Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Литература
Предмет
Литература
Страниц
20
Год сдачи
2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста 5 1.2. Речевая деятельность младших школьников. Навык чтения как один из видов речевой деятельности 10 1.3. Компоненты навыка чтения младших школьников 17 1.4. Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста 24 1.5. Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников 33 1.6. Анализ программ по литературному чтению 42 ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46 2.1. Диагностика начального уровня сформированности навыка чтения у учащихся четвёртого класса 46 2.2. Комплекс уроков и заданий, направленных на развитие осознанности и выразительности чтения у учащихся четвёртого класса 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69 ПРИЛОЖЕНИЯ 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
Введение

Актуальность исследование. На современном этапе развития цивилизации в нашем обществе особую актуальность обретает вопрос навыков чтения. Наблюдается переизбыток количества доступной информации в самом разнообразном виде, при том, что ее качество не всегда отвечает потребностям общества в целом и отдельно взятой личности в частности. Появляется тенденция бездумного усвоения любой информации, попадающей в поле зрения человека. В таких условиях перед системой образования поставлена цель обучить и воспитать граждан духовно развитых, способных адаптироваться под быстрые изменения окружающего мира. Для достижения данной цели людям необходимо уметь полноценно воспринимать, извлекать и осмысливать информацию, содержащуюся во всевозможных источниках, от статей в ежедневных газетах до фундаментальной художественной литературы. Изучением данной проблемы занимаются как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи. Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS), современные младшие школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного [7, с. 200]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи обучения и развития младших школьников, согласно которым педагогам требуется сформировать у учащихся универсальные учебные действия [59, с.


Если вас интересует выполнение контрольных на заказ, заходите на сайт Work5.


. 10]. Наряду с УУД, немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков чтения текстов различных стилей и жанров [53, с. 102]. В России также разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на период до 2020 года, основой для которой послужила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках возрастающей потребности страны в повышении интеллектуального потенциала нации. Сама литература нуждается в эстетически грамотных, талантливых читателях для того, чтобы развиваться. Она может расти, только если есть любящие, образованные читатели. Труды великих русских писателей пронизаны заботой о читателе, который способен воспринять и осмыслить все богатство литературы. Все больше ученых заявляют об особой важности работы над навыками чтения на уроках литературного чтения. На сегодняшний день стоит необходимость привить любовь к книге, научить не просто запоминать, но думать. Нужно вдохновить каждого юного читателя радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли. Осмысленное восприятие текстов способствует развитию личности читателя, его духовному и интеллектуальному росту, более глубокому пониманию всех происходящих вокруг него процессов. В разное время проблему навыков чтения с различных научных точек зрения изучали К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А.Мосунова, А.Г.Асмолов, М.П.Воюшина, Т.Д.Полозова и др. Ученые рассматривали особенности протекания и формирования данного процесса, исследовали развитие у младших школьников психических процессов, связанных с навыками чтения. О важности осмысленного, полноценного чтения говорили также великий философ Д.Дидро и выдающийся драматург и педагог К.С.Станиславский. И сейчас актуальность изучения проблемы навыков чтения только возрастает. Анализ научных работ по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению этой задачи. Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование навыков чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Объектом исследования является процесс формирования навыков чтения в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения. Предметом исследования выступают педагогические условия формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование навыков чтения у младших школьников в ходе уроков литературного чтения будет происходить наиболее эффективно при следующих педагогических условиях: — разработан комплекс уроков в рамках предмета «Литературное чтение», предполагающих работу над навыками чтения учащихся; — используются приемы технологии развития критического мышления; — учитываются личностные особенности учащихся при подборе заданий к литературным текстам. Для решения представленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1) раскрыть понятие навыков чтения, представленное в психолого–педагогической литературе по проблеме исследования; 2) выявить уровень сформированности навыков чтения у детей младшего школьного возраста; 3) выделить педагогические условия и разработать комплекс уроков по литературному чтению, эффективно влияющих на формирование навыков чтения у младших школьников посредством технологии развития критического мышления; 4) опытно–экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования навыков чтения у младших школьников на уроках по литературному чтению. Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ творческих работ детей, тестирование, обобщение и систематизация данных проектировочной работы. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса уроков по литературному чтению, направленных на формирование навыков чтения у младших школьников, обучающихся в четвертом классе начальной школы. Результаты исследования могут применяться при работе над навыками чтения учащихся на уроках по литературному чтению. Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, список литература.

Заключение

Формирование навыков смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов. Педагогами и психологами выделяются умения смыслового чтения, при должной работе педагога и учащихся способные перейти в навыки. Исследуются особенности и характеристики смыслового чтения, в частности особенности формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Предлагаются различные методы и приемы, способствующие успешному формированию навыков смыслового чтения при работе с художественными текстами. В частности, приемы технологии развития критического мышления органично встраиваются в уроки литературного чтения и эффективно помогают осмыслению художественных произведений. Уровень читательских умений, обучающихся 4 «Б» класса проверялся с помощью контрольных и диагностических разноуровневых работ, в которые входили проверка навыка чтения вслух, молча, проверка выразительности чтения и уровня начитанности и читательских умений. Повысились такие показатели понимания текста, как глубина, полнота, точность и продуктивность. Наблюдения также показывают, что повысился и уровень выразительности чтения учащихся четвертого класса. В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что использование на уроках специализированных упражнений, игр, систематического чтения оказывает благоприятное влияние на формирование и развитие осмысленного и выразительного чтения школьников. После изучения психолого–педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена проектировочная работа, целью которой было проверить эффективность разработанного комплекса уроков, направленного на формирование навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Было проведено 15 уроков, в ходе которых использовались различные приемы технологии развития критического мышления. Подводя итог всему сказанному, мы можем утверждать, что практическая реализация предложенного комплекса позволяет: повысить общий уровень знаний учащихся по предметам; усовершенствовать умения и навыки выразительного чтения; обеспечить условия для развития у учащихся интереса к чтению и обучения в целом; активизировать познавательную деятельность младших школьников.

Список литературы

1. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ / Ц.П. Балталон. – М.: Издание Т–ва А.И. Мамонтова, 1914. – 202 с. 2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми–девяти лет / Л.И. Бельнькая. – М. : ВЦХТ, 2005. – 144 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с. 217. 4. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012. – №1. – С. 1–3. 5. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5–6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. // Образовательные технологии: сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – С. 65–89. 6. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М. : Либроком, 2010. – 360 с. 7. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – №2. – С. 200–204. 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд–во АПН РСФСР, 1991. – 476 с. 10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2006. – 144 с. 11. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Мой учебник, 2007. – 256 с. 12. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 192 с. 13. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. ... д–ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с. 14. Дидро, Д. Избранные атеистические произведения / Д. Дидро ; пер. Д.И. Ириновой. – М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. – 475 с. 15. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд–во Саратовского университета, 1987. – 69 с. 16. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения / Е.А. Елачич // Русская школа за рубежом. – 1923. – №2–3. – С. 130–138. 17. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М. : Изд–во АПН РСФСР, 1958. – 402 с. 18. Заир–Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир–Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. –223 с. 19. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком– дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9. – С. 34–41. 20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 432 с. 21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. 22. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000 / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – №14. – С. 105–129. 23. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информции / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 67–71. 24. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно–методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с. 25. Кузьмин, Е.И. Читать или не читать... Зачем России Национальная программа поддержки чтения? / Е.И. Кузьмин // Вестник ЮНЕСКО. – 2007. – №6. – С. 22–25. 26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. : Изд–во УРАО, 1999. – 175 с. 27. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия– практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007. – 512 с. 28. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М. : Изд–во МПСИ, 2004. – 535 с. 29. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд– во Моск. ун–та, 1981. – 584 с. 30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 423 с. 31. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : «Искусство – СПб», 1998. – С. 14–285. 32. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.П. Воюшиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с. 33. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М. : «Педагогика», 1976. – 224 с. 34. Морозова, Н.Г. О понимании текста / Н.Г. Морозова // Известия АПН РСФСР. – 1947. – №7. – С. 191–239. 35. Мосунова, Л.А. Влияние адекватного восприятия художественной литературы на развитие личности подростка / Л.А. Мосунова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №4. – 134–138. 36. Мосунова, Л.А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы / Л.А. Мосунова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №1. – С. 136–141. 37. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. ... д–ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с. 38. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.–метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 144 с. 39. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). // Школьная библиотека. – 2006. – №9–10. С. 20–43. 40. Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. – 1978. – №1. – С. 42–46. 41. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М. : Изд–во МГУ, 1980. – С.8–11. 42. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №2. – С.257–262. 43. Нижегородцева, Н.В. Результаты исследования психологической структуры учебной деятельности на основе методологии системогенетического подхода / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – №25. – С. 51–56. 44. Обласова, Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебноинформационных умений школьников в процессе изучения литературы / Т.В. Обласова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – №150. – С. 41–49. 45. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1998. – 352 с. 46. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. 47. Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с. 48. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : «БАХРАХ–М», 2009. – 672 с. 49. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн. – М. : Мир, 1927. – 310 с. 50. Сапа, А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС / А.В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – №2. – С. 24–30. 51. Сапа, А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №1. – С. 71–80. 52. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №5. – С. 23–42. 53. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 54. Совершенствование преподавания литературы в школе: пособие для учителя / под ред. Г.И. Беленького. – М. : Просвещение, 1986. – 191 с. 55. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления / А.Н. Соколов. – М. : Изд–во Моск. Ун–та, 1984. – 192 с. 56. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский // Собр. соч. : в 9 т. – М.: Искусство, 1989. – Т. 6. – С. 233–235. 57. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин. – СПб, 1908. – 464 с. 58. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский // Собр. соч. : в 7 томах. – М.–Л. : Изд–во АПН РСФСР, 1949. – Т.5 – 591 с. 59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2014. – 35 с. 60. Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни–Толкая / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2015. – №1. – С. 284–300. 61. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323–349.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!