Эволюция теологического образования в Башкирии в начале XX века

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Философия
Предмет
Философия
Страниц
50
Год сдачи
2021
Оглавление
Введение...................................................................................................................3 1 Теологическое образование в Башкирии в начале XX в.: предпосылки и этапы развития........................................................................................................6 1.1 Теологическое образование как объект исследования...............................6 1.2 Историография проблемы развития теологического образования в Башкирии в начале XX в...........................................................................................13 1.3 Предпосылки и этапы развития теологического образования в Башкирии в начале XX в..........................................................................................................18 2 Теологическое образование в Башкирии как культурно-историческое и социально-педагогическое явление начала ХХ в..................................................29 2.1 Эволюция теологического образования в Башкирии в начале XX в.........29 2.2 Трансформация ценностей теологического образования в Башкирии в начале XX века........................................................................................................37 Заключение............................................................................................................46 Список использованных источников..................................................................50
Введение

Проблема обучения грамоте всегда была в центре внимания мусульманского населения региона. К 90-м годам XIX в. На территории Уфимской и Оренбургской областей насчитывалось 1896 мечетей, зарегистрировано около 4500 священнослужителей. Широкое распространение получили и мусульманские школы: широкая сеть мектебов, медресе и центров домашнего обучения. Подготовкой духовенства занимались мектебы и медресе, поэтому в курсе преобладали богословские дисциплины. Параллельно с основной функцией они успешно занимались распространением грамотности среди мусульманского населения, что дало возможность историкам говорить о мусульманском всеобщем образовании. Организация учебного процесса и педагогические приемы, применяемые в мектебах, были типичными для религиозно-схоластических школ. Для них характерен рационализированный учебный процесс.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по искусству. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


Существенными их недостатками было отсутствие светских предметов в учебной программе, слабая материально-техническая база, нерегулируемый учебный год, который ставился в зависимость от сезонных сельскохозяйственных работ. Кроме того, тюркоязычным народам необходимо было ввести обучение на родных языках, что было недопустимо в старомодной школе. Следствием обучения в таких школах было, как правило, неумение многих выпускников считать и писать. Со временем произошел так называемый «рецидив неграмотности». Это существенные недостатки старых конфессиональных школ. Однако по основным образовательным параметрам они полностью соответствовали тому уровню социально-экономического развития, на котором находилось мусульманское, преимущественно башкирское и татарское общество до середины XIX века. Использование определенных приемов в современной педагогике, их явное преимущество перед установленными принципами, доказывающее их эффективность, позволяет сегодня говорить о рациональном зерне в системе кадимизма. Например, успешность индивидуального обучения, обучения в малых группах на фоне классно-урочной системы доказывает состоятельность некоторых аспектов школы кадимизма. Обучение, рассчитанное на сильных учеников, теперь является частью образовательной системы «Школа 2100». Идеи взаимного обучения активно внедряются для удешевления подготовки квалифицированных специалистов на рабочем месте. Актуальность этой темы связана с быстрым ростом востребованности теологического образования и необходимостью обобщения знаний об истории его эволюции. Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов. На рубеже ХХ-ХХI веков появились труды историков, посвященные истории мусульманских учебных заведений, их роли в системе мусульманского образования. В частности, в работе М. Рахимкуловой подробно описаны условия обучения, программы, педагогический состав медресе «Хусаиния». В. Якупов во вступительной части к переводам книг С. Бикбулатова дал анализ учебных программ в медресе «Хусаиния», учебников, вклад отдельных учителей в развитие мусульманского образования. Заметный вклад в изучение истории медресе «Галия» внесла Л.С. Тузбекова. На основе использования архивных источников автор исследует историю создания медресе «Галия», организацию учебного процесса, педагогический состав и судьбу выпускников медресе. Л. С. Тузбекова делает справедливый вывод о прогрессивном значении медресе в воспитании мусульман региона. Целью работы является обобщение доступных данных по истории эволюции теологического образования в Башкирии начала XX в. Задачами работы является: 1.Изучение доступных материалов по истории теологического образования в Башкирии. 2.Выявление предпосылок и этапов развития теологического образования в Башкирии. 3.Подведение итогов эволюции теологического образования в Башкирии. Объектом исследования является теологическое образование в Башкирии в начале XX века. Предметом исследования является эволюция теологического образования в Башкирии в начале XX века. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Практическая значимость исследования заключается в апробации результатов исследования в виде написания статей, выступлений в научно-практических конференциях, участие в конкурсах проектов (работ). Информационная база исследования – нормативно-справочные материалы, монографии и статьи периодической печати. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Одним из важнейших исторических достижений мектебов и медресе до середины XIX века было прочное утверждение ислама среди башкир и татар. Конкретная цель мусульманских конфессиональных школ - воспитывать поколение в духе исламских религиозных традиций и готовить учителей для религиозных школ, одновременно решая задачу обучения мусульман. Кроме того, они смогли сохранить самобытность мусульманского общества через свои религиозные школы. Они защищали свой мир от тенденций русификации, наделяя общество этнической целостностью. Мусульманские школы способствовали популяризации образования среди мусульманских народов, имевших давние традиции высокого образовательного престижа. Высокие стандарты образования в ряде медресе помогли воспитать начальный слой духовной и интеллектуальной элиты мусульманского общества. Значительную роль в образовании мусульманского населения Южного Урала сыграли русско-башкирские и русско-татарские «иностранные» школы, которые начали проявлять активность во второй половине XIX века. В 1896 г. в Уфимской губернии было 34 русско-башкирских и русско-татарских школы, в 1911 г. - 173. Они были организованы по принципам преподавания, сформулированным Н. И. Ильминским. ЧАС. упор был сделан на изучение русского языка. и христианская вера. В русско-башкирских и русско-татарских школах для детей-мусульман преподавание православия было заменено исламской верой. Однако миссионерская направленность этих школ была поставлена под сомнение как мусульманской общиной, так и местным населением, что серьезно подорвало авторитет этих школ. Политика русификации государства выражалась не столько в обязательстве нерусского населения изучать русский язык, сколько в принципах организации образовательного процесса. В этих школах родному языку отводилась роль помощника в изучении государственного языка. В их учебной программе не было классов на родном языке, никакой литературы на родном языке, и ощущалась острая нехватка учителей, говорящих на родном языке учеников. В начале XX в. В двадцатом веке произошли некоторые позитивные изменения. С пробуждением национального самосознания нерусских народов, определенной демократизацией общества и признанием государством гражданских норм, таких как свобода слова, свобода вероисповедания, равенство языков, они приобрели черты национальных школ. Родной язык, который сначала служил только средством изучения русского языка, стал занимать важное место в школьных правилах как равноценный общеобразовательный предмет. Однако государственные школы не получили широкого распространения. Причины тому не только в непопулярности этих школ среди мусульманского населения, но и в плохом государственном финансировании. Мусульмане Уфимской и Оренбургской губерний в меньшей степени охвачены светским образованием, чем другие проживающие там народы. Это было несправедливо по отношению к равным налогоплательщикам, составлявшим почти 50% мусульманского населения Уфимской области. Русско-башкирская и русско-татарская школы исторически имели прогрессивное значение. Они положительно повлияли на распространение грамотности среди мусульманского населения. Позитивное влияние конфессиональных школ старого типа, сформированных слабым социально-экономическим развитием тюркоязычных народов, становится менее важным в новых реалиях второй половины XIX века. В условиях развития капиталистических условий, стремительного расширения общероссийского рынка и культурно-образовательного пространства изоляция мусульманской общины, приведшая к сохранению формы обучения, имела негативные последствия. Следовательно, мусульманские школы не соответствовали общему уровню преподавания и несовместимости полученных знаний с требованиями времени, что позволяет говорить о кризисе мусульманской школы старого типа во второй половине XIX в. Просвещенное мусульманское сообщество - учителя, писатели, общественные деятели, исламские философы и лидеры духовенства - давно увидели надвигающийся кризис в национальном образовании и предвидели перерыв в преподавании Корана в существующих школах, что не соответствовало требованиям нового времени. Представители башкирского и татарского просвещения подготовили теоретическую основу мусульманской школьной реформы. Практическую реализацию реформы осуществил И. Гаспринский. Реформа получила название джадид: новый твердый метод обучения чтению (усул-и джадид) вместо буквенно-сослагательного наклонения. Реформированная школа была основана на обучении учащихся на их родном языке, введении фиксированного учебного года и системы уровней. Все эти нововведения в совокупности привели к систематизации учебного процесса, его значительному совершенствованию и сокращению продолжительности обучения грамоте. Реформа мусульманского образования, проведенная Ядидом, разделила мусульманскую школу на два типа: старомодные и новомодные. Рождение школы Ядидов произошло в суровых условиях борьбы старого и нового, осложненной махинациями правительства. Однако появлению ядидских школ в Башкирии предшествовал ряд факторов. Исторический ход развития башкирского народа в Российской империи, борьба с колониальным угнетением, вызванная необходимостью сохранения этнонационального единства и территориальной целостности, свидетельствует о зрелой национальной идентичности. Кадимская школа сыграла решающую роль в процессе ее создания. Кадимская школа явилась прочной основой этнонациональной консолидации тюркоязычных народов. Широкое распространение мектебов и медресе в Уфимской и Оренбургской губерниях во второй половине XIX века. Век заложил прочную основу для появления реформаторских школ. Благодаря развитым традициям преподавания, лекционным аудиториям, готовым материалам и учителям удалось провести относительно недорогую реформу мусульманской школы. Так что говорить не о создании «новомодной» школы, а о переходе к ней на базе «старомодной» школы. В период между двумя революциями была проделана огромная работа по превращению «архаичных» мусульманских школ в современные учебные заведения. Заинтересованные в создании квалифицированных рабочих для промышленности, торговли и образования, башкирские и татарские предприниматели были в авангарде движения за реформу мусульманской школы. Благодаря их активному патронату занятия в школах стали проводиться в подходящих классах, оборудованных партами, классными досками, секциями Могалим и с использованием иллюстративных материалов (географические карты, плакаты); во многих медресе были специальные кабинеты химии и физики. Материальная база отдельных школ новой моды, на основе которых были созданы национальные школы, заложила прочную основу для дальнейшего полноценного функционирования этих школ.

Список литературы

1. Абзанов, Ш. К вопросу по истории народного образования в Башкирии / Ш.Абзанов. -Уфа , 1934.-65 с.– ISBN 978-5-88185-306-8. 2. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль/ Я.Г. Абдуллин. - Казань, 1968. – 240 с.– ISBN 978-5-98287-133-6 3. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы) / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 320 с. – 978-5-98287-133-6 4. Абдуллин, Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция/ Я.Г. Абдуллин. - Казань, 1979. – 250 с. – ISBN 978-5-00019-404-1 5. Азаматова, Г.Б. Государство и земство в решении школьного вопроса / Г.Б. Азаматова// Бирская старина: историко-краеведческий альманах. - Вып. 2. - Бирск, 2008. - С . 16-21. – ISBN 978-5295-04405-2. 6. Азаматова, Г .Б. Деятельность уфимского земства в области народного образования (1874 - 1917 гг.): Дисс ... канд. ист. наук / Г.Б. Азаматова. - Уфа, 2000. - 223 с.– ISBN 978-5-00019-404-1 7. Азаматова, Г.Б. К проблеме национального и культурно ориентированного образования / Г.Б. Азаматова // Бирская старина: историко-краеведческий альманах. - Вып. 2. -Бирск, 2008.- С. 4 - 16.– ISBN 5-7851-. 0091-6. 8. Азаматова, Г.Б. Уфимское земство. Социальный состав. Бюджет. Деятельность в области народного образования/ Г.Б. Азаматова. - Уфа, 2005. – 240 с.– ISBN 978-5295-04405-2. 10. Алгар, X. Шейх Зайнулла Расулев - последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе/ Х.Алгар//Ватандаш. - 1998. - № 9. - С . 123- 138. – ISBN 978-5-91608-036-0 11. Алибаев, С.Р. и др. Расцвет просвещения и культуры в Башкирии / С.Р. Алибаев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1947. - 28 с.– ISBN 978-5-16-014814-4 12. Алибаев, С.Р. Школы Башкирской АССР. Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития /С.Р. Алибаев. - Уфа, 1966. - 167 с. –ISBN 5-88185-053 13. Аллояров, И.А. Педагогические нововведения башкирского просветителя Зайнуллы Расулева / И.А. Аллояров // Зайнулла Расулев. - С. 80. –ISBN 978-5-295-06979-6 14. Алмаев, Р.З. Становление советской системы школьного образования в Республике Башкортостан/ Р.З. Алмаев. - Уфа, 2002. - 128 с. –ISBN 978-5-9635-0104-7 15. Аминов, Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования / Т.М. Аминов. - Уфа, 2004. - 218 с. –ISBN 5-7501-0494-X 16. Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 г. / Т.М. Аминов - М.: Наука, 2006. - 348 с. –ISBN 5-02-034391-9 17. Аминов, Т.М. Краткий очерк становления и развития системы образования в Башкирии до 1917 г. / Т.М. Аминов // Бельские просторы. - 2007. - № 8. - С . 154-161. –ISBN 978-5-91953-014-5 18. Аминов, Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII - начало XX века/ Т.М. Аминов. - Уфа: Башгоспединститут, 1999. - 184 с. –ISBN 978-5-87691-113-1 19. Аминов, Т.М. Очерк истории профессионального образования в Бирском уезде до 1918 г. / Т.М. Аминов // Бирская старина: историко-краеведческий альманах. - Вып. 2. - Бирск, 2008. - С. 21 - 78. –ISBN 978-5-6042485-1-5 20. Аминов, Т.М. Мусульманские педагогические учебные заведения Башкортостана в конце XIX - начале XX вв. / Т.М. Аминов // Ватандаш. - 2000. - № 8. - С . 181-184. –ISBN 978-5-6042485-1-5 21. Аминова, Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX - начало XX вв./ Л.Я. Аминова - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. - 186 с. –ISBN 5-87978-274-3. 22. Амирханов, Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период / Р.У. Амирханов// Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: Сб. ст. - Казань: - 1992. - С. 23 - 59. –ISBN 978-5-93091-258-2 23. Амирханов, Р.У. Татарские университеты/ Р.У. Амирханов. - Казань, 1997. - С. 212 - 226. –ISBN 978-5-98287-133-6 24. Арапов, Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи / Д.Ю. Арапов// Вопросы истории. - 2005. - № 4. - С. 132 - 137. –ISBN 978-5-94981-157-3 25. Арапов, Д.Ю. Система государственного регулирования Ислама в Российской Империи (последняя треть XVIII - начало X X вв.). / Д.Ю. Арапов - М.:Мир, 2004. – 240 с. –ISBN 978-5-9228-1897-1 26. Асадуллин, P.M. Роль мусульманских учебных заведений в просвещении народов дореволюционного Башкоростана/ Р.М. Асадуллин, Т.М. Аминев // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы Всероссийской научной конференции. -Уфа , 2005. - С. 464-468. –ISBN 978-5-85051-416-7 27. Асфандияров, А.З. Из истории башкирских деревень Стерлибашевского района / А.З. Асфандияров // Ватандаш. - 1999. - № 6. – С. 5-8.–ISBN 5-295-02027-4. 28. Асфандияров, А.З. Из истории сел и деревень Учалинского района. / А.З. Асфандияров // Ватандаш. - 1999. - № 3. – С. 4-7. –ISBN 5-295-01916-0 29. Ахмерова, Ф. Хайрулла хазрат Усманов и его сыновья / Ф. Ахмерова, Н. Усманова // Ватандаш. - 1999. - № 3. - С. 170 - 174. –ISBN 978-5-88838-643-9 31. Бадретдинов, С. Ахмедсафа Багаутдин и медресе «Ахмадия»/ З. Бахретдинов, Г. Зиннуров // Ватандаш. - 2008. - № 8. – С. 180 - 194. –ISBN 978-5-87978-659-0 32. Баишев, И.Н. Развитие школьного образования и особенности его реформирования в Башкортостане в 1917 - 1930 гг.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук / И.Н. Баишев. - Уфа, 1999. - 18 с. –ISBN 978-5-88469-597-9 33. Баишев, Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова / Ф.Н. Баишев. - Уфа: Китай, 1996. - 175 с. –ISBN 5-295-01503-3. 34. Бакирова, А. «Слобода татарская, Сеитово тож» / А. Бакирова// Эхо веков. - 2004. - №2. – С. 4-7. –ISBN5-295-02027-4. 35. Башкирская энциклопедия. В 7 томах. / Гл. редактор М.А. Ильгамов. - Т. 1, 2, 3, 4, 5. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2006. – 1500 с. –ISBN 978-5-88185-205-4. 36. Башкирский край. - Вып. 4. - Уфа, 1994. - 193 с. –ISBN 978-5-91953-014-5 37. Башкортостан в первой половине XX века: малоизвестные страницы истории / ред. М Б. Ямалов - Уфа: «Восточный университет», 1997. –250 с. –ISBN 5-87978-322-7 38. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с. –ISBN 5-88185-001-7 39. Бектемиров, Ф. Усманов Х.А./ Ф. Бектемиров // Татарский мир. - 2008. - № 5 (6292). - С . 4. –ISBN 978-5-8243-1031-3 40. Белавин, К. Из истории просвещения в Оренбургском крае. Женские и гимназии и прогимназии 1875 - 1899 гг./ К. Белавин - Оренбург, 1913. - 250 с–ISBN978-5295-04405-6

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!