Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Особенности восприятия интонации

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
35
Год сдачи
2018
Оглавление
Введение 3 ГЛАВА 1. ИНТОНАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ 5 1.1. Научные подходы к изучению интонации 5 1.2. Методы и этапы исследования интонации (сюда же можно отнести Аудитивный анализ и Акустический анализ) 8 1.3. Функции интонации в речи (сюда же можно отнести интонационные изменения в речи в зависимости от смысловой ситуации) 12 ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИИ 16 2.1. Компоненты интонационного рисунка (например, ритм речи, высота и сила голоса, логическое ударение и др.) 16 2.2. Основные особенности интонационной оформленности речи (или интонационные модели) в рус.яз. 20 2.3. Основные особенности интонационной оформленности речи (или интонационные модели) в англ.яз. 24 2.4. Роль и значение интонации в устной речи 27 Заключение 30 Список используемой литературы 31 Приложение 1 36
Введение

Актуальность исследования особенностей восприятия интонации обусловлена тем, что при изучении языков для последующей постановки речи задачи формирования правильного звукового строя выступают как важные, однако, на данный момент, к сожалению, многочисленные научные статьи, монографии, диссертационные работы, посвященные проблеме, носят специальный характер и не освещают отдельные аспекты заданной проблемы. Поэтому изучение данной проблематики представляет особый интерес. Объект исследования– устная речь. Предмет исследования – интонация и ее структурные элементы. Цель – указать особенности феномена интонации. Задачи исследования: - Изучить научные подходы к изучению интонации; - Изучить методы и этапы исследования интонации; - Изучить функции интонации в речи; - Изучить компоненты интонационного рисунка; - Указать основные особенности интонационной оформленности речи (или интонационные модели) в русском языке; - Указать Основные особенности интонационной оформленности речи (или интонационные модели) в английском языке; - Указать роль и значение интонации в устной речи. В ходе исследования были использованы историко-теоретические и эмпирические методы исследования (сравнение), логические и общенаучные методы, а также методы экспериментально-теоретического уровня (исследования коллег в данной области за последние 10 лет). Научная и практическая значимость исследования заключается в использовании данных настоящего исследования в различных научных положениях и методиках. Научная разработанность исследуемой темы. В данном исследовании были изучены труды С. С. Хромова, Н. Д. Светозаровой, Р. Е. Барабанова, Ю. А. Дубовского, Л. Б. Волковой, В. В. Химика, И. А. Садыковой, а также обзоры и исследования коллег по заданной и смежной темам за последние 10 лет: Р. Амбразявичюса, М. А. Бурака, С. В. Будожаповой, Л. В. Величковой, Ж. Б. Верениновой, И. Е. Галочкиной, М. В. Голощаповой, Ю. А. Здоронка, Е. Б. Карневской. Г. Р. Консон, С. Б. Мустафаевой, О. В. Николаевой, И. Е. Павловской, Л. А. Пиотровской, Н. В. Пронниковой, О. В. Раевой, О. С. Родионовой, М. А. Стрикуновой, О. Э. Шеримбетовой. Эти работы в значительной степени способствовали изучению темы исследования. Структура работы состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения.

Заключение

В данном исследовании была осуществлена попытка приблизиться к феномену интонации и разобраться в механизмах его работы, изучить предложенные наукой интонационные модели русского и английского языков, а также осознать роль и значение интонации в звучащей речи. Ввиду функционального разнообразия интонации кажется важным сделать вывод о том, что обоснование столь огромного количества долженствований интонации обуславливает, как это ни странно, именно характерологическая интонационная функция, предлагающая при восприятии речи адресату высказывания производить свой эмотивный фон и рождать свою интонационную кривую в зависимости лишь от субъекта говорения из-за некоторой манипулятивной основы, свойственной, как известно, еще ораторам древности. Сегодня интологии известны довольно пространные данные об интонации, однако, основная теория восходящих и нисходящих тонов прекрасно работает при обучении интонационному мастерству и предполагает высокую степень усвоения, причем обещания о личностном успехе, которому предшествует постановка индивидуально правильной личностной интонации, подтверждаются экспертами. Анализируя все приводимые в данном исследовании труды коллег, кажется важным сообщение, что восприятие звучащей речи не знает интонационных границ между тонкими оттенками эмоций. Многообещающим предположением является единственность коммуникативного выбора, который делает субъект высказывания в самом начале говорения речи, и который не может быть никак изменен в ходе всего времени высказывания. Это определяют условия подачи высказывания: зал суда, политическое выступление с трибуны на площади, произнесение тостов в кругу семьи, молитва или клятва, приказ на плацу и т.д. Отсюда следует, что особенности восприятия интонационной конструкции раскрывает природа момента, в котором соотнесены личность субъекта высказывания, условия высказывания, голосовые и лингвистические возможности субъекта высказывания и возможности слуха адресата высказывания.

Список литературы

1. Дубовский, Ю. А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. Минск: «Вышейшая школа», 1978. 143с. 2. Амбразявичюс, Р. Акустические методы исследования звуковысоты в традиционном пении//Вопросы музыкознания. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. № 4. 82-101с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=21468048 (Дата обращения 29.11.2018) 3. Бурак, М. А. Основные тенденции изучения интонации с позиций психолингвистики//Известия Юго-западного государственного университета. Сери: Лингвистика и педагогика. Курск: Юго-западный государственный университет, 2015. № 3. 44-47с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=25294595 (Дата обращения 28.11.2018) 4. Барабанов, Р. Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. М.: МПГУ, 2015. 149с [Электронный ресурс]. Режим доступа http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/opredelenie-intonatsii-razvitie-predstavleniy-122757.html (Дата обращения 28.11.2018) 5. Будожапова, С. В. Развитие взглядов на исследование функций интонации//Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Язык. Литература. Культура. От 11/2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-vzglyadov-na-issledovanie-funktsiy-intonatsii (Дата обращения 28.11.2018) 6. Булгакова, Е. В./Е. В. Булгакова, А. В. Шолохов, Н. А. Томашенко//Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – Спб.: СпбНИУИТМиО, 2015. Т. 15. № 1. 70-77с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=23028746 (Дата обращения 29.11.2018) 7. Величкова, Л. В. Психолингвистический подход к исследованию эмоциональности речи//Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – Спб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. Т. 1. № 3. 165-171с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=24814914 (Дата обращения 29.11.2018) 8. Веренинова, Ж. Б. Продуктивные интонационные модели английского звучащего текста//Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. М.: МГЛУ, 2013. № 661. 32-40с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=18862880 (Дата обращения 01.12.2018) 9. Галочкина, И. Е. Современные методики постановки эксперимента по изучению интонации//Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2013. № 634. 55-64с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=17343507 (Дата обращения 29.11.2018) 10. Голощапова, М. В. Взаимосвязь темпа с другими интонационными характеристиками в реализации смысловой структуры спонтанного монологического текста//Известия юго-западного государственного университета. Серия: Линвистика и педагогика. Курск: ЮЗГУ, 2013. № 3. 28-37с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=21196431 (Дата обращения 30.11.2018) 11. Давлеткулова, Г. Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. От 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-intonatsii-v-lingvisticheskoy-i-metodicheskoy-literature (Дата обращения 29.11.2018) 12. Здоронок, Ю. А. Лингвистические и акустические ресурсы компьютерной системы анализа и интерпретации речевой интонации//Системный анализ и прикладная информатика. Минск: БНТУ, 2017. № 4. 59-65с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=32749272 (Дата обращения 29.11.2018) 13. Карневская, Е. Б. Практическая фонетика английского языка/Е. Б. Карневская, И. Д. Раковская, Е. А. Мисуно, З. В. Кузьмицкая//учебник. Минск: Вышэйшая школа, 2012. 366с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.twirpx.com/file/2526414/ (Дата обращения 30.11.2018) 14. Консон, Г. Р. Взаимосвязь интонации и образа в методе анализа И. Я. Рыжкина//Вестник КГУ им. Некрасова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. Т. 15. № 4. 296-302с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=15141624 (Дата обращения 29.11.2018) 15. Мустафаева, С. Б. К анализу интонации дискурса//Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2011. № 13. 28-32с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=17128957 (Дата обращения 29.11.2018) 16. Николаева, О. В. Понятие интонации и ее функции в речи и музыке//Наука и современность. Новосибирск: ООО «Центр научного сотрудничества», 2010. № 6-2. 224-229с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=21066052 (Дата обращения 29.11.2018) 17. Об особенностях интонации речи [Электронный ресурс]. Режим доступа https://piter-trening.ru/ob-osobennostyah-intonatsii-rechi/ (Дата обращения 01.12.2018) 18. Павловская, И. Е. Экспериментальное сопоставительное исследование английской и китайской интонации//Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2016. Т. 22. № 5. 166-171с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=27397846 (Дата обращения 30.11.2018) 19. Пиотровская, Л. А. Теоретические основы изучения эмотивной функции интонации//Теоретическая и прикладная лингвистика. Благовещенск, 2016. С. 41-49. 42с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=28301920 (Дата обращения 29.11.2018) 20. Пиотровская, Л. А. Интонация текста и речевая деятельность: психолингвистический анализ//Теоретическая и прикладная лингвистика. Благовещенск, 2015 № 4. 52-63с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=25412322 (Дата обращения 29.11.2018) 21. Пронникова, Н. В. К вопросу о функциях интонации//Фундаментальные исследования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. № 9-5. 1131-1135с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=22416821 (Дата обращения 29.11.2018) 22. Прошкина, И. Тоны и интонационные шкалы в английском языке. От 05/09.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://englishgu.ru/pitch-and-scales/ (Дата обращения 30.11.2018) 23. Раева, О. В. Инструментальный анализ интонации и восприятие речи//Проблемы порождения и восприятия речи. Череповец: ЧГУ, 2015. 34-40с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=25330316 (Дата обращения 29.11.2018) 24. Родионова, О. С. Универсальность и особенность компонентов интонации//Язык и мир изучаемого языка. Саратов: ФГБОУ ВПО «РГТУ», 2013. № 4. 62-66с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=21188016 (Дата обращения 30.11.2018) 25. Садыкова, И. А. Русская интонация//Учебное пособие по фонетике для иностранных студентов и стажёров филологических специальностей. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. 64с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.twirpx.com/file/2246577/ (Дата обращения 30.11.2018) 26. Светозарова, Н. Д. Функции интонации//Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 7с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.twirpx.com/file/1952526/ (Дата обращения 29.11.2018) 27. Светозарова, Н. Д. Компоненты интонации// Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 36—56с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.twirpx.com/file/1952525/ (Дата обращения 30.11.2018) 28. Стрикунова, М. А, Пунктуация и интонация//Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. Барнаул, 2010. 198-200с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=19692041 (Дата обращения 28.11.2018) 29. Химик, В. В./В. В. Химик, Л. Б. Волкова// Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2018. 308с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://books.google.ru/books?id=eAxZDwAAQBAJ&pg=PA219&lpg=PA219&dq=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8+books&source=bl&ots=mC3DvCtXF3&sig=ymXbOjwYqTytFvM3nSjufOVwA2o&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiyl4q5t_7eAhXJXSwKHYBeBeE4HhDoATABegQICRAB#v=onepage&q=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20books&f=false (Дата обращения 01.12.2018) 30. Хромов, С. С. Семиотическая сущность интонации//Вестник Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2014. С. 108-115. 109с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://l.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/218-science-journal-linguistics-2014-2-21/diskussii/858-khromov-s-s-semioticheskaya-sushchnost-intonatsii (Дата обращения 28.11.2018) 31. Шеримбетова, О. Э. Интонация риторических вопросов в современном английском языке//Язык: категории, функции, речевое действие. М.: МПГУ, 2016. 307-310с [Электронный ресурс]. Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=26805442 (Дата обращения 30.11.2018)

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!