Имена собственные в "ЖД-рассказах" Дмитрия Быкова

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
60
Год сдачи
2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СИСТЕМА АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 8 1.1. Имена собственные в художественном тексте 8 1.2. Антропонимическая система именования персонажей 10 1.2.1. Личные имена 12 1.2.2. Отчества 14 1.2.3. Фамилии 15 1.2.4. Прозвища 17 1.3. Формулы именования персонажей в художественных текстах 19 1.4. Семантика поэтонимов в художественном тексте 20 1.5. Функции антропонимов в художественных текстах 24 ГЛАВА 2. НОМИНАЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В «ЖД-РАССКАЗАХ» 28 ДМИТРИЯ БЫКОВА 28 2.1. Антропонимы в обозначении персонажей 28 «ЖД-рассказов» Дмитрия Быкова 28 2.2. Формулы именования персонажей в «ЖД-рассказах» 39 2.3. Классификация поэтонимов по семантике образующей основы 45 2.4. Функциональная характеристика антропонимов 48 в «ЖД-рассказах» Д. Быкова 48 2.5. Имя и образ персонажа 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НОМИНАЦИЙ В 65 ЖД-РАССКАЗАХ ДМИТРИЯ БЫКОВА» 65
Введение

Собственные имена привлекают внимание представителей разных научных дисциплин, например, этнографии, истории, литературоведения, географии и психологии. В первую очередь собственные имена становятся объектом пристального внимания языковедов. Любое имя собственное, любое наименование вне зависимости от того, к объекту неживой или живой природы оно относится, является словом, поэтому считается частью языковой системы, образуется и существует по ее законам и способно употребляться в речи и подвергаться различным изменениям. На сегодняшний день в лингвистике и литературоведении установилась «антропоцентрическая парадигма научного знания». Художественный текст может изучаться с разных точек зрения, так как ему присущи все основные признаки текста как высшей коммуникативной единицы. Художественный текст отличается тем, что в нем содержится не только семантическая, но и художественная, эстетическая информация. Возникает необходимость в изучении элементов художественного текста, и возникает потребность в понимании языковой личности автора, которая ярко будет проявляться в ономастике его произведений.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Томске ? Заходите на Work5.


Именно имя собственное предстаёт как единица, которая репрезентирует связь художника с культурно-историческим контекстом конкретного времени. На сегодняшний день многие исследователи обращаются к достижениям ономастики для толкования имен собственных. Таким образом, актуальностью данной работы можно считать потребность в детальном анализе имен собственных для изучения культурно-исторического подтекста в художественных произведениях. Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное исследование системы антропонимических единиц, зафиксированных в «ЖД-рассказах» Дмитрия Быкова. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) описать систему антропонимов, способных выступать в качестве номинаций персонажей, их вариативность; 2) определить семантическое наполнение назывных единиц в «ЖД-рассказах» Д. Быкова; 3) выявить функциональные особенности номинаций персонажей в рассказах Д. Быкова; 4) интерпретировать соотношение семантики антропонима и образа поименованного им персонажа. Источником исследования является цикл «ЖД-рассказы» Д. Быкова, написанный в 2007 году. Данный цикл рассказов был сочинен специально для «одинокого читателя, который выпал из привычного мира и еще не приехал в новый. Эти рассказы предназначены для чтения на палубе, в вагоне, в воздухе…и во время путешествия из одного состояния в другое» [Быков, с. 15]. В сборник вошли двенадцать рассказов: «Отпуск», «Битки Толстовец», «Мужское купе», «Миледи», «Работа над ошибками», «Ангарская история», «Обходчик», «Убийство в восточном экспрессе», «Можарово», «Чудь», «Инструкция», «Проводник». Дмитрий Львович Быков – русский писатель, литературный критик, публицист, журналист, ведущий, учитель литературы – родился в 1967 году в Москве. Журналистскую карьеру начал еще в школьные годы – в 1982 году стал внештатным сотрудником в «Московском комсомольце». Творчество Д. Быкова масштабно и тесно связано с отечественными реалиями. Исследователи считают, что одной из сильных сторон писателя является умение мастерски показывать в своих произведениях «современность и умение уловить самые болевые точки настоящего времени» [Кудрин, с. 24]. Дмитрий Быков преподаёт в московских средних школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал» литературу и историю советской литературы. Лауреат нескольких литературных премий. В 2003-2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте журналистики и литературного творчества. Дмитрий Быков является автором многочисленных романов, поэтических произведений, большого количества сборников статей, рассказов. Его большие литературные работы выполнены преимущественно в жанрах биографии и исторической прозы. В биографиях проявляется искусствоведческий и аналитический талант Быкова-писателя. Помимо больших исследований творчества и жизни Б. Пастернака, Б. Окуджавы, им написана портретная галерея советских литературных классиков - от широко известных (Б. Пастернак, М. Шолохов) до малоизвестных широкой аудитории (М. Щербаков, О. Чухонцев, М. Кудимова, И. Караулов, М. Бородицкая, В. Попов). Материалами исследования выступают собственные номинации персонажей. В цикле «ЖД-рассказов» обнаружено 115 антропонимов. К ним относятся личные имена (47), фамилии (56), отчества (1), прозвища (11). Объектом исследования является антропонимикон «ЖД-рассказов» Д. Быкова. Предметом изучения выступает описание лингвистического статуса индивидуальных онимов с позиции их структурно-семантических и функциональных аспектов использования в текстах. Новизна работы заключается в том, что мы вводим в научный оборот номинационные единицы, зафиксированные в «ЖД-рассказах» Д. Быкова, и впервые анализируем особенности их структуры, семантики и функционирования в художественных произведениях. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования на практических занятиях по лексикологии, стилистике и литературной ономастике. Методы исследования. В работе использованы такие методы, как описательный, семантический (метод компонентного анализа), статистический, стилистический. Описательный метод будет являться главным, так как начальным этапом «описания» материала будет инвентаризация, которая позволит дифференцировать анализируемые единицы, а также выявить общие отношения и их качества [Бондалетов, с. 38]. Первой стадией описательного метода является отбор номинативных знаков, которые будут обозначать литературных героев. Вместе с отбором происходит текстологический анализ подлинности художественного текста. Результатом текстологического анализа можно считать размежевание номинативных единиц на несобственные и собственные единицы [Теория и методика ономастических исследований, с. 200]. Семантический, или метод компонентного анализа используется в изучении семантического содержания лексических единиц. Сущность данного анализа определяется, во-первых, в соответствии с достижениями современной лингвистики сообщается, что значение слова – это сложный феномен. Во-вторых, данный феномен можно разложить на составляющие для обозначения, которых будет использоваться «сема». В-третьих, перед тем как разложить слово на его семантические множители, необходимо разложить значения по семантическим полям [Тарланов, c. 62]. В работе применяется стилистический метод, так как источниками исследования являются художественные тексты. Именно только на уровне текста возможно провести стилистические наблюдения [Пешковский, с. 172]. Ономатолог-стилист изучает функции имен собственных в художественном произведении, специфику литературной ономастики, а также зависимость имен и функций от литературного направления [Бондалетов, с. 63]. Статистический метод использован в нашей работе по причине количественной обработки ономастического материала и применения к нему исследовательских приемов, которые могут быть названы квантитативными или даже математическими [Белецкий, с. 48]. Содержание статистического метода разнообразно – от простейших подсчётов количества имён и выделения наиболее употребительных до описания статистической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития. Структура работы. Работа состоит из Введения, основной части, Заключения, Списка литературы и Приложения. Введение является разделом, где содержится общая характеристика работы. Во введении намечаются цель и соответствующие задачи исследования, а также называются методы анализа материала. Основная часть работы представлена двумя частями. Первая часть рассматривает систему антропонимов в художественном тексте и ее составляющие (личные имена, фамилии, отчества, прозвища, формулы именования, функции антропонимов). Вторая глава представляет собой анализ номинаций персонажей в «ЖД-рассказах» Д. Быкова. Заключение суммирует результаты исследования. Работа имеет приложение, содержащее наши наблюдения за структурными типами номинаций персонажей.

Заключение

Данная работа представляла собой исследование имен собственных в контексте художественного дискурса. Имена персонажей современного художественного произведения считаются стилистической категорией, во-первых, которая возникает в результате авторского творчества, а также использования лексики пистолем. Антропонимическая система представляет собой объемную совокупность большого количества номинаций современного художественного текста. В антропонимическую систему входят следующие элементы: имена личные, фамилии, прозвища, отчества. Работа автора над антропонимическим материалом предполагает выбор собственных имён из реально бытующих, либо создание новых онимов на основе существующих в языке моделей и традиций. Это позволяет отнести литературную онимию к числу вторичных семиотических систем. Мастер художественного слова именами собственными актуализирует все потенциальные свойства литературного текста, поскольку поэтонимы являются основой построения и средством раскрытия художественного образа, а также представляются нам как символы нерасчленённого образного впечатления, переданного в экономной речевой форме. В основном при написании художественного текста писатель руководствуется возрастом, социальным положением, а также историческими предпосылками. Взаимовлияние имен собственных и художественного текста обладает двунаправленным характером. Имя собственное способно обозначать единичный денотат, или персонажа, таким образом, обладает номинирующей функцией. С другой стороны имена собственные способны формировать семантическую структуру. Онимы на уровне художественного текста приобретают новое семантическое наполнение, отличное от того, какое они имеют в языке и речи. В художественном контексте поэтонимы претерпевают семантические приращения, возникающие в результате общекультурных и авторских коннотаций, и порождают, в свою очередь, «индивидуально-художественное значение ИС. Спецификой семантики поэтонима является его адекватность внутренней сущности конкретного персонажа на фоне одновременного сохранения «семантического шлейфа» значения соответствующего апеллятива и индивидуальности, связи с определённым единичным денотатом. Изучение ономастики художественных произведений даст возможность всем заинтересованным в данной области знаний людям глубже понимать и раскрывать идейное содержание произведений, видеть закономерности имя наречения героев и обусловленность тех или иных типов заглавий произведений авторским замыслом и самим художественным текстом. В работе выполнены все поставленные задачи. В первой и теоретической части было представлено описание системы антропонимов, которые способны выступать в качестве номинации главных и второстепенных персонажей, а также их вариативность. Были даны трактовки следующих определений «личное имя», «фамилия», «отчество», «прозвище» с последующим подробным объяснением. В задачах к данной работе также была изучение формул именований персонажей в литературном тексте. Был проведен анализ научной литературы и выявлено три формулы наименования имен собственных. К ним относятся однословная формула, она может состоять только из одного компонента антропонимической системы, то есть, из личного имени, или фамилии, или отчества, или прозвища. Также при анализе художественного текста необходимо было выяснить к какой, из двух групп, относятся однословные номинации, официальной форме или неофициальной форме. Официальная форма является паспортной записью, например к ним относятся полное имя, Евгения или Наталья. К неофициальным личным именам могли быть причислены четыре подгруппы личных имен, к ним относятся гипокористические имена, например, Петя или Саша, деминутивные имена, например, Илюша, пейоративные имена, например, Ленка или Сашка и аугментативное имя, например, Валище. Далее была представлена информация по анализу и поиску двух словного наименования имен собственных, и трехсловная формула. В теоретической части была представлена информация по семантике имени собственного в художественном тексте. Была проанализирована научная литература и представлены все возможные функции антропонимов в современном художественном тексте. Среди выделенных функций можно назвать номинативную, как одну из самых важных, экспрессивную, коммуникативную. Вторая часть данной работы представляет собой практическую часть. Работа проводилась по поиску и анализу имен собственных в современном художественном тексте. Материалом исследования послужили двенадцать рассказов Д. Быкова «ЖД-рассказы». Д. Быков является нашим современником, поэтому тексты очень легко читать, и они насыщены различными именами собственными. После того как были отобраны все возможные имена собственные и проведена их классификация по структуре, а точнее разбиты по формулам наименования, необходимо было выявить функционирование номинаций в «ЖД-рассказах». Для анализа было отобрано следующее количество антропонимов: личных имен - 46, фамилий - 35 , отчеств - 1, прозвищ - 7. Следует различать функции антропонимов в языке (номинативная, идентификационная с рядом подфункций: дифференциация, выделение, характеристика, противопоставление) и речи (коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная, дейктическая). В литературном произведении одной из главных становится эстетическая функция, позволяющая ониму участвовать в создании образности художественной речи. Указанные номинации встречаются (с разной степенью частотности) в произведениях всех анализируемых нами жанров. После анализа имен собственных была проведена работа по подсчету наиболее употребительной формы личного имени, построена диаграмма. Также после проведения анализа по выявлению какая формула была использована при построении антропонима, также была представлена диаграмма. Также необходимо было интерпретировать семантику антропонима и образ персонажа в тексте. При помощи словарей была проделана данная работа. Ономастическая лексика выступает в современной художественной литературе как стилистически и семантически маркированное экспрессивное средство. Адресная направленность произведений предопределяет отбор широко известных, часто употребляемых имён; создание номинаций по общеязыковым моделям в соответствии с существующей нормой, либо создание внемодельных имён. Подобные имена завораживают своей странностью, необычностью. ИС, составляющие ономастическое пространство художественного текста, участвуют построении и развитии речевой и литературной композиции текста, в выражении всех художественных смыслов и мировоззрений автора. Необходимо помнить, что имена собственные являются одним из пластов словарного языка, при изучении которого возможно применение лишь лингвистики и ее методов. Таким образом, все задачи выполнены и цель достигнута.

Список литературы

1. Агеева Р.А., Бахнян К.В. Социолингвистический аспект имени собственного: науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1998. 136 с. 2. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1993. 224 с. 3. Быков Д.Л. ЖД-рассказы. М.: Вагриус, 2007. 304 с 4. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. Москва: Либроком, 2009. 248 с. 5. Войтович М. Древнерусская антропонимия XIV-XV вв. Северо-Восточная Русь. Познань, 2002. Тамбов. 194 с. 6. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация: Общие вопросы. – М., 1997. с. 230 – 293 7. Гарагуля С. И. К вопросу об антропонимической идентичности // Вопросы ономастики. 2012. № 2 (13). с. 43-52 8. Дворецкий И. Х. Латинско - русский словарь. М.: Дрофа, 2009. 840 с. 9. Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику. М., 1991. 201 с. 10. Калинкин В.М. Поэтика онима. Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 1999. 408 с. 11. Калинкин В. М. К построению аксиоматики поэтики онима // Лiнгвистичнi студii: Збiрник наукових праць. Донецьк, 1998. Вип. 5. С. 219–228 12. Карпенко Ю.А. Введение в языкознание. М., 2006. 294 с. 13. Королёва И.А. Из истории термина «отчество» // Русская речь. 2002. № 2. С. 84-87. 14. Кудрин О. Поэт эпохи поэтического журнализма, писатель эпохи фаст-фикшн // Вопросы литературы . 1997. с. 23- 24 15. Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Очерки по лингвистике. М., 1993. 194 с. 16. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1990. 256 с. 17. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685с. 18. Липихина Е. Л. Семантическая парадигма фамильных прозваний в художественном тексте (на примере произведений для детей А. М. Волкова) // Славянские духовные ценности на рубеже веков. Тюмень, 2001. С. 128–131. 19. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2003. 154 с. 20. Михайлов В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование: дис. ... канд. филол. наук. Симферополь, 1995. 591 с. 21. Петрова И. А. Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте. АКД. Волгоград, 2001. 160 с. 22. Пешковский А. М. Лингвистика, поэтика, стилистика избранные труды. М.: Высшая школа, 2007. 252 с. 23. Русская ономастика и ономастика России. Словарь Русская энциклопедия. – Издательство: Школа-Пресс, 1994. 830 с. 24. Русская грамматика. В двух томах. Издательство: Наука, 1990. 710 с. 25. Симина Г. Я. Фамилия и прозвище // Ономастика. М.: Наука, 1991. С. 27-34. 26. Современный онлайн-словарь личных имен А.В. Суперанской [Электронный ресурс] Режим обращения: URL: https://lexicography.online/onomastics/superanskaya/ Дата обращения: 10.05.2021 27. Современный онлайн-словарь русских личных имён Н.А. Петровского [Электронный ресурс] Режим обращения: URL: https://lexicography.online/onomastics/petrovsky Дата обращения: 09.05.2021 28. Ступин Л. П. О лексическом значении имени собственного // Вопросы теории и истории языка: Сб. науч. ст. Л.: ЛГУ, 1992. С. 216-224. 29. Суперанская А.В. Антропонимика / Под ред. В. А. Никонова, A. B. Суперанской. М.: Наука, 2001. 330 с. 30. Суперанская А.В., Сталтмане В.Э., Подольская Н.В., Султанов А.Х. Теория и методика ономастических исследований / отв. ред. А.П. Непокупный. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 256 с. 31. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. Москва: Книжный дом «Либроком», 2009. – 204 с. 32. Суперанская А.В., Суслова А.О. О русских фамилиях. Азбука, 2010. 287 с. 33. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1995. 189 с. 34. Теория и методика ономастических исследований. Под ред. А. Н. Непокупного. М.: Наука, 1991. 254 с. 35. Уфимцева А. А. a Опыт изучения лексики как системы. КомКнига, 2020. 288 с. 36. Уфимцева А. А. b Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. – Либроком., 2020. 240 37. Фонякова, О. И. Имя собственное в художественном тексте. Л.:ЛГУ, 1990. 104 с 38. Фуникова С.В. Русские фамилии как элемент лексической системы русского языка и социальный знак // Язык и культура. № 5., 2001. с. 52 - 62 39. Фролов Н.К. Функции антропонимов в художественном тексте. – М., 2002. 184 с. 40. Шойбонова С.В., Шулунова Л.В. Ономастикон художественного произведения. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. 191 с. 41. Щербак А.С. Способы репрезентации антропонимического концепта // Когнитивные исследования языка. Москва; Тамбов, 2014. Вып. 17. Т. 3. 197 с. 42. Шестакова Л. Л. Имена собственные в словаре языка писателя // Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. М., 2003. 150 с. 43. Яновец Л. Авторский словарь и его место в системе словарей // Филология на рубеже тясячеления. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 2. С. 31–34. 44. Kolshansky G.V. A communicative function and language structure. M., 1996. 176 pp.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!