Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Лексико-семантическое поле

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Филология
Страниц
25
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3 Глава I Теория семантического поля в современной лингвистике.………...…5 1.1 Проблема семантической организации лексической системы языка…...…5 1.2 Понятие ЛСП, критерии выделения и особенности структуры.………...…8 1.3 Лексико-семантическая группа……………………………………………..11 1.4 Тематическая группа………………………………………………………...12 Глава II Характеристика лексико-семантических групп...……………………15 2.1. Лексико-семантическая группа «Звуки голоса человека»...……………..15 2.2. Лексико-семантическая группа «Звуки природы»……………………….18 2.3. Лексико-семантическая группа «Звуки города»………………………….20 2.4. Лексико-семантическая группа «Звуки войны»…………………………..20 Заключение………………………………………………………………….........24 Список использованной литературы……………………………………….......27
Введение

Актуальность темы. Проблема семантической организации лексической системы языка - одна из сложных в лингвистике, которая не получила до сих пор окончательного решения. В ряде работ термин "лексико-семантическое поле" часто употребляют не дифференцированно наравне с терминами "парадигма","ряд", "группа", и т.д. Подобные категории, как лексико-семантическое поле, семантическое поле, тематическая группа, синонимический ряд и т.д., понимаются по-разному большинством исследователей. Предмет изучения в ЛЕКСИКОЛОГИИ - СЛОВО (ЛЕКСЕМА) с лексической (т.е. не грамматической и не фонетической) точки зрения. Данное изучение слова производится также в нескольких аспектах (а соответственно, и разделах) лексикологии. Главный аспект в изучении слова — семантический, либо семасиологический. Он относится ко всему, что с лексическим значением (семантикой) слова связано: понятие лексической семантики с ее отличием от грамматической, способы изменения и производства новых значений и оттенков значения, многозначность и ее виды, типология лексических значений, и т.п. Особенное внимание в данном случае уделяют главному методу изучения семантики слова, так называемому компонентному анализу значения. Семасиологическим аспектом изучения слова является взгляд на слово в направлении: смысл > знак, т.е. от знака (ПВ) к смыслу (ПС). Как раз в данном направлении рассматривают слово в толковых словарях: у лексемы такой-то (к примеру, ДОМ) имеется такой-то значение, смысл (к примеру, «жилье человека»), как раз данный раздел лексикологии поэтому называется семасиологией (от греч. sema — знак, значение). Понимание лек¬сики в качестве слова и системы в качестве главной единицы данной системы, а также идея систем¬ности воплощена в работах Ю.Д.Апресяна, В.Г.Гака, Ю.Н.Караулова, В.В.Виноградова, А.М.Кузнецова, З.Д.Поповой, Л.А.Новикова и др. Осуществлялась регулярная работа над лингвистической терминологией. Сферы представлений, которые охватывают слова со сходными, близкими лексическими значениями, понятийные (Й. Трир), семантические (Г.Ипсен), языковые (Вайсгербер) поля, которые представляют разные языковые подсистемы в форме семантически определенных пространств, – они все являются фор¬мами лингвистической констатации системной организации лексики. Цель данного исследования - характеристика структурной организации семантического поля терминов звуков в русском языке. Объект исследования- лексико-семантические группы. В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи исследования единиц, входящих в данную группу: -изучить и охарактеризовать проблему семантической организации лексической системы языка; - изучить и описать понятие ЛСП, критерии выделения, выявить, описать особенности структуры; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группу; - изучить и охарактеризовать тематическую группу; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группа «Звуки голоса человека» ; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группу «Звуки ; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группу «Звуки города»; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группу «Звуки войны»; - изучить и охарактеризовать лексико-семантическую группу «Метафизические звуки». Структура настоящей работы следующая: введение, 2 главы, 9 параграфов, заключение, список использованной литературы.

Заключение

Когда окружающий людей звучащий мир находит свое отражение в языке, им представляется мир, который опосредован языковым сознанием, в котором к ограничениям, которые добавляются ограничения, налагаются восприятием, которые обусловлены закономерностями языка. То, что звук сложнее намного воспринимать цветом, так как ему чаще присуща характеристика моментальности, вызывает относительную субъективность в слуховых ощущениях, что находит отражение и при использовании слов-звукообозначений, которые являются сразу знаками звучащих реалий, а также единицами языка, и в построении семантического поля «звуком», которые представляют из-себя в языке фиксацию звукосферы. Реальность, которая отражена в сознании человека, возможно представлять в качестве един¬ства, которое состоит из сегментов, которые образуют семантическое пространство, которое во¬площается в ряде пересекающих полей. Они являются лек¬сико-семантическими полями (ЛСП). Единицы семантического поля «звук» - это пример того, что система значений в отдельно взятом языка предоставляет то познание, необходимое в целях нужд человеческого общества, а преломление в языке категории звучания возможно может служить как основа семантических универсалий. Смыслы сложного семантического поля «звук» образованы благодаря пересечения 11 дифференциальных сем различных степеней абстракции, из которых каждая делит его с учетом числа семантических компонентов семы. Вариативностью сем поля «звук» образовано 42 семантическими компонентами. Единицы ЛСП «Звук» распределяются и по двум названным частям, и по взаимосвязанным отдельным микрополям, для выделения основой которых являются более квалифицирующие частотные семы («Характер звука», «Восприятие звука», «Источник звука»), Микрополя различают по степени сложности собственной внутренней организации. В структуре ЛСП, кроме микрополей, выделяют микрогруппы («Фазисная характеристика звука», «Характер распространения звука», «Звук, сопровождающий движение, различные действия»), которые объединяют, по сравнению с микрополями, меньшее количество единиц. В настоящем исследовании описываются отношения единиц, а также непосредственно лексико-семантических группировок поля. ЛСП «Звук» взаимосвязано с иными ЛСП русского современного языка, данная связь реально выражена во включении ядерных сем иных ЛСП на правах подчиненных или доминирующих сем в структуру значения единиц исследуемого поля, а кроме того, выражаясь в наличии семы 'звук' в элементах иных ЛСП. ЛСП «Звук» объединяется в собственном составе языковые разнородные средства, принадлежащие к грамматическим разным классам; ЛСП «Звук» - глагольное, где глаголы - это 55,2% всех единиц поля. Лексической сочетаемостью любой единицы поля обусловливается тем местом, которое данное слово занимает в структуре ЛСП: близкое расположение слова к центру поля расширяет его сочетаемость, и наоборот, дальнее расположение от ядерной части поля, большее в составе его значения уточняющих и квалифицирующих сем вызывает ограниченную сочетаемость такого слова. Каждое субполе (кроме первого, пятого и шестого) можно рассматривать как отдельное семантическое поле, так как оно иерархически структурируется на более мелкие составляющие. Как указано выше, семантическое поле «звук» состоит из 6 субполей, в т.ч.: 1.Субполя «продуцирование звука» (например, издавать звук;); 2. Субполя антропофонов (звуков, которые издаются человеком) в качестве репрезентации антропозвукосферы; 3.Субполя технофонов (звуков, исходящих от неодушевленных предметов) в качестве репрезентации технозвукосферы; 4.Субполя зоо- и натурофонов (звуки, которые исходят от природных явлений с представителями животного мира) в качестве репрезентации биозвукосферы; 5.Субполя «восприятие звука» (например, слышать/слушать;); 6.Субполя нулевой фонации в качестве репрезентации молчания и тишины (например, молчание, тишина;).

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1995.- 239 С. 2. Авербух, К. Я. Общая теория термина. − Ива¬ново, 2014. − 251 с. − С. 16. 3. Арнольд И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методы ее исследования. Л., 1966.- 340 С. 4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс.// Теория метафоры. М., 1990. - с. 5-32 5. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957 6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. -М., 1975.-240 С. 7. Ассоциативный тезаурус современного русского языка./ Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. и др. -М., 1998. - Кн. 5,6.-402 С. 8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М., 1966.-120с. 9. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1986.-290с. 10. Бабенко Л.Г. Функционирование глаголов отдельных ЛСГ в текстах разных стилей.// Лексико-семантические группы русских глаголов. Иркутск, 1989.- 127-146 С. 11. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. -Екатеринбург, 2000.- 267 с. 12. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе.// Вопросылитературы. 1972. - № 6. - 54-85 188 с. 13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.Исследования разных лет. М., 1975.- 210 с. 14. Бахтин М.М. Проблема текста.// Вопросыязыкознания. 1976. - № 10. - 122-151 с. 15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.-230 С. 16. Брюсов В.Я. Среди стихов. М., 1990 Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувств, мысли и речи // Очерк по семантике русского глагола. - Уфа, 1971.-230 С. 17. Васильев Л.М. Теория семантических полей //Вопросы языкознания. 1971. - № 5.-4-36с. 18. Вельская Л .Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. М., 1990 Бережан С.Г. Теория семантических полей и синонимия.// Проблемы языкознания. - М., 1967 Бондарко A.B. Теория функциональной грамматики. -Л., 1987.-321 С. 19. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Каркас, 2015.-245С. 20. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград-Архангельск: Инфра-М, 2014.-108 С. 21. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике. – М.:Высшая школа, 1989. 28. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 2014. Т.52, №1. − С. 3–9. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Вып. I. – Архангельск:Казус, 2014. -200с. 22. Кубрякова, Е. С. Ключевые понятия науки с когнитивной точки зрения / Е. С. Кубрякова, Т. В. Дроздова // Когнитивная лингвистика: новые проблемы познания : сб. науч. тр. Вып. 5. М.; Ря¬зань, 2015. − С. 8-13. 23. Лексические минимумы современного русского языка./ Под ред. В.В. Морковкина. - М., 1985 Лингвистический энциклопедический словарь./ Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990.-345 с. 24. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.-345 С. 25. Маслова В. А. Лингвокультурология. – М., 2014. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. – М.: Инфра, 2014. -230с. 26. Никитин М.В. Лингвистическая семантика. – С-Пб.:Трио, 2015.-123с. 27. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М.: «Высшая школа», 2015-209с.. 28. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т./ АН СССР. - М., Л. - 1948-1965 Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М., 1989-1991.-240с. 29. Стернин И. А., Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж: Торес, 2014.-150 С. 30. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. − М.:Высшая школа, 2014. -200 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!