Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Условия организации семинара-практикума по использованию фольклора в процессе проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
50
Год сдачи
2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …. 7 1.1 Понятие детского фольклора и его виды. Использование фольклора в процессе проведения подвижных игр …………………….. 7 1.2. Особенности организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста ……………………………………………... 17 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………… 24 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА ВОСПИТАТЕЛЯМИ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………. 25 2.1. Методика изучения использования фольклора воспитателями в подвижных играх детей четвертого года жизни …………………. 25 2.2. Условия организации подвижных игр с использованием фольклора с детьми младшего дошкольного возраста ……… 32 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 41
Введение

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание духовных чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда нравственно-патриотические начала в воспитании человека оказались потесненными, в таких случаях страдают, прежде всего, дети, теряя связь семьей, природой, культурой.


У нас вы можете заказать дипломную работу по механике. Преподаватели и аспиранты выполнят качественную дипломную работу для вас.


. Стоит проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий в том числе, теорий дошкольного возраста. Воспитательная сила фольклора, закладывающая нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь важна, что вряд ли кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народный фольклор, как часть народной культуры активизирует духовно-практический опыт народа. У ребенка закладываются нравственные ценности, он лучше ориентируется в окружающем нас мире. Фольклор обладает большим мировозренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом. Благодаря фольклорным произведениям у ребенка пробуждается представление о возвышенном, прекрасном. А мы знаем, что человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество и воспитывают произведения фольклора. Большое влияние на ребенка оказывают малые формы фольклора. Ребенок чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельная- успокаивает, весёлые- радуют ребенка и т д. У детей среднего и старшего возраста к наиболее распространённым и активным жанром детского фольклора относятся заклички, обращенные к солнцу, ветру, дождю и т д. Также при организации подвижных игр с применением фольклора используется и потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки. Вот уже несколько столетий можно наблюдать удивительное явление, которое испытал каждый из нас в детстве. Попадая в мир, ребенок включается в культуру через множественность культурных практик, среди которых важное место занимает народная игра. В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым, народы России передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили не разрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Фольклорные игры – это наша историческая память. Русский народ - ценитель острого, точного слова, составитель хитроумной загадки, коллективного развлечения - высоко ценил и игры, связанные со словом. Народом создано множество чрезвычайно разнообразных игр, и во всех них поэтическое слово остается важным компонентом общего действа, даже если достаточно сильна соревновательная сторона. Современные дети в связи с разрушением традиционной устной культуры утрачивают возможность научиться в игре соотносить интонацию, ритмику, эмоционально-поэтического образа и пластику ритмического жеста, рожденного человеческим телом, то есть, согласовывать движение, внешнее действие и заключенный в нем внутренний смысл. В связи с этим, особое значение имеет передача детям богатства народной игры, обучение их варьированию и развитию сюжетов игр, обогащение речи дошкольников образными выражениями, интонациями народных песен. Ведущую роль в этом играют педагоги и родители, вводящие детей в мудрую и прекрасную школу жизни. С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин. Объект исследования – дети младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс организации семинара-практикума по использованию фольклора в процессе проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста. Цель исследования – рассмотреть условия организации семинара-практикума по использованию фольклора в процессе проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы использования фольклора в процессе проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста. 2. Изучить использование фольклора воспитателями в подвижных играх с детьми младшего дошкольного возраста. Методы исследования: в процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Итак, семинар - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя [19] Преподаватель (ведущий семинара) в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности [21, 22]. Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются: - совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности [23]; - развитие творчества и фантазии педагогов; - обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий; - создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы; - создание реально выполнимых рекомендаций. Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы: 1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы. 2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д. - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого. 3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений. 4. Подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги [24, 25]. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях. Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу [26]. Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов. Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. С малых лет ребенок живет в мире игры, которая является ведущей формой начальной деятельности ребенка. Фольклорные игры, синкретичные в своей основе, органически сочетают в себе практическую педагогику, физическую и художественную культуру. Современными педагогами справедливо признается роль игры в психическом развитии ребенка, его социализации, развитии личностных качеств, художественном и эстетическом воспитании. Особенно с 4-х до 7 лет начинается обширное приобретение игрового опыта. В играх дети воспроизводят многое из того, что их окружает в повседневной жизни, они подражают тому, что их окружает в повседневной жизни - «ходят в гости», играют в «дочки- матери», разыгрывают семейные отношения. Чаще всего, для взрослых остается тайной мир детского игрового творчества, ведь оно проявляется только в детской среде. Нам мало знаком обширный фольклорный материал детей, состоящий из различных считалок, дразнилок, припевок и игр, бытовавших когда- то в давние времена. Если специально войти в детский быт, то можно увидеть целое искусство, связанное с окружающим детей миром: с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и временами года, с явлениями природы [27]. Задача педагогов состоит в том, чтобы пополнить и разнообразить обширный игровой материал детей. Специфика русских народных со словом и припевами. В каждой народной игре исполняется песня - формула - игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия.

Список литературы

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях коммуникативно-экономической нестабильности общества [текст] // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 2011. С. 112-118. 2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья [текст] М., 2012. - 174 с. 3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие [текст] /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2011 .-144 с. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребёнка [текст] /Л.С. Выготский М.: Изд-во АПН. 2013. - 519 с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [текст] /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2013. - 533 с. 6. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание [текст] // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 2012. Вып. 1. - 169 с. 7. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи [текст] // Народное образование. 2012. № 8. - 57 с. 8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / [текст] Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2011. - 353 с. 9. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи [текст] // Мир образования - образование в мире. 2011. № 4. - 263 с. 10. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка [текст] /А.Н. Гвоздев. -СПб.: Папирус, 2011. - 64 с. 11. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития [текст] / Т.Н Доронова и др. М., 2011. - 532 с. 12. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. [текст] Минск, 2012. - 85 с. 13. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [текст] - М., 2011. - 342 с. 14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. [текст] - М , 2011. - 57 с. 15. Жукова Н.С. Формирование интеллекта: Учебно-метод. пособие. [текст] /Н.С.Жукова-М.: Ассоциац. Гуманитарий, 2011. - 93 с. 16. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. [текст] - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 63 с. 17. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России [текст] // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 2012. Вып. 13. - 356 с. 18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной сюжетно-ролевой игры [текст] /В кн.: Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев. 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 584 е., с. 481 - 508. 19. Леонтьев А.Н. Технология развивающего обучения: Школа 2013. [текст] /А.Н. Леонтьев, под науч. ред. A.A. Леонтьева. М.: Школа 2013, 2013. - 125 с. 20. Мелехова Л.В. О детских играх и развлечениях [текст] / П.Ф. Каптерев. -СПб., 2011. - 137 с. 21. Радуга: Пособие для воспитателя детского сада по работе с детьми 3-4 лет [текст] – М.: Институт общего образования Министерства образования. 2010. с. 176. 22. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников [текст] / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 2010. – 184 с. 23. Стрельченко, Г.К. Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями [текст] / Г.К. Стрельченко // Методист. - 2012. - № 6. - С. 65-68. 24. Творческие игры в детском саду: из опыта работы московских детских садов: сборник статей [текст] / Сост.: Д.В. Менджерицкая, Е. Татищева. – Минск: Учпедгиз БССР, 2010. – 421 с. 25. Терре С.И. Методическая работа - как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса [текст] - Иркутск: Дрофа, 2010. – 145 с. 26. Ткаченко Т.Н. Использование схем в составлении описательных рассказов [текст] // Дошкольное воспитание 2013, № 10. - 436 с. 27. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей [текст] / Сост., предисл., примеч., словарь, подгот. Текста Н.Г. Ермолиной. - Новосибирск: Дет. лит. 2012. - 424 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!