Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

специфика научной картины мира русского языка

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
28
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы русской научной картины мира 5 1.1. Понятие картины мира и формирование научной картины мира 5 1.2. Специфика русской языковой картины мира 9 Глава 2. Специфика научной картины мира в русском языке по материалам школьных учебников 14 2.1. Формирование научной картины мира по материалам русскоязычных школьных учебников 14 2.2. Анализ учебников как средства формирования научной картины мира в русском языке 18 Заключение 24 Список литературы 26
Введение

Актуальность темы обусловлена следующим. Общеизвестно, что язык служит не только для отражения результатов мышления, но также является и необходимым компонентом осуществления мышления. Язык представляет собой один из главных классификаторов и категоризаторов сознания. Это положение подтверждается тем, что все процессы – составляющие мышления – функционируют (проявляются как результат влияния на окружающую действительность либо внутренний мир человека) с помощью языка. В современном мире все больше активизируются процессы иммиграции и как следствие интеграции различных культур, что накладывает на образование новые обязательства по формированию толерантной личности, способной жить в поликультурном обществе. Проблемы, возникающие в рамках совместного проживания людей разных культур, обусловлены тем, что у представителей этих культур в процессе их исторического и личного развития сформировались абсолютно разные представления об окружающем их мире. Философы, социологи, педагоги, психологии и представители других наук наглядные представления человека о мире и о своём месте в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью (природой, обществом и другим человеком) объединяют в такое понятие как картина мира. Более того в последнее время понятия «картина мира» и «культура» рассматриваются как взаимозаменяемые. Двойственность когнитивной деятельности человека (Я-субъекта и Я-объекта) находит проявление в эпистемических диадах: объективное/ субъективное; личностное/ неличностное; рациональное/ чувственное; рассудочное/эмоциональное; логическое /эстетическое (Н. Бердяев, Г.Д. Гачев, Г.О. Винокур, К. Ясперс и др.). Продукты познавательной деятельности могут быть представлены в виде внеличностной (объективной или научной) и личностной (обыденной или творческой) картин мира (С.С. Абрамов, Г.Д. Гачев, В.М. Дианова, К. Поппер, В.С. Степин и др.). Эти картины мира имеют различную методологию построения, объект, продукт, сущностные свойства и реализуются в речевой коммуникации: научная картина мира — в научном дискурсе, личностная — в художественном дискурсе. Цель работы: исследовать специфику научной картины мира в русском языке. Задачи работы: 1. Рассмотреть понятие картины мира и формирование научной картины мира; 2. Выявить специфику русской языковой картины мира; 3. Изучить формирование научной картины мира по материалам русскоязычных школьных учебников; 4. Провести анализ учебников как средства формирования научной картины мира в русском языке. Объект исследования: специфика научной картины мира в русском языке. Предмет исследования: научная картина мира. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение

Таким образом, при написании курсовой работы были решены поставленные задачи: 1. Рассмотрено понятие картины мира и формирование научной картины мира; 2. Выявлена специфика русской языковой картины мира; 3. Изучено формирование научной картины мира по материалам русскоязычных школьных учебников; 4. Проведен анализ учебников как средства формирования научной картины мира в русском языке. Научная картина мира - инвариант научного знания о мире на каждом конкретном этапе развития человеческого общества, результат отражения пространственно-временного континуума. Лингвокогнитивные и лингвокультурные характеристики русской языковой научной картины мира, принципы и особенности осмысления действительности, перечисленные в данной работе, находят свое подтверждение в русской лингвокультуре, однако нуждаются в дальнейшем исследовании с привлечением как более широкого языкового и речевого материала, так и новейших исследовательских методик. Важное место в формировании научной картины мира у детей занимают детские телевизионные передачи, мультфильмы и компьютерные игры. И если качество телевизионных передач и мультфильмов в какой-то степени контролируется и более того создаются научно-популярные продукты, способствующие формированию научной картины мира, то на рынке компьютерных игр очень много продуктов, которые в большей степени способны исказить, а не сформировать реальную картину мира. Наибольшая роль в формировании научного мировоззрения отводится предметной области «Обществознание и естествознание». Ведущую роль в процессе формирования научной картины мира на этапе вузовского образования традиционно играет дисциплина «Концепции современного естествознания» (новое название – «Естественнонаучная картина мира), введенная в стандарт вузовского образования для гуманитарных и социально-экономических специальностей.

Список литературы

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 495 с. 2. Арутюнова Н. Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: языки этики. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 54–78. 3. Аузан А. А. Институциональная экономика для чайников [Электронный ресурс]. – 2011. – ч. 12. – Режим доступа: http://esquire.ru/auzan-12. – Загл. с экрана. 4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: монография: в 3 т. – М.: Философское общество СССР, 1991. – Ч. 1. – 318 с 5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. 3- изд. – М.; Воронеж, 2001. 6. Бутон Ш. П. Развитие речи // Психолингвистика: сб. ст. / под общ. ред. А. М. Шахнаровича. – М.: Прогресс, 1984. - С. 307-324. 7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997. – 416 с. 8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. 9. Залевская А. А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений // Вопросы языкознания. – 1999. – № 6. – С. 31–42. 10. Клейнер Г. Б. Социальный смысл экономических ценностей // Вопросы экономики. – 2004. – № 12. – С. 32–36. 11. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова…». – М.: Златоуст, 1999. – 368 с. 12. Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2005. – 944 с. 13. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с. 14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – 384 с. 15. Леонтьев А. А. Основные направления прикладной психолингвистики в СССР // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. // Сборник докладов на III симпозиуме по психолингвистике. – М., 1972. 16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. – М., 1983. 17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1. – М., 1983. 18. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. – М.: Наука, 1974. 19. Липпман У. Общественное мнение – М., 2004. 20. Моль А. Социодинамика культуры: Перевод с французского / Предисловие Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М., 2008. 21. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. ruscorpora.ru /. – Загл. с экрана. 22. Остер Г. Ненаглядное пособие по математике [Электронный ресурс] // URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/ 43158 23. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. 24. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности [Электронный ресурс] // URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/871/871015.htm 25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 526 c. 26. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 328 с. 27. Социологический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://sociological_guide.academic.ru 28. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособ. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 286 с. 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 30. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 31. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. – М.: КомКнига, 2006. – 280 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!