Гендерные характеристики наименований лиц по профессии

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лингвистика
Страниц
21
Год сдачи
2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных обозначений в профессиональной деятельности 5 1.1. Разграничение грамматического рода и биологического пола 5 1.2. Грамматические средства спецификации пола 6 1.3. Наименования лиц по профессии в итальянском языке 12 1.4. Способы выражения признака пола лица в структуре наименований лиц по профессии 14 1.4.1. Специализированные средства выражения мужского пола лица 14 1.4.2. Специализированные средства выражения женского пола лица 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение

Актуальность работы. Гендерные исследования являются одними из актуальных и наиболее активно развивающихся направлений современной социолингвистики. Толчком к развитию гендерной лингвистики послужило изменение подхода к языку как предмету изучения. Теперь язык рассматривается как средство получения информации о человеке и его окружающей среде. Гендер не относится к лингвистическим категориям, но его сущность может быть раскрыта при помощи изучения структур языка. Так как понятие гендер содержит в себе культурные, психологические, а также социальные аспекты, то рассматривать его, как и гендерные стереотипы, нужно в тесной связи языка и культуры. Одним из важнейших методологических вопросов современных гендерных исследований, вклад в которые вносит и лингвистическая наука, является вопрос об определении понятия «гендер», установлении его содержательных границ, а также преодолении бинарного представления о природе гендера, выраженного в упрощенной дихотомии «мужское / женское». Наличие противопоставленных гендерных групп (мужчин и женщин), являющихся в обществе носителями характеристик «мужественности» и «женственности», иногда ошибочно обосновывается, с одной стороны, наличием соответствующих контрастных групп грамматической категории рода в языках (мужского и женского), а с другой стороны, наличием двух социальных групп – мужчин и женщин, выделяемых на основании их роли в воспроизведении и воспитании потомства. Практически с самого начала возникновения гендерных исследований дихотомия гендера была обоснована фактами из биологической и лингвистической наук.


Если вы хотите получить помощь студентам в написании контрольных работ , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


. Однако такое понимание гендерных качеств, игнорируя социокультурную природу гендера, не просто поддерживает, но и усиливает дихотомию. Цель работы – исследовать гендерные характеристики наименований лиц по профессии. Задачи: - рассмотреть разграничение грамматического рода и биологического пола; - описать грамматические средства спецификации пола; - исследовать наименования лиц по профессии в итальянском языке; - описать способы выражения признака пола лица в структуре наименований лиц по профессии. Объект исследования – гендерные характеристики. Предмет исследования – итальянский язык. Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации. Структура работы состоит из введения, главы, заключения, списка литературы.

Заключение

Таким образом, термин «гендер» возник в грамматическом описании в период античности как рефлекс мифологических представлений человека об окружающем мире, и на этом этапе «мужское» и «женское» представляло собой некоторую абстракцию. Но антропоцентричность языка обусловила появление в грамматике таких родовых групп, как «мужской» и «женский», а это, в свою очередь, укрепило семантическую мотивацию соответствующих классов слов, приписав существительным мужского и женского рода типичные качества их представителей. Вместе с тем для распределения существительных в языках по родам биологический признак является далеко не универсальным, и возникновение категории рода не может быть адекватно объяснено редуктивным биологическим подходом к данной проблеме. Пол является одним из множества разнообразных критериев, используемых языковыми системами. Напротив, культура и наивная картина мира человеческого сообщества, говорящего на определенном языке, а также когнитивные причины представляются значительно более релевантными факторами, объясняющими причины возникновение рода в языке. Таким образом, для исследования грамматической категории рода в языке разграничение понятий «пол», «гендер» и грамматический «род» является принципиальным. Такое разграничение, само по себе продуктивное, предопределяет постановку новых задач и заставляет исследователей выйти за рамки референтной дихотомии «мужское / женское». Хоть и стереотипы русского и итальянского языка схожи, есть все же и некоторые различия. Наши данные позволяют предположить, что, хотя андроцентричность, безусловно, присуща всем языкам, степень андроцентричности разных языков неодинакова. Следовательно, можно говорить как о сходстве, так и о различие мужских и женских стереотипов в разных культурных средах. Имеет смысл поэтому следует сосредоточить внимание при изучении отражения образа женщины и мужчины в языке, как на гендерных асимметриях, так и на контрастивном анализе гендерных стереотипов в разных языках. Несомненно, данный вопрос стоит изучить более основательно с использованием крупных массивов данных и с привлечением различного языкового материала.

Список литературы

1. Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования: учеб. пособие: в 2-х ч. / под ред. И. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. Ч. 1. С. 508-542. 2. Гриценко Е. С. Язык как средство конструирования гендера: дисс. ... д. филол. н. Н. Новгород, 2005. - 405 с. 3. Гатауллина, Л.Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира: на материале английского, немецкого, французского и татарского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Гатауллина Лариса Романовна. - Уфа, 2005. – 215 с. 4. Ермолаева М. В. Процессуальные фразеологизмы социального статуса в коммуникативно-прагматической деятельности (гендерный аспект). – Челябинск, 2008. – 35 с. 5. Зиновьева Е. С. Предпосылки становления гендерной лингвистики // Ярославский педагогический вестник. 2014. - № 3. С. 158-162. 6. Иванова, Е.В. Концепт – цель и средство когнитивного анализа // Избранные труды XLI Международной филологической конференции 26-31 марта 2012 / Е.В. Иванова. – СПб: изд-во СПбГУ, 2013. – С. 71-75. 7. Калмыкова, Е.Л. Паремиологическая картина мира как часть языковой картины мира и категория лингвокультурологии / Е.Л. Калмыкова. - Вестник Башкирского университета. Т.15, №3(I). 2010. С. 286-288. 8. Кирилина А. В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. М.: Московский центр гендерных исследований, 2001. С. 366-381. 9. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. 2005. № 2. С. 3-4. 10. Кирова А. Г. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8 (86). С. 138-140. 11. Копнина Г. А. Речевое манипулирование: Учеб. пособие. М., 2007. – 87 с. 12. Кирилина А.А. Мужественность и женственность как культурные концепты // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж. 2001. С. 141-148 13. Ласкова М. В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики: дисс. … д. филол. н. Ростов-на-Дону, 2001. 302 с. 14. Моор С. М. Женщина как объект гендерных исследований (социально-экономические аспект): Автореферат док.соц.наук: 22.00.03: утв. 23.06. 2000/ Моор Светлана Михайловна. – Тюмень, 2000. – 34 с. 15. Охрицкая, Н.М. Лингвокультурологический аспект цветонаименований в испанских фразеологизмах // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №29. С. 110-115. 16. Прохорова, А. М. Семантические особенности фразеологических единиц с компонентом «цвет» и их антропологическая соотнесенность (на материале английского и русского языков) / А.М. Прохорова. - Перспективы науки и образования. 2013. № 4. C. 243-250.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!