Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Специфика работы со страноведческими текстами на уроках немецкого языка в средней школе

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Языки
Предмет
Немецкий
Страниц
50
Год сдачи
2018
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы применения страноведческого материала на уроках немецкого языка в средней школе 6 1.1 Понятие и особенности лингвострановедческого аспекта и культуры 6 1.2 Требования федерального государственного образовательного стандарта к элементам лингвострановедения на всех этапах обучения 11 1.3 Специфика работы со страноведческим материалом в обучении иностранному языку 15 1.4 Критерии отбора страноведческого материла 21 Выводы по главе 1. 26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку эффективности применения страноведческого материала на уроках немецкого языка в средней школе 28 2.1 Характеристика базы и методов исследования 28 2.2 Диагностика сформированности лингвострановедческой компетенции 33 2.3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению лингвострановедческого материала в обучение немецкому языку 35 2.4 Обоснование эффективности использования лингвострановедческого материала 41 Выводы по главе 2 44 Заключение 46 Список литературы 48 Приложение 1. Текст для чтения 51 Приложение 2. Видео для просмотра 54 Приложение 3. Коллаж 55 Выступление Презентация
Введение

В последние годы происходят изменения в сфере образования, культуры, международных отношений, и это все не может не отражаться на интересе к изучению иностранных языков. Россия все больше интегрируется в мировое образовательное и культурное сообщество, поэтому требуется изучение языка с учетом лингвистики и страноведения. В школах все больший упор делают на лингвострановедческий компонент изучения языка. При этом ощущается необходимостью изучать не только отдельные языковые единицы, но и то, что находится за пределами языка, т.е. культуру страны изучаемого языка. Лингвострановедение позволяет расширить кругозор, изучить культуру стран мира и понять их менталитет. Актуальность данной работы обусловлена задачей общества по формирования достойного, культурного и образованного поколения, а также недостаточной разработанностью лингвострановедческого компонента учебно-методических комплектов по немецкого языку для средней школы. Цель работы – изучить специфику работы со страноведческими текстами на уроках немецкого языка в средней школе.


Если попалась сложная дипломная работа, купить можно на Work5.


. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие и особенности лингвострановедческого аспекта и культуры; 2) проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта к элементам лингвострановедения на всех этапах обучения; 3) выявить специфику работы со страноведческим материалом в обучении иностранному языку; 4) проанализировать критерии отбора страноведческого материла; 5) охарактеризовать базу и методы исследования и провести диагностику сформированности лингвострановедческой компетенции учащихся 9-х классов средней школы; 6) провести опытно-экспериментальную работу по внедрению лингвострановедческого материала в обучение немецкому языку; 7) обосновать эффективность использования лингвострановедческого материала. Объект данного исследования – лингвострановедческий компонент содержания обучения немецкого языку в средней школе. Предмет исследования – содержание школьной учебной дисциплины «иностранный язык». Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое применение лингвострановедческих материалов способствует формированию страноведческих знаний и является эффективным. В работе использовались следующие методы исследования: методы системного анализа и обобщения, синтеза информации, диалектического познания, а также некоторые эмпирические методы исследования, как сравнительно-поисковый, метод апробации. Теоретическую базу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых такие, как А.В. Айгишева. Б.В. Беляев, Л.В. Бобкова, Е.М. Верещагин, Л.В. Воскресенская, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, В.В. Макаев, И.Ю. Мулина, Е.И. Пассов, Н.А. Саланович, О.И. Сериков, Г.Д. Томахин, А.Н. Шамов, Д.Б. Эльконин и др. Научная новизна исследования обусловлена раскрытием в данной работе особенностей формирования лингвострановедческих знаний как аспекта изучения иностранного языка, который не получили широкого рассмотрения в педагогической и лингвистической науке. Теоретическая значимость исследования заключается в полном рассмотрении содержания деятельности, направленной на формирование лингвострановедческих знаний, расширении научных положений о их природе, характеристики их видов и т.д. Практическая значимость заключается в разработке цикла уроков, направленных на формирование лингвострановедческих знаний на уроках немецкого языка. Содержащиеся в работе выводы и положения по исследуемому вопросу могут быть использованы в процессе обучения студентов лингвистических и педагогических факультетов и для разработки новых учебных пособий. К тому же, основные положения могут быть использованы во время проведения научных конференций и исследований, касающихся вопроса обучения учеников старшего звена иностранным языкам. Также собранные в работе материалы и описанная методика могут применяться на уроках немецкого языка в 9-х классах. Структура исследования включает в себя введение, две главы (теоретическую, отражающую положения ученых, и практическую с собственными разработками и анализом), заключение, список использованной литературы и приложения.

Заключение

Изучение теоретических источников по теме исследование, а также прохождение педагогической практики, в течение которой мы имели возможность применять разработанную нами методику, направленную на формирование лингвострановедческих знаний у учащихся 9-х классов, позволяет нам сделать следующие выводы: 1) Согласно современным требованиям, иностранный язык меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка. Кроме этого, сегодня признается важность лингвострановедческого материала в процессе обучения иностранному языку в школе. 2) Требования по формированию лингвострановедческих знаний содержатся в федеральном государственном стандарте среднего образования. Данные требования предусматривают формирование и совершенствование языковых навыков учащихся и овладения лингвострановедческими знаниями о стране изучаемого языка. Задания, при помощи которых формируются лингвострановедческие знания могут быть различными: от подстановочных упражнений до выхода в речь. 3) Проблема обучения лингвострановедческим знаниям сопряжена с рядом иных задач, основными из которых является разработка упражнений, подбор материалов, психологическая готовность учащихся усваивать лингвострановедческие знания и т.п. 4) К основному критерию отбора лингвострановедческого материала относится аутентичность. Также предлагаемые темы для изучения должны вызывать интерес у учащихся и мотивировать к дальнейшему изучению языка. 5) В рамках настоящей дипломной работы мы провели эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности лингвострановедческих знаний у учащихся 9-х классов. Для этого мы разработали тест, выработали критерии оценки, обозначили цели и задачи эксперимента. 6) Проанализировав результаты эксперимента, мы заключили, что уровень сформированности коммуникативной лингвострановедческих знаний у учащихся 9-х является средним либо достаточным. Только некоторые учащиеся показали хороший уровень. Также есть и такие ученики, которые находятся на низком уровне. Более слабые учащиеся были определены в экспериментальную группу. 7) Для проведение опытного обучения мы разработали и апробировали цикл уроков по теме “Beruf” с применением аутентичных текстов. На данных уроках мы не только знакомили учащихся с лингвострановедческим материалом по теме, но и совершенствовали навыки говорения. Мы применяли следующие формы проведения уроков: дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, коллаж, метод проектов. 8) Анализ результатов использования разработанной нами методики, направленной на формирование лингвострановедческих знаний учащихся на уроках немецкого языка в 9-х классах, показал, что предложенная нами форма работы является очень эффективной, следовательно, мы доказали гипотезу, выдвинутую в начале нашего исследования. Отметим, что благодаря нашей работе в экспериментальной группе не осталось учащихся с низким уровнем сформированности лингвострановедческих знаний, 20% учащихся оказались на достаточном уровне, в то время как 47% – на среднем уровне, а 33% – на хорошем. В контрольной группе результаты не изменились.

Список литературы

1. Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения / А.В. Айгишева // Средняя школа. – М.. 2004. – №12. – С. 80 – 82. 2. Ариян М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы на материалах УМК по английскому языку // ИЯШ. – М., 2000. – №2. – С. 11 – 16. 3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 2005. – 229 с. 4. Бобкова Л.В. Страноведение как форма привития интереса к изучению иностранного языка / Л.В. Бобкова // Иностранные языки в школе. – М., 2004. – №5. – 132 с. 5. Верещагин Е.М., Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – 368 c. 6. Воскресенская Л.В. Лингвострановедческая паспортизация лексики и теоретические принципы и. практическая реализация. – М.: Рус.яз., 2002. – 198 с. 7. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М..: Просвещение, 2008. – 160 с. 8. Кебекова Ф.С. Лингвострановедение как один из аспектов обучения немецкому языку в контексте диалога культур в средних специальных учебных заведениях. Автореф. … дис. канд. педагог. наук: 13.00.02. – Махачкала, 2000. – 32 с. 9. Климентенко А.Д. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / А.Д. Климентенко, Л.А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 2011. – 147 с. 10. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. – М.: Просвещение, 2003 – 195 с. 11. Колесникова М.С. Межкультурная интеракция и роль социокультурной компетенции в формировании нового качества профессиональных знаний // Наука и школа. – М., 2004. – №1. – С. 39 – 42. 12. Конецкая, В.П. Лексико-семантическая характеристика языковых реалий / В.П. Конецкая. – Москва: Просвещение, 2010. – 185 с. 13. Макаев В.В., Малькова З.А., Сукрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. М., 2009. – №4. – С. 3 – 12. 14. Мулина И.Ю. Теория и организационно-педагогические условия обучения продуктивному общению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2012. – 130 с. 15. Нефедова, М.А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения // Иностранные языки в школе. – М., 2004. – №2 – С. 24 – 32. 16. Никитенко, З.Н. Лингвострановедение / З.Н. Никитинеко, О.Г. Клычникова. – Москва: Педагогика, 2009. – 146 c. 17. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – Москва: Просвещение, 1991. – 210 c. 18. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. /А.Д. Райхштейн //Иностранные языки в школе. – М., 1988. – №6. – 137 с. 19. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 2006. – 544 c. 20. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы (на материале французского языка): дис. … канд. пед. наук:13.00.02 / Н.А. Саланович. – Москва, 2005. – 180 с. 21. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранного языка. – М.: Высшая школа, 1991. – 198 c. 22. Сериков О.И. Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранных языков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oisericov.3dn.ru/index/quot_vlijanie_lingvostranovedcheskogo_materiala_na_motivaciju_izuchenija_inostrannykh_jazykov_quot/0-27. – Дата доступа: 04.05.2018. 23. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / В.А. Слободчиков. – М.: Просвещение, 2006. –172 с. 24. Стручаева Т.М. Обучение «письму-чтению»: история и современная практика / Т.М. Стручаева // Средняя школа. – М., 2004. – №5. – С. 83 – 86. 25. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. – М., 2006. – №3 – С. 16 – 24. 26. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // Иностранные языки в школе. – М., 1995. – №6. – С. 12 – 17. 27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf. – Дата доступа: 03.05.2018. – 45 с. 28. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках иностранных языков / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – М., 1996. – № 6. – 56 с. 29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 56 с. 30. Helbig G. Landeskunde, Sprache, Sprachunterricht und Sprachwissenschaft. In: Deutsch als Fremdsprache. – Berlin, 2003. – N. 2. – S. 87 – 92.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!