Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

сравнительно-сопоставительный анализ фонемных систем немецкого и русского языка

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
30
Год сдачи
2018
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Звуки и фонемный состав языка 5 1.1.Звуки в потоке речи 5 1.2 Фонематическая система языка 6 Выводы к Главе 1. 12 Глава 2. Сравнительно-сопоставительный анализ фонемных систем немецкого и русского языка 13 2.1 Особенности фонемной системы немецкого языка 13 2.2 Особенности фонемной системы русского языка 15 2.3 Сопоставительный анализ фонемных составов немецкого и русского языков 18 Выводы к Главе 2. 26 Заключение 27 Список использованной литературы 29
Введение

Фонетика (греч. phonetikos – звуковой) – это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка. Отличаясь от других лингвистических дисциплин, исследование фонетики распространяется не только на языковую функцию, но и на материальную сторону своего объекта: это работа произносительного аппарата, а также акустическая характеристика звуковых явлений. Фонетика имеет связь с неязыковедческими дисциплинами: анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, а также акустика речи. Как и лингвистика вообще, прослеживается связь фонетики с психологией, так как речевая деятельность – это часть психической деятельности человека. Различается общая и частная фонетика, или фонетика отдельных языков. Объектом общей фонетики является общие условия звукообразования, которые исходят из возможностей произносительного аппарата человека (к примеру, различие между губными, переднеязычными, заднеязычными согласными, если имеется в виду произносительный орган, который определяет основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, которая необходима для появления согласного). Частная фонетика все указанные проблемы рассматривает в связи с данным языком и через призму функций, выполнимыми тем или иным фонетическим явлением или единицей. Частная фонетика бывает описательной, или синхронной, и исторической, или диахронической, которая изучает развитие звукового строя языка. Фонетические и фонологические аспекты являются в частной фонетике единым целым, поскольку все звуковые единицы понимаются опосредованно через смысловые единицы, которые существуют в языке. Изучать механизм образования звуков речи начали в 17 веке; это было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса, И.К. Аммана). В конце 18 века русский учёный Х. Краценштейн положил начало акустической теории гласных, развитой в середине 19 века Г. Гельмгольцем. В середине 19 века исследования, посвященные анатомии и физиологии звукообразования, были собраны в трудах Э. Брюкке. В своей работе немецкий учёный Э. Зиверс «Grundzьge der Lautphysiologie», 1876 (2 изд. – «Grundzьge der Phonetik», 1881) впервые рассматривал учение о звуках речи с языковедческой точки зрения. Огромную роль в развитии фонетики сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и другие. В России важную роль в развитии общей фонетики имели исследования И.А. Бодуэна де Куртенэ и его учеников В.А. Богородицкого и Л.В. Щербы. Огромное значение имели работы А.И. Томсона («Общее языковедение», 1906). В современном языкознании исследуются проблемы общей и практической фонетики (работы Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич, А.А. Реформатского и другие). Цель нашего исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ фонемных систем немецкого и русского языка. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: 1. Рассмотреть фонемный состав языка, отличие звука от фонемы; 2. Определить особенности фонемного состава русского и немецкого языков; 3. Сопоставить и сравнить фонемные системы русского и немецкого языков. Интерес к фонетической стороне языка, особенно при изучении иностранного языка, чрезвычайно высок. Понимание особенностей фонемного состава языка позволяет легче усваивать особенности произношения. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Новизна исследования состоит в том, что впервые сделано сопоставление и сравнение фонемного состава русского и немецкого языков. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы коснемся общих вопросов о звуках в речи и фонемном составе языка. Во второй главе мы рассмотрели каждую фонемную систему в отдельности и провели сравнительно-сопоставительный анализ фонемных систем русского и немецкого языков.

Заключение

Фонологическая наука постоянно развивается. Ежегодно мировые знания о фонеме пополняют новые исследования. В России каждый год проходят международные конференции, которые ставят перед собой все новые проблемы, касающиеся фонологических проблем. На сегодня существуют два взгляда на фонему: один можно назвать взглядом «извне», когда фонему рассматривают через ее реализацию, другой – взглядом «изнутри», когда фонему рассматривают через ее оппозиции в системе. В данной работе был проведен сравнительно-сопоставительный анализ фонемных систем русского и немецкого языка В начале работы мы проанализировали звуки речи и фонетическую сторону языка. Особое внимание мы уделили фонеме как единице фонетической системы языка: мы установили фонемный состав в исследуемых языках и сделали анализ способов образования гласных и согласных звуков Исходя из этого, мы обнаружили значительное различие в фонемном составе исследуемых языков. Далее мы подвергли анализу качественный состав фонем русского и немецкого языков, и нами был сделан вывод об основных отличиях фонемного состава данных языков. Различия фонемного состава русского и немецкого языков касаются и наличия фонем, и их количества, и их характеристик, причиной чего оказывается их употребление и произносительные привычки. А.нализируя фонемы немецкого и русского языков, мы не просто перечислили звуки и звуковые сочетания, а представили данное сравнение в виде последовательной системы, охватывающей группы и количество фонем (в соотношении гласных и согласных и в оппозициях в пределах каждой группы), типы позиций и факторов, которые обуславливают те или иные позиции (характер и место ударения, взаимодействия фонем в речевой цепи, типы слогов, явления начала и конца слова и т. п.), и возникающие в слабых позициях варианты и вариации. Таким образом, все задачи выполнены, цель достигнута.

Список литературы

1. Dieling H. Phonetik lehren und lernen. Fernstudieneinheit 21 / Dieling H., Hirschfeld U. - München : Goethe-Institut, 2000. - 200 p. 2. Duden B. Aussprachewцrterbuch./ Duden B. - Mannheim : Dudenverlag, 1991. - 794 p. 3. Meinhold G. Phonologie der deutschen Gegenwartssprache / Meinhold G., Stock E.- Leipzig, 1982. - 273 p. 4. Wurzel W. Phonologie / Wurzel W. - Deutsche Sprache : Leipzig, 1983. - 245 p. 5. Zacher O. Deutsche Phonetik / Zacher O. - Leningrad, 1969. - 271 p. 6. Бархударова Е. Л. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи / Е.Л. Бархударова, Ф. И. Панков. – Москва : Русский язык, 2008. – 192 с. 7. Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи / Н.В. Богданова. – СПб.: Филологический фак-т СПбГУ, 2001. – 251 с. 8. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика / Г.М. Богомазов. – М.: Владос, 2001. – 341 с. 9. Брандт Р.Ф. Лекции по исторической грамматике русского языка: Фонетика / Р.Ф. Брандт. – М.: Ленанд, 2015. – 152 c. 10. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка / Л. Л. Буланин. –Москва : Книжный дом «Либроком», 2010. – 208 с. 11. Галинская Е.А. Историческая грамматика русского языка: Фонетика. Морфология / Е.А. Галинская. – М.: Ленанд, 2016. – 416 c. 12. Гиржева Г.Н. Фонетика современного русского языка: Учебное пособие / Г.Н. Гиржева. – М.: Флинта, 2016. – 192 c. 13. Завьялова В.М. Практический курс немецкого языка. Для начинающих / В.М. Завьялова. – М.: КДУ, 2010. – 152 с. 14. Зеленецкий А.Л. Теория немецкого языкознания: Учебное пособие / А.Л. Зеленецкий. – М.: «Академия», 2003. – 395с. 15. Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. / Л.Р. Зиндер. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 312 с. 16. Касаткин Л. Л. Современный русский язык. Фонетика / Л. Л. Касаткин. –Москва : Издательский центр «Акадамия», 2006. – 256 с. 17. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685с. 18. Любимова Н. А. Обучение русскому произношению / Н. А. Любимова –Москва : Русский язык, 1982. – 192 с. 19. Матусевич М. И. Введение в общую фонетику / М. И. Матусевич. – 3 изд. – М., 1959. – 172 с. 20. Миловидова Р.В. Фонетика немецкого языка / Р.В. Миловидова. – М.: Высшая школа, 1976. – 342 с. 21. Мурашева Е.И. Изучение и преподавание немецкой фонетики / Е.И. Мурашева. – Москва, 1961. – 362 с. 22. Норк О.А. Фонетика немецкого языка / О.А. Норк, Н.А. Имилюкова. –М., «Просвещение», 1976. – 143 с. 23. Одинцова И. В. Звуки. Ритмика. Интонация / И. В. Одинцова. – Москва : Наука, 2008. – 368 с. 24. Реформатский А. А. Лингвистика и поэтика / А. А. Реформатский. – М.: Наука, 1987. – 264 с. 25. Реформатский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с. 26. Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста / И. Э. Савко. – Минск : «Харвест», 2010. – 528 с. 27. Соссюр Ф. де Заметки по общей лингвистике / Ф. де Соссюр. – М.: Прогресс, 2000. – 454 с. 28. Сущинский И.И. Практический курс современного немецкого языка для юридических и гуманитарных вузов / И.И. Сущинский. – М.: ГИС, 2001. – 261 с. 29. Трубецкой Н.С. Основа фонологии / Н.С. Трубецкой. – Русский пер. – М., 1960. – 309 с. 30. Шишкова Л.В. Вводный фонетический курс немецкого языка / Л.В. Шишкова, О.А. Бибин. – Спб.: Издательство «Союз», 2002. – 240 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!