Ленин и Богданов - борьба за независимость марксисткой философии

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Философия
Предмет
Философия
Страниц
75
Год сдачи
2020
Оглавление
Введение.........................................................................................3 Глава 1. В.И. Ленин и А.А. Богданов как выдающиеся лидеры социал-демократии России 1.1. В.И. Ленин как последовательный продолжатель марксистского учения.........................................................6 1.2. А.А. Богданов как продолжатель учения марксизма.........18 Глава 2. Особенности философско-политических взглядов В.И. Ленина и А.А. Богданова 2.1. Философские взгляды В.И. Ленина.....................................32 2.2. Марксистские философские взгляды А.А. Богданова.......42 Глава 3. Разногласия по философским и политическим актуальным вопросам между В. И. Лениным и А. А. Богдановым 3.1. Разногласия Ленина и Богданова в политической Полемике......................................................................................56 3.2. Разногласия Ленина и Богданова в философской полемике................................................................63 Заключение....................................................................................67 Список литературы.......................................................................72
Введение

Актуальность работы. Экономические реформы в нашей стране предъявляют новые требования к формированию системы управления для всех уровней и всех стадий хозяйственных структур. В работах русского ученого А. А. Богданова по тектологии, общей научной концепции корпоративного подхода к изучению любой системы природы и деятельности человека, большой интерес вызывают эти позиции. Современное состояние кризиса в России, разработанная теория кризисов. Один А. Богданов в начале прошлого века не утратил своего значения, но получил особое научное и практическое значение.


Если вы хотите получить диплом на заказ в Томске то заполняйте форму заказа.


. Обращение к творческому наследию ученого, углубленное прочтение его работ предлагает полный кризис болезни, достаточно выбрать пути и средства ее преодоления. В работах русского ученого А. А. Богданова по тектологии, общей научной концепции корпоративного подхода к изучению любой системы природы и деятельности человека, большой интерес вызывают эти позиции. Начало развития собственно российского марксизма как общественно-политического и философского движения относится к 90-м годам XIX в., после создания в эмиграции организации «Освобождение труда». Одним из новаторов в философию русского марксистского движения привнес Александр Александрович Богданов (1873-1928). Обладая незаурядным философским мышлением, он был не удовлетворён традиционной марксистско-энгельсовско теорией познания, сводившейся к достаточно простой и заурядной «теории отражения» и мало чем отличавшейся от простой и наивной эпистемологии французских материалистов XVIII в. Поэтому Богданов попытался соединить материализм с новейшими западными философскими течениями, так широко распространёнными и популярными в то время среди просвещенных кругов русской интеллигенции. Теперь давайте перейдем к тому, мыслителю и практику-политика, которому была уготована участь стать первым правителем новой России. Уильям Черчилль писал о Ленине, что нет, азиатское Нашествие, будь то Тамерлан или Чингисхан, пользовалось такой славой, что они это сделали. Неумолимый Мститель, вырастающий из мира холодного сострадания, мудрости, понимания реальности. Его оружие-логика, ее настрой - дух оппортунизма. Его симпатии холодны и широки, как Северный Ледовитый океан; его ненависть так же крепка, как петля палача. Его цель-спасти мир; его метод-взорвать мир. Полная целостность, в то же время подготовка к изменению принципов... За счет его участия социализм в России приобрел как бы второе дыхание, стал активно развиваться, приобретая собственную специфику. Значительность и влиятельность духа и положений развивающегося ленинизма определялись практической силой, широтой и основательностью социалистического движения. Следует отметить, что Ленин не занимался серьезно философией до 1908 года (то есть до того периода, когда была написана его важнейшая методологическая и концептуальная работа «Материализм и эмпириокритицизм»). В какой-то момент идейные единомышленники Богданов и Ленин разошлись во взглядах, обвиняя друг друга в непоследовательности. Наиболее существенное расхождение между Богдановым с Лениным и его сторонниками было связано с тем, что Александр Александрович отвергал идею абсолютной истины как некоего «вечного» знания, которая не изменяется с ходом истории. Богданов склонялся к эпистемологическому релятивизму, провозглашая, что понятие истины, в конце концов, сводимо к понятию социальной значимости и социальной пользы и поэтому меняется с течением истории. Вместе с тем идейно-философский спор привел к более продуктивному развитию марксизма и социализма в России, приближая его к русской действительности и способствуя развитию социалистического движения в целом. Целью дипломной работы выступает в изучение развития философских взглядов В.И. Ленина и А.А. Богданова в их совместной дискуссии. Объектом исследования – социально-политические и философские взгляды В. И. Ленина и А. А. Богданова. Предметом исследования является идейное противоречие Ленина и Богданова по социально политической и философской проблематики русского марксизма. Задачи: 1.Изучить философскую деятельность В.И. Ленина и А. А. Богданова как продолжателей марксизма в России. 2.Рассмотреть основания социально-политических и идеологических противоречий между Лениным и Богдановым. 3.Охарактеризовать философские взгляды В. И. Ленина и А. А, Богданова в идейном противостоянии. 4.Проанализировать философские рассуждения В. И. Ленина и А. А. Богданова в социально-политической и философской проблематике развивающегося в России марксизма. Методами исследования настоящей дипломной работы являются диалектический, анализа; частно-научные и специальные методы познания; системный, комплексный, конкретно-исторический, системно-структурный, функциональный. В научной среде философия В. И. Ленина и А. А. Богданова активно изучается. Богдавнов изучался следующими мыслителями: Абалкиным Л. И., Батуриным Б.И., Бакировым Р.Н., Давлетгареевым А.Р., Беловым А. А., Водолагиным А.В., Клебанером В.С., Моисеев Н.Н. и проч. Социально-философские и политические взгляды Ленина изучались: Бессоновым Б.Н., Ильенковым Э.В., Кувакиным В.А., Чернышевой Ю.А. и другими. Научная новизна работы заключается в попытке сопоставления социально-политических и философских взглядов двух мыслителей, а также попытка критического осмысления каждого учения в сравнение друг с другом. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы шесть пунктов, заключения и списка литературы.

Заключение

Современники Владимира Ильича Ленина сначала не смогли понять и дать адекватную оценку его роли как политического лидера. Новая модель, использованная Владимиром Лениным после 1907 года, а также действующие нелегальные организации позволили ему добиться тесных связей в верхах рабочего класса, которые в свою очередь остались без должного внимания как со стороны его последователей, так и со стороны противников. В случае смерти Владимира Ильича Ленина во время мировой войны или на ранних этапах революции это событие можно было бы оставить без должного внимания, только члены его партии и верхи рабочего класса придали бы ему немалое значение. Личность Владимира Ильича Ленина приобрела более определенный облик в народном сознании только с началом революции 1917 года. Однако в ноябре этого года один из руководителей матросов предложил казакам поставить Владимира Ильича Ленина вместо Керенского, был ли он серьезен или это была своего рода шутка, мы не знаем. Политические способности и навыки большевистского лидера еще не были признаны ни противниками, ни сторонниками. Немалое число тех, кто своими глазами наблюдал за формированием правительства под руководством Владимира Ильича Ленина, полагали, что оно не принесет ничего, что могло бы радикально повлиять на ситуацию в стране и погасло бы, не воспламенившись. Но история показывает нам интересный пример того, что может сделать человек, и установление границ возможного иногда означает ограничение своего пути к чему-то большему. В представленной работе предмет исследования был посвящен изучению личности Владимира Ильича Ленина как политика и как личности. Так кто же на самом деле Владимир Ильич Ульянов-Ленин? Есть еще тысячи наших сограждан, которые испытывают религиозный трепет перед мумией вождя, и давным-давно ей поклоняются миллионы. Талантливые гении, говорят их адепты. Да, он удивительный техник и политик, попавший в беду. В 1917 году именно они, его партия, победившая, и правая победительница, Ленин основали новое советское государство. Немецкий шпион был привезен в этот район в состоянии борьбы с Россией в опломбированном вагоне, с ядерной бомбой, энергия разрушения которой выражена в тротиловом эквиваленте - так говорят некоторые исследователи русской истории о Ленине, и они немного правы. Нет экономиста - и это тоже верно. Как мы знаем из экономических трудов вождя революции, после Ленина всерьез хотели отменить деньги и перейти на прямой товарный обмен, но потерпели неудачу, ну и навсегда. Они заимствовали политику продразверстки у правительства Керенского и не изобрели и другого его хозяйства (он не изобрел пороха). Ленин умер, не достигнув своей мечты, рожденной желанием отомстить режиму своего брата Александра. Мощные эмоциональные переживания юного Ульянова оказали разрушительное воздействие на совершенно логический ум (почти лишенный эмоциональных составляющих и потому не готовый к такой нагрузке). Думающий разум столкнулся с сильным чувством и не выдержал удара. Владимир Ульянов мстил самодержавию за свое открытие новой системы до последнего вздоха. Он является классическим примером долгой открытой истории и подробно описал типологию К. Г. Юнг: если реальность не соответствует совершенным психологическим структурам, значит, она намного хуже реальности. Таким образом, личная драма Владимира Ленина стала трагедией всего русского народа. Таким образом, его теория-это область научных знаний об общем законе образования, организационной структуре, функционировании и развитии сложной динамической системы с определенной целью. Существует несколько типов организационных теорий. Однако организационные теории и модели организации, основанные на них, противоречивы. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества, а их совокупность представляет собой сеть возможных решений. Теория фирмы рассматривает прежде всего социальные системы, главное звено человека в ней. Социальная система в зависимости от поставленных целей может быть образовательной, экономической, политической, медицинской и др. Общие социально-экономические системы. Социальные системы сами реализуются в производстве товаров, услуг, информации и знаний, которые называются социальными институтами. Общая организационная наука основная на ней теоретическая работа значительно опередила свое время по содержанию, но была понята и принята современниками. Только развитие научного знания показало, что Богданов предвосхитил многие положения кибернетики, общей теории систем и современного метода. Более 30 лет он находился под влиянием работ Н. Винера и Л. фон Берталанфи и считается автором первой версии общей теории систем и предшествующей кибернетики. Своим фундаментальным трудом Богданов по существу сформировал комплексный взгляд на организационную науку, сформулировал ее основные принципы и законы, объяснил механизмы их проявления, показал свой характер и значение в мире и пути развития. Основными понятиями тектологии являются также понятия элементов и их составов. Элементы активности-сопротивление всех возможных видов. Комбинации с менее чем тремя типами комплексов: корпоративный, дезорганизующий и нейтральный. Они различаются по величине практической суммы своих элементов. Механическая структура включает такие компоненты, как конъюгация (контактные комплексы), ингрессия (вхождение одного комплекса в другой) и десингрессия (дезинтеграционный комплекс). А. А. Богданов выдвинул следующие научные и организационные принципы тектологии. Каждая организованная целая система действий разворачивается в определенной среде в непрерывном взаимодействии с ней. В результате социальная система деятельности человека воздействует на природную среду в борьбе с ее сопротивлениями. Каждая часть организационной системы имеет определенное динамическое отношение к целому. Таким образом, общество в каждой отрасли своей экономики, каждое предприятие, каждый работник выполняет свою специфическую функцию. А. Богданов сформулировал несколько важных принципов функционирования экономики. Из них-целостность и единство проектов, прямые и обратные звенья управления и планирования, слабое звено (правовой минимум), сбалансированность проекта, соразмерность, сбалансированность, план. Это равновесие национальной экономики (система динамического равновесия), удовлетворение человеческих потребностей как отправная точка и так далее. Александр Богданов (1873-1928) представил свою версию философии марксизма в XX веке. эволюция его философских взглядов проходила через несколько этапов. Четыре из них были отмечены В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Первый, начальный, этап был отражен в двух книгах А. А. Богданова - основные элементы исторического взгляда на природу (1899) и знание с исторической точки зрения (1901). По словам В. И. Ленина, в этот период Богданов был сначала естественно-историческим (то есть полусознательным и спонтанно верным духу естествознания) материалистом. Второй этап был связан с абсолютизацией энергетики. В этот период энергия А. А. Богданова вырастает до принципа универсальной активности. Третий этап был решающим. А. А. Богданов построил собственную философскую систему-эмпириомонизм, заменив понятие энергии понятием опыт. Он считал, вслед за Карлом Марксом, что современная философия должна стать философией действия, то есть не только объяснить мир, но и изменить его. Кроме того, Богданов понимал, что обновление философии требует обобщения естественных наук, что привело его к позитивизму, абсолютизирующему их достижения. Подобно махисту, он получил от Э. Мака идеи о нейтральности элементов опыта относительно физики и ментора, о зависимости этих характеристик только от опыта. Физический мир — Богданова-это социально организованный опыт, а психологический мир-это факт индивидуально организованного внутреннего опыта. Его элементы связаны в особые формы организации-мысли, желания, представления. Психический и физический опыт нельзя противопоставить, они представляют собой две стадии одного и того же процесса-прогрессивной организации элементов в комплексы опыта, они имеют общую организацию-практику. В результате формируется эмпириомонизм, утверждающий тождество природы и общества, общественного сознания. Четвертая стадия характеризуется попыткой устранить удвоение мира, устранить сведение одного опыта к другому посредством универсального утверждения, суть которого заключается в том, что психическое как непосредственные комплексы ощущений замещается физическим в результате организации восприятий. Противоположность материального и идеального якобы исчезает. А. А. Богданов отвергает материализм, для которого такие понятия, как материя, дух и абсолютная истина, являются идолами и фетишами познания, поскольку они существуют независимо от опыта. Он считает, что объективный мир может быть только комплексом наших ощущений, порожденных опытом, а материя-объектом труда, противостоящим человеческой деятельности. После критики эмпириомонизма Г. В. Плехановым и В. И. Лениным А. А. Богданов начал развивать тектологию - универсальную организационную науку. Его создание - это как бы пятая ступень его философского творчества. По мнению Богданова, тектология - это точная, практически ориентированная наука, использующая эксперимент. Его важнейшими принципами являются: принцип обратной связи между системой и окружающей средой; принцип эмерджентности, т. е. несводимости качеств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; принцип саморазвития систем, или гомеостаза. Эти принципы представляют интерес для философии как точки роста. Тектология как общесистемная наука о законах структурной организации и дезорганизации любых систем, охватывающая все области человеческого знания - от микрокосма до идеологии, предвосхитила идеи кибернетики и теории систем, создала новое направление в медицине и поставила вопросы, лежащие на пересечении основных направлений развития естествознания и философии.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. «Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме» //Вопросы философии, 1995, № 8, С. 3 – 5. 2. Алексеев П.В. «Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды», М., 2002, - 1152 С. 3. Алексеева М. Б., Билан С. Н. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 2002. – 354 с. 4. Батурин Б.И., Бакиров Р.Н., Давлетгареев А.Р. Телеологический характер философии истории марксизма // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 757-759. 5. Белова А. А., А. А. Богданов //Выдающиеся деятели советского здравоохранения. М., 1974.- 289 с. 6. Бессонов Б.Н. О книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrаry.ru(дата обращения 05.06.2019). 7. Богданов А.А. «Тектология. Всеобщая организационная наука». Кн. 1, М.: Экономика, 1989, - 304 С. 8. Богданов А.А. «Тектология. Всеобщая организационная наука». Кн. 2 – М.: Экономика, 1989, - 351 С. 9. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн. I. М.,2012. – 612 с. 10. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн.3. СПб., 2013. – 518 с. 11. Богданов А. О пролетарской культуре. 1904-1924. Л.-М., 2009. – 436 с. 12. Водолагин А.В. «Политическая социология А.А.Богданова» //СОЦИС, 1990, №6, С.132 – 140 13. Гарипов Р.Р., Мухамадеев Э.А., Римов Д.Ф. Особенности марксистской социальной философии // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 429-431. 14. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 2. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 544 с. 15. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980. – 324 с. 16. Исаев И. Л., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-ХХ вв. М., 2013 – 432 с. 17. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: ИНФРА-М, 2016. – 390 с. 18. «История России с древнейших времен до конца ХХ века» В. В. Барабанов, учебное пособие, 2003г.- 402 с. 19. Клебанер В.С. «Александр Богданов и его наследие» // Вопросы философии, 2003, № 1, С.105–110 20. Константинов М.В. Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века. Параллели и антагонизмы двух революционных учений // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 257-259. 21. Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина. Формирование и основные черты. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 207 с. 22. Кудинова Н. Т. История России IX-XX веков: Учебное пособие для студентов-иностранцев технических вузов. Хабаровск: Издательство ХГТУ, 2003 2007. - 222 с. 23. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 2013. – 496 с. 24. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.litmir.me/(дата обращения 10.04.2020). 25. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bolsheviсk.org/lenin-v-i-polnoe-sobrаnie-soсhinenij/ (дата обращения 12.04.2020). 26. Ленин. В. И. Полн. собр. соч., т. 6 – 644 с. 27. Ленин В.И. Полн. собр. соч. T. I8. – 552 с. 28. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20 29. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24 – 610 с. 30. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26 – 621 с. 31. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30 – 560 с. 32. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41 – 736 с. 33. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://esperаnto.mv.ru/Mаrksismo/Kаpitаl1/ (дата обращения 05.06.2019). 34. Маркс: до и после смерти, «Вопросы истории», № 9, 1999 – 424 с. 35. Моисеев Н. Н. Социализм и информатика. М.: Политиздат, 1988. – 230 с. 36. Моисеев Н.Н. «Тектология Богданова современные перспективы» //Вопросы философии, 1995, № 8, С. 8-13 37. Милова Л.В. История России ХХ – начала ХХI века. - М.:Эксмо, 2016. – 367 с. 38. Мусихин Г. Очерки теории идеологий. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013.- 288 с. 39. Налетов И.З. Философия. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 400 с. 40. Никифоров А.Л. Философия науки: В.И. Ленин и Э. Мах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrаry.ru/(дата обращения 01.05.2020). 41. Огурцов А.П. «Тектология А.А.Богданова и идея коэволюции» //Вопросы философии, 1995, № 8, С. 31-37 42. Осадчая А.И. «Дело» А.А.Богданова (Малиновского)» //Вопросы философии, 1994, №9, С. 3-20 43. Пыжиков А.В. От «диктатуры пролетариата» к «общенародному государству»//Вопросы истории. — 2013. — № 12. — С.48 - 56. 44. Пустильник С.Н. «Принцип подбора как основа тектологии А.А.Богданова» //Вопросы философии, 1995, № 8, С. 24-30 45. Рахматуллин Р.Ю. Деятельностная парадигма в философии // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. 2015. - С. 118–119. 46. Ребров С.А. Политическая теория либерализма и марксизма: исторические пути и современность // Вопросы политической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань, 2017. — С. 1-10. 47. Русская философия. Словарь, под ред. Маслина М. А., М., 1995 – 512с. 48. Садовский В.Н. «Эмпириомонизм А.А.Богданова: забытая глава философии науки» //Вопросы философии, 1995, № 8, С. 50-62 49. Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. - № 1. - С. 185–186. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — М., 2015. — 622 с. 50. Чернышева Ю.А. Теория и практика марксизма в осмыслении В.Ленина и И. Сталина // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. — СПб., 2016. — С. 15-18. 51. Уайт Д. «От философии к всеобщей организационной науке: источники и предшественники тектологии А. Богданова» // Вопросы философии, 1995, № 8, С. 37 – 41.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!