Свобода воли в творчестве Николая Александровича Бердяева

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Философия
Предмет
Философия
Страниц
75
Год сдачи
2021
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Основы философии Н.А. Бердяева и истоки его мировоззрения 6 1.1 Специфика религиозно-философских взглядов Н.А. Бердяева 6 1.2 Истоки гуманистических идей и свободомыслия Н.А. Бердяева 12 Глава 2. Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева 25 2.1 Свобода воли и виды свободы 25 2.2 Категория свободы и структура сознания. Свобода в обществе и государстве 32 Глава 3. Проблема реализации свободы в философии Н.А. Бердяева 42 3.1 Дух как возможность освобождения 42 3.2 Свобода в процессе творчества 57 Заключение 69 Список использованных источников 72
Введение

Русская культура Серебряного века подарила миру множество философов, среди которых вписано и имя Н.А. Бердяева. Он является одним из эпохальных людей своего времени, внесших значительный вклад в развитие русской философии. Его творчество многогранно и вмещает множество направлений, таких как: экзистенциализм, персонализм, этику, философию истории, религиозную и социальную философию. Для современного человека важно вновь обратиться к творческому наследию русских философов в поисках новых путей в нынешнем мире.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Нижнем Новгороде не занимает много времени.


Работы Н.А. Бердяева позволяют читателю обратиться к духовному миру. Поэтому его книги интересны и близки современному человеку. Н.А. Бердяев был одним из немногих русских мыслителей, чье творчество получило европейское и мировое признание. По свидетельству Н. Полторацкого, в его лице русская мысль вышла на мировую сцену, демонстрируя стремление к всеохватному и целостному мировоззрению, «в котором все его планы – религиозный, философский, культурный, политический, социальный взаимно перекрывались» . Тема свободы является одной из важнейших в творчестве Бердяева. Она есть фундаментальная метафизическая реальность, на которой основано всё. Актуальность темы – в обогащении традиции историко-философского исследования наследия русской философии. В трудах ведущих представителей русской нравственной философии вопрос о свободе рассмотрен достаточно подробно. К непосредственному рассмотрению данной темы в своих произведениях обращались: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, С.А. Левицкий, И.О. Лосский, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, Л.И. Шестов. Исследованием трудов Н. А. Бердяева занимаются такие ученые, как А. И. Абрамов, В. В. Ванчугов, П. П. Гайденко, В. Е. Доля, И. И. Евлампиев, В. А. Кувакин, М. А. Маслин, С. А. Нижников, А. В. Пани-братцев, А. Т. Павлов, С. Б. Роцинский, Н. С. Семенкин, В. В. Сербиненко, которые во многом опираются на методологию и оценки известных философов и историков русской философии В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка. Объектом исследования предстает явление «свобода» как комплексная, интеграционная проблема философии Н.А. Бердяева. Предметом исследования является свобода личности как феномен нравственного сознания и поведения человека в условиях многообразия форм её проявления и отражения в философско-этическом учении Н. А. Бердяева. Целью работы является философский анализ феномена свободы в работах Н.А. Бердяева. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: – определить специфику религиозно-философских взглядов Н.А. Бердяева; – выделить истоки гуманистических идей и свободомыслия Н.А. Бердяева; – рассмотреть свободу воли и виды свободы; – проанализировать категории свободы и структуру сознания, свободу в обществе и государстве; – дать характеристику духу как возможности освобождения; – изучить свободу в процессе творчества. Исследование подразумевает следующие взаимодополняющие методы: – историко-философская реконструкция, позволяющая анализировать философские идеи Н.А. Бердяева; – компаративный анализ, позволяющий конструировать критический и герменевтический диалог между указанным представителем русской философии и другими европейскими мыслителями. Теоретическую основу работы составили, прежде всего, труды самого Н.А. Бердяева, а также труды философов-авторов, творчество которых близко по духу Н.А. Бердяеву (Я. Беме, М. Бумер, В.С. Соловьев и др.). Отдельную группу источников составили работы авторов-исследователей философии Н.А. Бердяева и русской философии в целом: И.В. Гребешев, А.В. Нестеров, С.А. Нижников, Н. Полторацкий, Ф.А. Степун, Л.И. Шестов и др. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на занятиях по истории русской философии, философии религии, религиозной философии. Структура исследования соответствует поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.  

Заключение

На протяжении всей жизни Н.А. Бердяева центральной темой его философского творчества была именно экзистенциальная диалектика свободы и личности. Главная тема произведений Н.А. Бердяева – тема свободы. Он исходит из того, что свобода не есть некая реальность природного мира, она не обусловлена ни природной, ни социальной; необходимостью. Более того, она противостоит им, поскольку является первичной по отношению ко всякому бытию. Источник свободы находится не в душе и тем более не в теле человека, подчиненном природным закономерностям, а в духе. Понятие духа Бердяев не отождествлял ни с душой, ни с психическим. Психическая причинность все еще есть разновидность природной причинности, ибо в ней одно душевное явление определяется другим душевным явлением, то есть все еще действует необходимость, хотя более сложная и внутренняя, чем необходимость мира материального. Душа человека – арена взаимодействия и борьбы духовного и природного, иными словами – свободы и необходимости. Человек самоопределяется изнутри – в меру победы в нем духа над душевно – природными стихиями. Бердяев отрицает волевую природу свободы. Природа человека не может быть источником свободы. Свобода коренится не в воле, а в духе, и освобождается человек не с усилием отвлеченной воли, а усилием целостного сознания. Свобода воли, как считает Бердяев, есть лишь признак нравственной вменяемости человека. На рациональном уровне, по Бердяеву, проблема свободы воли решена быть не может, так как истинная свобода раскрывается в духовном опыте. Н.А. Бердяев выделяет три этапа развития свободы: 1. Иррациональная свобода (неразумная, первобытная, основанная на инстинктах, желаниях, эмоциях, произволе личности). Эта потенциальная свобода добытийственна. Она предшествует самому Господу Богу, делая его пленником свободы, а потому питает гордыню духа и вследствие этого приводит к отпадению от Бога. Иррациональная свобода нарушает «божественную иерархию бытия», и вследствие этого появляется зло. 2. Рациональная свобода (разумная, осознанная, осмысленная, основанная на здравом смысле, на исполнении морального долга). Она подчиняет человека моральным законам, сконструированным обществом, что в свою очередь приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими должен жить по правилам, лишая себя реальной свободы. 3. Свобода с любовью (добрый разум, свобода в истине и добре, свобода в Боге и от Бога полученная, основанная на заповеди любви Иисуса Христа – «Возлюби ближнего как самого себя», проникнутая любовью Бога). Это свобода, совмещает, синтезирует все лучшее из двух предыдущих видов свободы. Она открывает перед человеком просторы творчества. Через творчество человек раскрывает глубину своей души. Такая свобода есть проявление божественной любви. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом. Следовательно, на третьем этапе развития человеческой свободы восстанавливается духовная целостность личности. Личность, по мнению Н.А. Бердяева, как категория духовно- религиозная – это творческая способность человека, которая реализуется в своем движении к Богу. Христианский догмат: «Бог – есть любовь» проявляется в созидающей силе творчества человека. Личность у философа – это неповторимая, уникальная субъективность. Присущая ей свобода, творчество рождают способность созидать мир в своей душе и создавать новый мир вокруг себя как царство Духа – истины, добра и красоты. Становление и развитие личностных начал – это, по Бердяеву, исключительно творческий процесс, не допускающий никакого механического «прибавления», никакого (пусть даже и самого положительного) детерминизма в определении формирующихся черт личности. Биологические, социальные и культурные предпосылки решающим образом сказываются на деятельности человека, обусловливают ее. В этих границах неизбежно происходит «объективация» не только результатов человеческой деятельности, но и его самого. В конечном счете все это – «царство природы», в котором нет места подлинной свободе. Н. Бердяев не принял традиционное христианское мировоззрение по поводу идеи завершенности творения мира. Оно не закончено, а может и должно продолжаться уже совместно с человеком, через его, человека, творчество. Творчество у русского философа понимается как процесс приращения, прибавления, созидания нечто нового, не существовавшего ранее в мире. Проблема состоит в том, что сам творец определяет, в какой области он может создать это новое, только ему подвластное творческое чудо, что есть величайшая тайна жизни: из небытия создать бытие. Русский мыслитель выявляет сложную структуру творчества. Согласно учению о свободе и творчестве Н. А. Бердяева, человек невиновен в наличии у него таланта, гениальности, дара. Эти дарования получены им из рук самого Господа и поэтому он должен чувствовать «себя в руке божьей орудием Божьего дела в мире».  

Список литературы

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и Царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – С. 4-163. 2. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. – Париж: YMCA-Press, 1949. – 378 с. 3. Бердяев Н.А. Персонализм и марксизм // Путь, 1935. – № 48. – С. 3-19. 4. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. – М.: Книговек, 2013. – 656 с. 5. Бердяев Н.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 344 с. 6. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. Самопознание. –Бертельсманн, 2014. – 400 с. 7. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., Азбука 2016. – 256 с. 8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. – 244 с. 9. Бердяев Н.А. О консерватизме [Электронный ресурс]. – СПБ, 1998. – Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/2/o-konservatizme.html (дата обращения: 26.04.2021). 10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/ber/dya/berdyaev_n_a/fil/filosof/index.htm (дата обращения: 26.04.2021). 11. Бердяев Н.А. Проблема христианского государства // Современные записки. – 1927. – № 31. – С. 280–305. 12. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. – 384 с. 13. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. – М.: Книга, 1991. ‒ 446 с. 14. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. – М.: Республика, 1993. – 426 с. 15. Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд I. Учение об Ungrund’е и свободе [Электронный ресурс] // Путь. П., 1930. – № 20. – Режим доступа: http://www.odinblago.ru/path/20/2 (дата обращения: 11.04.2021). 16. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – 544 с. 17. Бердяев Н.А. О назначении человека [Электронный ресурс]. – М., 1993. – Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_02.html (дата обращения: 17.04.2021). 18. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. – М.: АСТ, 2004. – 345 с. 19. Бердяев H.A. Христианство и классовая борьба. – Paris: YMCA-Press, 1931. 139 с. 20. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 191 с. 21. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2013. – 680 с. 22. Богуславский М.В. Ценности образования в наследии философов Русского Зарубежья (1920-е – 50-е гг.) // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века. – Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. – С. 22-42. 23. Букреев В.П. Понятие свободы в русском экзистенциализме Н.А. Бердяева // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 7. – С. 64–69. 24. Гегель Г. Философия истории. – М.: Наука, 1993. – 480 с. 25. Гусляров Е. Пассажиры Философского парохода: Николай Бердяев (1874-1948) [Электронный ресурс] // Родина. – 2017. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/09/28/rodina-nikolaj-berdiaev.html (дата обращения: 26.04.2021). 26. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. – М.: Знание, 1990. –64 с. 27. Жукова О.А. Философия новой духовности: творческий манифест Николая Бердяева // Философские науки. – 2014. – № 4. – С. 37–51. 28. Запека О.А. Проблема свободы в контексте персоналистской этики Н. А. Бердяева // Вестник славянских культур. – 2010. – № 3. – С. 40–44. 29. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академ. проект: Раритет, 2019. Т. 2. – 319 с. 30. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях [Электронный ресурс]. – М.: Наука, 1991. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm (дата обращения: 26.04.2021). 31. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 1996. – 496 с. 32. Леонтьев К.Н. Дополнение к двум статьям о панславизме. – М., 2009. – 8 с. 33. Литвякова Л.А. Анализ автобиографии Н.А. Бердяева «Самопознание» // В сборнике: Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы. Материалы XXIII межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием, 2020. – С. 249-257. 34. Литчфилд К.Э. Свобода человека в философии Н.А. Бердяева: дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2007. – 204 с. 35. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991. – 480 с. 36. Мень А. В. Русская религиозная философия // Мировая духовная культура, христианство, Церковь. – Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997. – 830 с. 37. Мотрошилова Н.В. Актуальность философии духа Н. Бердяева в её соотнесении с гегелевской философией духа [Электронный ресурс] // Историко-философский ежегодник. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-filosofii-duha-n-berdyaeva-v-eyo-sootnesenii-s-gegelevskoy-filosofiey-duha (дата обращения: 24.04.2021). 38. Мысливченко А.Г. Мятежный апостол свободы // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994. – С. 3-13. 39. Нестеров А.В. Эволюция взглядов Н.А. Бердяева на проблему свободы человека // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. – С. 218–220. 40. Нижников С.А., Гребешев И.В. Экзистенциальная диалектика личности и свободы в философии Н.А. Бердяева // Вопросы философии. – 2018. – № 2. – С. 146–152. 41. Осавелюк А.М. Церковь и государства. Монография. – Проспект, 2019. – 498 с. 42. Полторацкий Н. Русская религиозная философия // Мосты. – 1960. – № 4. – С. 172-180. 43. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Правда, 1996. – 822 с. 44. Степун Ф. А. Учение Николая Бердяева о познании // Н. А. Бердяев: pro et contra. – СПб.: Рус. Христианский Гуманит. Ин-т, 1994. – С. 483–500. 45. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М.: ГУП «Облиздат» ТОО «Алир», 1998. – 672 с. 46. Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2018. – 576 с. 47. Чаадаев П.Я. Философские письма [Электронный ресурс]. – М.: Терра-Книжный клуб, 2009. – Режим доступа: https://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev6.html (дата обращения: 25.04.2021). 48. Шестов Л.И. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н. А. Бердяев: pro et contra. – СПб.: Рус. Христианский Гуманит. Ин-т, 1994. – С. 411–436. 49. Calian Carnegie Samuel: Berdyaev's philosophy of hope. A contribution to Marxist-Christian dialogue. – Leiden, 1968. – 140 p.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!