнейших рыб, обитающих в мировом океане. Его максимальная масса тела 818 кг, а длина – 5 м. Марлин имеет длинный прямой вырост на верхней челюсти. Тело хищника окрашено контрастно: верхняя часть, с двумя 6 спинными плавниками, имеет сине-черный окрас, нижняя – серебристо- белая. На каждом боку имеется около 15 поперечных телу белых полос, состоящих из точек ». У человека, прочитавшего описание, возникает образ рыбы, которую он до этого никогда не видел. При этом особую значимость в понимании словесного объяснения играет употребление различных признаков (цвет, форма, размер), которые всеми людьми воспринимаются одинаково [12, с. 36].

Читать дальше
Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию. Поэтому главную цель обучения формулируют следующим образом - подготовить человека к жизни так, чтобы он максимально реализовал свои возможности. В связи с этим меняется взгляд на назначение образования, целью образовательного процесса является уже не просто усвоение математики, физики, химии и т.д., а развитие личности средствами математики, физики, химии. На первый план выдвигаются развивающие функции обучения предмету. Понятия являются одной из главных составляющих содержания любого предмета, в том числе и предметов математического цикла. Полноценное изучение математических понятий систематизирует знания учащихся, способствует более глубокому освоению предмета. Первостепенная задача учителя математики при изучении любой темы – формирование понятийного аппарата темы. Роль понятий при изучении математики сложна и многообразна. С одной стороны, на понятия мы опираемся в процессе доказательства, с другой – во всяком доказательстве мы раскрываем понятия, углубляем и уточняем знания о понятиях. Само определение понятий также основывается на уже известных понятиях. Поэтому столь важна формулировка определения понятия, которая может быть дана различными способами. Отсюда следует, что одна из основных целей методики преподавания математике – выявить наиболее рациональные способы, с помощью которых можно дать определение того или иного понятия. От этого зависит, насколько хорошо у учащихся сформируется представление о новом понятии.
Читать дальше
1.Афанасьев, В. В. Подготовка учителя математики: инновационные подходы / В. В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Гардарики», 2001. – 384 с. 2.Булычева, Е. С. Методика формирования математических понятий у учащихся колледжей в условиях проектного обучения : дис. … канд. пед. наук / Е. С. Булычева. – Волгоград, 2004. – 159 с. 3.Владимирцева С. А. Формирование геометрических понятий как систем взаимосвязанных суждений: Дис. канд. пед. наук М, 1991- 125с. 4.Владимирцева, С. А. Логико-информативная модель математического понятия как методологическая основа его формирования в школе / Наука и школа, № 6, 2007. 5.Воинова, И. В. Обучение логическим приемам мышления учащихся основной школы в процессе изучения курса алгебры : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Воинова. – Саранск, 2006. – 173 с. 6.Выготский, JI. С. Детская психология // Собр. Соч. —т. 4. 7.Гладкий, А. В, Введение в современную логику: (Учеб. пособие). - М.; МЦНМО, 2001. 8.Иванчук Н.В. Некоторые проблемы, связанные с преподаванием математики в классах гуманитарного направления // Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию МОИПКРО “Учитель ХХI века: проблемы последипломного образования” [Тез. докл.] - Мурманск, 2000. - С. 29 – 31 9.Розин, В. М. Типы и дискурсы научного мышления. - 2-е изд. - М.: Эудито-риал УРСС, 2004. 10.Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике. - Саранск: Красный Октябрь, 2001. 11.Ситникова И.В. Формирование математических понятий в средней школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Киров, 2000. - 175 с 12.Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (Министерство образования и науки Российской Федерации) : [Электронный вариант] // Москва, 2009. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/ 13.Токарева, Л. И. Концепция продуктивного функционирования математических понятий и их систем в современном обучении [Текст] / Л. И. Токарева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. Серия 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. – № 10. – С. 287-299. 14.Токарева, Л. И. Формирование систем математических понятий в концепции системно-деятельностного подхода [Текст] / Л. И. Токарева // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Серия 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. – № 9. – С. 185-192. 15.Токарева, Л. И. Формирование систем математических понятий у учащихся общеобразовательных школ : дис. … д-ра пед. наук / Л. И. Токарева. – Москва, 2010. – 404 с. 16.ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788) (с изменениями от 31 мая 2011 г.), http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf 17.ФГОС среднего (полного) общего образования. Утвержден Министерством образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413. Зарег. Министерством юстиции РФ 07. 06. 12, рег. № 24480. 18.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. – 2004. – № 12(июнь). – С. 18–124 19.Холодная, М. А, Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Второе дополненное и переработанное издание. — СПб. «Питер», 2002. 20.Чупахин, И. Я. Методологические проблемы теории понятия. — Л,: Изд-во ЛГУ, 1973.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Банковские риски: оценка и методы управления
Количество страниц:
45
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
!
Количество страниц:
27
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
" Акты толкования и акты применения норм административного права,как элементы механизма административно-правового регулирования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Административное право

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image