Изучение литературы в школе – очень сложный и значимый процесс. Встреча с эстетическим объектов помогает учащемуся почувствовать дела других людей, научиться сочувствовать и сопереживать всему происходящему, понять причины хороших и плохих поступков, совершаемых другими людьми. Людьми… ведь во внутреннем мире художественного произведения герой - это тоже и прежде всего человек. Но литература еще и предмет для рассуждения, концепция, созданная автором, а потому изучение литературы помогает школьникам научиться формулировать свои идеи, видения, точки зрения, аргументировать их.
Курсовая работа по юриспруденции на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.
. Литература конца XIX века сложна для восприятия школьников еще и по причине временного зазора, так что читателю важно иметь представление об исторической обстановке, которая царила в то время, но также и чувствовать, в чем мы сейчас похожи на наших предков, а в чем отличаемся от них. Писатели XIX века научились создавать в своих произведениях героев, которые оказываются в ситуации заранее непредрешенного морального выбора. Становиться святым или нет - не момент выбора для героя традиционного, средневекового жития (событие предрешено часто еще до рождения героя - в чудесном ли зачатии, в пении из чрева матери во время храмовой службы). Герои XIX века чаще всего лишены подобной однозначности. От Франкенштейна, который, конечно, чудовище, но вряд ли виновен в том, что был оживлен и в общем-то насильно возвращен в мир, неспособный принять еще даже не ставшего злодеем ожившего мертвеца. До Обломова, который, конечно, ленив и бездеятелен, однако, который не желает никому причинять зла. Для таких героев уже не подходят характеристики: «добрый»/ «злой», «хороший»/ «плохой». Они становятся многоплановыми. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского таким героем становится Родион Раскольников, который идет на преступление, для того, чтобы проверить правильность своей идеи. Персонаж совершает преступление, но осознает тяжесть произошедшего, раскаивается в своем поступке, и, быть может, оказывается на пороге перерождения. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» такой героиней является Катерина, которая совершив измену, не может игнорировать чувство вины. Изучение данных произведений в школе должно помочь школьникам найти ответы на многие интересующие их вопросы. Но анализ должен быть построен таким образом, чтобы у учащихся возникло понимание, насколько неоднозначным создан автором образ героев. Насколько изменилась литература XIX века даже по сравнению с литературой века XVIII с ее Недорослем, Скотининым, Димитрием Самозванцем... Указанные выше аспекты и обуславливают актуальность темы данного исследования. Целью работы является анализ мотивов греха и покаяния в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского и «Грозе» А. Н. Островского с ориентацией на использование данного мотивного комплекса при школьном изучении произведений. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие греха и святости в русской культуре; - проанализировать мотив наказания и понятие правового нигилизма в русской культуре; - выявить проявление мотива греха и святости в системе персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание»; - осуществить разработку конспекта урока, посвященного изучению реализации данного мотива в романе; - проанализировать эпизоды и систему персонажей «Грозы» Островского с точки зрения реализации мотива греха и покаяния; - разработать конспект урока, посвященного изучению этой темы в школе. Объектом исследования в рамках дипломной работы являются роман Достоевского «Преступление и наказание» и пьеса Островского «Гроза». Предметом исследования является реализация в данных произведениях мотива греха и покаяния и методы его изучения в школе. Для достижения поставленной цели были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез. Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Н. А. Бердяев, Ф. И. Евнин, Л. М. Лотман, Ф. Н. Топоров, Г. П. Федотов и др., а также критиков Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, М. И. Писарева. Теоретическая значимость исследования, проведенного в рамках данного диплома, заключается в возможности применения полученных результатов для более глубокого изучения темы и разработке методологии изучения указанных произведений на уроках литературы в школе. Практическая значимость исследования заключается в возможности непосредственного использования предложенных разработок уроков в цикле уроков, посвященных «Преступлению и наказанию» Достоевского и «Грозе» Островского. Структура работы включает введение, основную часть из трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Русская литература XIX века создавалась писателями, которые являлись носителями религиозной картины мира. Поэтому христианские ценности являлись живой и неотъемлемой частью их мировоззрения, их они вплетают в создаваемый художественный мир. Этот мир населяют персонажи, которые занимают ту или иную позицию относительно православной системы ценности и тем самым характеризуются. Для религиозного сознания, свойственного русскому человеку XIX века, одним из важнейших понятий было понятие греха. Грехом в каноническом понимании является нарушение Божьих заповедей: не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Но есть и житейское понимание греха, и с этой точки зрения, это уже не смертный грех, обрекающий душу на муки ада, а некая норма жизни. Говоря словами Феклуши из «Грозы» Островского, «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем». Такова природа человека, над которым с рождения тяготеет первородный грех, а также и все прочие коллективные и личные грехи, которые накапливаются в течение всей жизни. И здесь как раз начинается момент ценностной ориентации, которая отличает одних героев от других. Например, в отношении греха прелюбодеяния: - Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» сознательно идет на этот грех, жертвуя собой во имя спасения от голода родных людей, нуждающихся в ее помощи; мотив жертвенности ведет к искуплению греховности ее деяний; - Катерины из «Грозы» Островского совершает тот же грех, в силу своего характера и жизненных обстоятельств, не имея сил сопротивляться искушению. Здесь уже отсутствует мотив осознанной жертвы, прелюбодеяние Катерины вызвано желанием пережить любовь, страсть, свободу. Поэтому данная героиня приходит к публичному покаянию и необходимости искупить грех. В определенном смысле, искуплением для нее становится не осуждение общества и гонения Кабанихи, а самоубийство, отказ от жизни, от любви и сочувствия мужа во имя душевной свободы; - Варвара, еще одна героиня «Грозы», которая прелюбодействует, но при этом демонстрирует совершенно иную систему ценностей, согласно которой это вовсе не грех, если о нем не задумываться, не переживать и не признаваться никому, сохраненный втайне он становится лишь обыденностью, частью физического существования, а не сферы духовной. Соответственно и понятие покаяния в системе персонажей двух рассматриваемых в дипломе произведений русской литературы реализуется и воспринимается персонажами по-разному. Не может быть и речи о покаянии, например, для Варвары, так как она не считает себя грешницей и не переживает раскаяния. Совершенно другое дело – Катерина и Раскольников, которые остро испытывают чувство вины и страх наказания. Покаяние в каноническом смысле представляет собой осознание греха и готовность его искупить, это готовность к добровольно принятому страданию, соразмерному совершенному греху. Так, для Раскольникова, например, путь покаяния начинается сразу после совершения убийства, когда он испытывает порыв донести на себя. Последующая болезнь, в частности, проистекает из внутренней борьбы между этим еще неосознанным стремлением сознаться в убийстве и «бунтом», который еще не утих и мешает искренне раскаяться в содеянном. И для Раскольникова, и для Катерины совершение греха четко делит жизнь на две половины: до и после. Раскольников начинает утрачивать связь с людьми, испытывает ненависть в сестре и матери, потому что их любовь и сочувствие тяготят его, он понимает, что недостоин этого. То же самое происходит и с Катериной, которая мучается чувством вины за измену мужу и тяготится его лаской. Оба героя переживают пик внутренней борьбы и отчаяния, в результате которых совершают прилюдное покаяние. Покаяние является истинным и возможным только при условии внутреннего раскаяния человека в содеянном, в противном случае это лишь пустые слова. Для Раскольникова и Катерины момент покаяния является подлинным, но если для Раскольникова этот момент обозначает новый перелом и начало пути духовного воскрешения и физического исцеления, в том числе, то для Катерины он закрывает будущее и ведет героиню к самоубийству. Убийство и самоубийство – два греха, из которых, согласно христианской религии, второй более страшен, так как это не преступление против другого человека, а преступление против божественного начала в себе самом. На страницах романа Достоевского Раскольникова посещают мысли о самоубийстве, но он не реализует этот путь решения внутреннего конфликта, в отличие от Катерины. Катерина, не найдя поддержки у возлюбленного и тяготясь положением в семье мужа, решается на этот шаг, и внешняя атмосфера, и внутреннее состояние истерзанной души подготавливают его. Примечательно, что самый великий и страшный грех с точки зрения религии в контексте пьесы не воспринимается таковым, а напротив, указывает на решимость и силу духа героини, делающей этот последний возможный для нее шаг к обретению желанной свободы. При условии религиозности героини, она не могла не понимать последствий такого шага в точки зрения православного мировоззрения, и все же совершает его. Это доказательство и последствие цельности ее характера, ее внутренней силы, которых лишены, к примеру, Тихон и Борис. В художественном мире пьесы самоубийство Катерины не играет ключевого значения для окружающих, собственно, так же, как и преступление и наказание Раскольникова не меняют ничего в болезненной атмосфере Петербурга. В обоих произведениях это изображение трагедии и судьбы отдельного человека, не влияющих положительно на окружающий мир и общество, однако сильнейшим образом влияющих на мнение и систему ценностей читателей этих произведений. Важнее не то, как бы сложилась жизнь калиновцев или петербуржцев на страницах произведений, если бы они имели продолжение. А то, как сложились жизни и изменилась ли в положительную сторону система ценностей, мировоззрение читателей, в диалог с которыми вступает каждый из авторов. С этой точки зрения, чрезвычайно важно уделять внимание данным произведениям в системе школьных уроков литературы. От подготовленности и умении учителя интересно построить урок, привлечь внимание учеников и донести до них важность самостоятельного размышления о проблемах, мотивах, затронутых в произведениях, зависит во многом воспитание личности и ее развитие. В рамках данной дипломной работы были предложены два варианта построения уроков, в ходе которых с учениками проводится анализ мотива греха и покаяния в «Преступлении и наказании» и в «Грозе». Оба урока по сути своей имеют форму дискуссии, для которой необходима определенная подготовка (чтения самих произведений, критических статей и т.д.). Такая форма является оптимальной для активного включения всех учеников в процесс анализа произведения и формирования собственной точки зрения на религиозную и нравственную сторону поступков их героев.
1. Бердяева Н. А. Миросозерцание Достоевского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/index.html (дата обращения: 27.04.2020) 2. Библия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bible.by/ (дата обращения: 27.04.2020) 3. Брилева И. С. Грех: формы архивации в народной памяти [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/greh-formy-arhivatsii-v-narodnoy-pamyati (дата обращения: 27.04.2020) 4. Василевич Н. С. Между свободным подчинением и освобожденной свободой: учение Православной Церкви о свободе [Электронный ресурс] // Этическая мысль. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-svobodnym-podchineniem-i-osvobozhdennoy-svobodoy-uchenie-pravoslavnoy-tserkvi-o-svobode (дата обращения: 27.04.2020). 5. Вэньин М. Аркадий Иванович Свидригайлов – герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в свете антропонимики // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 423-436. 6. Гуренко В. Л. Концептуализация феномена «грех» в современной философии [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2015. №9 (364). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-fenomena-greh-v-sovremennoy-filosofii (дата обращения: 27.04.2020). 7. Дмитриева Н. М., Пороль О. А. Особенности вербализации концепта «Святость» в церковнославянском и древнерусском языках: этический аспект [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. 2016. №1 (189). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-verbalizatsii-kontsepta-svyatost-v-tserkovnoslavyanskom-i-drevnerusskom-yazykah-eticheskiy-aspekt (дата обращения: 27.04.2020). 8. Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0040.shtml (дата обращения: 11.05.2020). 9. Достоевский Ф. М. О безошибочном знании необразованным безграмотным русским народом главнейшей сущности восточного вопроса [Электронный ресурс] // Собрание сочинения в 15 тт. Т. 14. Режим доступа: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/290.htm (дата обращения: 27.04.2020). 10. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. [Электронный ресурс]. Л., 1971-1988. Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/ полное-собрание-сочинении-в-тридцати-томах-художественные-произведения-тома-i-xvii (дата обращения: 6.05.2020). 11. Достоевский Ф. М. Речь о Пушкине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.cornell.edu/russian.web/courses/309/Dostoyevsky-o-Pushkine-speech.html (дата обращения: 6.05.2020). 12. Днепровская И. В. Метафизика преступления в философии Ф. М. Достоевского: личность в поиске подлинности бытия [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2009. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafizika-prestupleniya-v-filosofii-f-m-dostoevskogo-lichnost-v-poiske-podlinnosti-bytiya (дата обращения: 6.05.2020). 13. Евнин Ф. И. Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. 254 с. 14. Зарин С. М. Аскетизм по православно-хрисианскому учению [Электронный ресурс]. М., 1996. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Zarin-SM/asketizm1-2.pdf (дата обращения: 27.04.2020). 15. Игнатий (Брянчанинов), еп. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова [Электронный ресурс]. В 8 т. Т. II. М., 2014. Режим доступа: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/download/Svt_Ignatiy_Bryanchaninov_-_2_tom_-_2014.pdf (дата обращения: 27.04.2020). 16. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/damaskin/ (дата обращения: 27.04.2020). 17. Кикин В. Библейская и святоотеческая оценка учения о «наследовании» греха [Электронный ресурс] // Христианское чтение. 2013. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskaya-i-svyatootecheskaya-otsenka-ucheniya-o-nasledovanii-greha (дата обращения: 27.04.2020). 18. Кирпотин В. Я. Избранные работы: в 3 тт. Т. 3. М., 1978. 752 с. 19. Клочан А. Н. Анализ концепта «грех» в русской языковой картине мира на материале художественной литературы [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kontsepta-greh-v-russkoy-yazykovoy-kartine-mira-na-materiale-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения: 27.04.2020). 20. Коровин В. И., Капитанова Л. А., Вершинина Н. Л.: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и проф. уров. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. 21. Кошечко А. Н. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в системе ценностно-ориентированного обучения в современной школе // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 2015. №6 (159). С. 226-231. 22. Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения [Электронный ресурс] // Христианское чтение. 2017. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-svyatosti-v-tvoreniyah-svyatitelya-dimitriya-rostovskogo-nekotorye-nablyudeniya (дата обращения: 27.04.2020). 23. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 436 с. 24. Лотман Л. М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры. Л.: Современность классики, 1989. С. 88-118 25. Мень А. История религии. В 7 тт. М.: Слово, 1991. Т. 1. 294 с. 26. Миджиферджян Т. К вопросу о христианской доктрине в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ysu.am/files/03T_Mijiferjyan_r.pdf (дата обращения: 6.05.2020). 27. Мир Достоевского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alldostoevsky.ru/2015/01/Shema-geroi-romana-Prestuplenie-i-nakazanie.html (дата обращения: 6.05.2020). 28. Огрина М. В. Феномен правового нигилизма [Электронный ресурс] // Контентус. 2017. №4 (57). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pravovogo-nigilizma (дата обращения: 27.04.2020). 29. Островский А. Н. Гроза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html (дата обращения: 11.05.2020). 30. Пешков А. А. Христианское понимание греха [Электронный ресурс] // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2009. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskoe-ponimanie-greha (дата обращения: 27.04.2020). 31. Писарев Д. И. Мотивы русской драмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0240.shtml (дата обращения: 11.05.2020). 32. Писарев М. И. «Гроза». Драма А. Н. Островского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/pisarew_m_i/text_0020.shtml (дата обращения: 11.05.2020). 33. Св. Ф. Затворник. Самоиспытание и познание греховности [Электронный ресурс] // Мысли о разных предметах веры. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/rukopisi_1/txt01.html (дата обращения: 27.04.2020). 34. Свящ. Л. Грилихес. Библейский взгляд на причины и сущность болезней [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36202.php (дата обращения: 27.04.2020). 35. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999. 208 с. 36. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 тт. Т. 1. М.: Гнозис – Школа «Языки русской культуры», 1995. 875 с. 37. Федотов Г. П. Святые Древней Руси [Электронный ресурс]. М., 1990. Режим доступа: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/120/saints.pdf (дата обращения: 27.04.2020). 38. Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 тт. М., 2004. Т.11. 368 с. 39. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: 1992. 499 с. 40. Хомич Э. П. А. Н. Островский: поэтика эпического театра: Монография. Москва-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2013. 104 с. 41. Цеханская К. В. Идеал жертвенности в русском религиозном самосознании [Электронный ресурс] // Евразийский Союз Ученых. 2015. №11-1 (20). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideal-zhertvennosti-v-russkom-religioznom-samosoznanii (дата обращения: 27.04.2020).
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!