Мотив расставания в поэзии А.А. Ахматовой

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Литература
Предмет
Литература
Страниц
70
Год сдачи
2022
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1.Теория мотива в литературоведении 6 1.1. Мотив в литературоведении 6 1.2. Понятие разлуки/прощания в русской языковой картине мира 11 Глава 2. Мотив расставания в поэзии А. А. Ахматовой 20 2.1. Концепция «встречи – разлуки» и женской «доли – судьбы» в творчестве Анны Ахматовой 20 2.2 Мотив разлуки в лирике Анны Ахматовой 1912-1922 гг. 375 2.3 Образно-семантическое воплощение мотива разлуки в поэзии А. А. Ахматовой 1930 -1960-х гг. 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 586 Список литературы 608 Методическое приложение «Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса» 63
Введение

Исследователи творчества А. Ахматовой в качестве основной отличительной черты ее лирики отмечают погружение в непосредственный поток чувств, глубокое проникновение в духовный мир лирической героини. Так, Б. Эйхенбаум, анализируя творчество А. Ахматовой, подчеркнул: «Перед нами конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая томится, радуется, болит, возмущается, ужасается, молится, просит и так далее. От поэзии к поэзии – ровно изо дня в день». Погружение в мир эмоций, их воплощение позволяет соотнести поэзию А. Ахматовой с психологической прозой. Наличие элементов романа и романа в стихах, то, что Б. Эйхенбаум называл «зарастанием лирической эмоции сюжетом», играет важную роль в осмыслении художественного мира ранней Ахматовой.


Торопитесь сделать заказ отчета по преддипломной практике в Воронеже , пока не наступил дедлайн.


. Пронизывающие стихи А.А. Ахматовой, поражают достоверностью образа, непосредственностью, конкретностью, диалогичностью эмоционального переживания, наличием сюжета в развитии эмоций. Все это определяет сходство поэтики А.А. Ахматовой с прозой. Психологическая драма героини, по мнению А.А.Урбана, разыгрывается «одновременно на двух этапах». Один – город со спецификой повседневной жизни, со спецификой Петербурга, другой – природа, сильная жизнь». Центр обоих просторанств – природы и города – это душа лириеской героини, переполненая чувствами, переживаниями, причиной которых является любовь и ее спутница – разлука. Лирика А. Ахматовой (что также отмечается большинством исследователей ее творчества) – это, прежде всего, «лирика любовных переживаний, страстное признание страдающей и беспокойной женской души, охваченной« огненным недугом». Любовь – основная тема раннего творчества поэтессы. Очень удачно и полно охарактеризовал в целом ее любовную лирику Н.Банников: «Ахматова писала о любви с огромной силой лиризма. Тревожные, смятенные, горькие ахматовские строфы о любви в представлении многих и многих долго как бы сливались с обликом самой поэтессы. Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую историю с множеством реконструкций, поворотов, персонажей, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, вина, разочарование, ревность, горечь, тоска, радость, поющая в сердце, гордость, грусть – в каких только гранях и пробелах мы не увидим любовь на страницах книг Ахматовой. Эта любовь редко бывает счастливой, зачастую, она трагична, приносит печаль и возмездие. По словам Урбана, «Любовь Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство ... ». Поэзия Ахматовой – это не только голоса всех женщин, это их любовь, ожидание, которые неразрывно связаны со страданием. Ведь ощутить полноту чувства истинной любви, можно лишь познав разлуку и страдание. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в недостаточной изученности аксиологической проблематики поэзии Ахматовой и значимых для русской национальной картины мира мотивов и образов-концептов. Это позволяет представить творческий путь Анны Андреевны, во всей полноте, ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе. Объект исследования – лирическая поэзия А.Ахматовой. Предметом исследования является мотив расставания в лирике А.Ахматовой. Цель исследования – анализ мотива расставания в поэзии А.А. Ахматовой. Задачи исследования: 1. Изучить становление теории мотива и её развитие в литературоведении. 2. Рассмотреть понятие разлуки/прощания в русской языковой картине мира. 3. Выявить мотив расставания и близкие мотивы (разлуки, разрыва, прощания) в поэзии. 4. Определить значение концепции «встречи – разлуки» и женской «доли – судьбы» в стихах Анны Ахматовой. 5. Проанализировать мотив разлуки в лирике Анны Ахматовой. Методы исследования: биографический, историко-литературный, а также культурологический и структурно-семантический. Научная новизна – исследования заключается в том, что: – определена значимость мотива «расставание» в художественном мире А. Ахматовой и его семантическое наполнение; – выявлено его образно-лексическое воплощение. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Методическим приложением к диплому является конспект урока по литературе для обучающихся 11 класса.

Заключение

Мотив разлуки в любовной лирике Анны Ахматовой рассматривается как во взаимосвязи с фольклорной традицией, так и в общелитературном контексте. Разлука в понимании поэтессы – вечная спутница любви. Если для раннего творчества Ахматовой свойственно восприятие разлуки как чего-то неизбежного, но переживаемого, то в поздней лирике происходит понимание и осознание всей глубины и тяжести «вечной» разлуки. При анализе лирики Ахматовой выделяется несколько лексико – семантических значений концепта «разлука», то есть интерпретаций мотива разлуки в лирике разных лет. Любовная разлука Ахматовой может принимать вид «несбывшейся встречи» или «встречи-разлуки», разлуки с нелюбимым и желанной разлуки как избавления от «постылого» чувства, а также «прочной», смертельной разлуки. Мотив расставания реализуется не только в любовной лирике Ахматовой. Также он характерен для ее гражданской и философской лирики. Любовь поэтессы к Родине была в такой мере сильна, что ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой своего народа оказалось той силой для поэтессы, которая способна принять любой вызов судьбы и мужественно преодолеть все испытания. В лирике Ахматовой выявляется противоречивость смысловых сочетаний. Это было абсолютно несвойственно природе символизма. Это позволяет говорить об ахматовском ироническом восприятии символистской поэзии, о ее выходе за смысловые рамки этого напраления. Ахматова, таким образом, «преодолевает символизм» (В.Жирмунский), как и традиционную лирику, введением традиционных, однако не классических, а народных форм творчества. Православное мировосприятие позволяет ей полностью принять бытовой мир и сделать его объектом бытийного творчества. Глубокое религиозное начало ахматовского творчества обнаруживается и в частом упоминании христианских праздников (к примеру, Крещение, Рождество, Пасха). Кроме того, поэтесса обращается к библейским сюжетам и образам (царь Давид, Лотова жена, «Библейские стихи», Песня Песней), к обрядам (молитва, исповедь, литургия, венчание, отпевание). Даже любовь все чаще связана у нее с религиозной основой. Это говорит о глубоких верованиях самой Ахматовой. Вечное и национальное начала ахматовской поэзии часто подчеркиваются обращением к народно-песенной традиции, поэтому в ее богатой метрической палитре значительное место отводится дольнику. А в стихах (в том числе и в «Реквиеме») она неоднократно обращается к молитве, плачу, причитанию, песне, обогащая устоявшиеся жанры оттенками глубокого психологизма. Ахматова просвещала и возрождала связь времен, традиции и единую правду бьггия: культурную, национальную, христианскую. И потому ее голос стал не только голосом одного поколения, но голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.

Список литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов рус¬ского языка. М., 1998. 369 с. 2. Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 3. Симферополь: Крымский архив, 2005. 208 с. 3. Апресян Б. Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций // Избранные труды. М. , 1995. 4. Ахматова А. А. Листки из дневника./ Анна Ахматова // Сочинения: в В 2т. Т.2 : Проза и переводы. М., 1990 5. Ахматова А.А. Стихотворения. / Сост. Ч. Гайфуллиной, художник А. Туманов. Казань: Татарское кн.изд-во, 1990. 319 с. 6. Ахматова А.А., Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Стихотворения. Драматургия. Эссе/ / Сост. Л.Д.Страхова.М.: АСТ: Олимп, 1997. 748 с. 7. Банников Н. Анна Ахматова // Поэтическая Россия: Анна Ахматова. М., 1977. С.12-13 8. Василевская О. «...Под звон тюремных ключей»: «Реквием» Анны Ахматовой: из истории создания и издания // Наше наследие. М., 2012. № 102. 9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 648 с. 10. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита» // Б.М. Гаспаров Литературные лейтмотивы. М., 1994. C. 28-83 11. Даль В. Толковый словарь живого великорус¬ского языка: в 4 т. М., 1991. – 700с. 12. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. 407с. 13. Зализняк А.А., Левонтина И.Б. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / отв. рсд. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М., 1999. С. 53-63 14. Краснов Г. В. Сюжетные мотивы «Пиковой дамы» в «Преступлении и наказании» // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. 6. Аспекты теоретической поэтики. М.; Тверь, 2000. С. 161-164 15. Кузмин M. A Предисловие к первой книге стихов А. А. Ахматовой «Вечер». СПб., 1912// Ахматова. Вечер.СПб.: Цех поэтов. 1912. 92 с. 16. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М„ 2018. – 512с. 17. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. Ю.Д. Апреся¬на. М., 2000. Вып. 2. – 488с. 18. Мандельштам О. Э. Письмо о русской поэзии. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 175-176 19. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: учебное пособие М. :Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001. 239 с. 20. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М.,1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/21658/read (Дата обращения: 21.01.2021) 21. Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. М., 2004. 126 с. 22. Полукаров М.К. Душа древнего слова. Орел, 2003. 456 с. 23. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 20-ти томах. Санкт-Петербург: Наука, 2016. Т2. 432 с. 24. Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века. / Сост. И.С. Ежов, Е.И. Шамурин. М.: АМИРУС, 1991. 686 с. 25. Русская поэзия серебряного века: 1890 –1917: Антология. М.: Русская литература, 1993. 432 с. 26. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / под ред. Ю Н. Караулова, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцевой. М. 2002. Т. 1. 542 с. 27. Силантьев И. Поэтика мотива. М. Яхыки славянской культуры, 2004. 295 с. 28. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 2014. Т. 3. 749 с. 29. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под рсд. А.П. Евгеньевой. Л., 2011. Т. 2. 856 с. 30. Толковый словарь русского языка./ под редакцией Шведовой Н.Ю.. М., 1994. 907 с. 31. Урбан А.А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…»// Л.: Изд-во «Наука», 1973. С. 254-274 32. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. 264 с. 33. Харченко В.К., Хорошко Е.Ю. Язык и жанр русского романса. М., 2005. 165 с. 34. Цветаева А. С. Воспоминания. М.: Советский писатель, 1971. 724 с. 35. Частотный словарь русского языка / под ред. Л.Н. Засорнной. М„ 2017. 935 с. 36. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Кн. 1/ Сост. Л. Озерова. М.: Художественная литература, 1988. 447 с. 37. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Кн. 2/ Сост. Л. Озерова. М.: Художественная литература, 1988. 431 с. 38. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2013. Т. 1-3. – 747с. 39. Чулкина Д. В. Лексико-семантический уровень репрезентации концепта «Разлука» // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 12. Серия. Филология. Курск, 2008. С. 54-55 40. Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1928. 133 с. 41. Эткинд Е. Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой Реквием // Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб.: Феникс, 1997. 358 с. 42. Эткинд Е. Флейтист и крысы // Марина Цветаева. 1892 –1992. Норвич. симпозиум. Т. 2. Нортфилд, Вермонт, 1992. С. 100-109 43. Антокольский П. Рец.: Марина Цветаева. Разлука [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /royallib.ru/ read/tsvetaeva_marina/retsenzii_na_proizvedeniya_marini_tsvetaevoy.html. / (дата обращения: 18.10.2021) 44. Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb web.ru/feb/classics/critics/vinogradov_v/v76/v762367-.htm (дата обращения: 20.10.2021) 45. Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/139812/read (дата обращения: 21.01.2021) 46. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medialib.pspu.ru/page.php?id=511/ (дата обращения: 18.01.2021) 47. Лурье В. Рец.: Марина Цветаева. Ремесло: Книга стихов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/139812/read#t57 / (дата обращения: 22.12.2021) 48. Пастернак Б. Охранная грамота. Л.,1931 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.modernlib.ru/ books/ pasternak_boris_leonidovich/ohrannaya_gramota/read/ (дата обращения: 21.12.2021) 49. Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф. и др. Введение в литературоведение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/277852/ (дата обращения: 12.01.2022) 50. Слоним М. Рец.: Марина Цветаева. Разлука: Стихи. М.-Берлин: Геликон,1922. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/139812/read#t124 /(дата обращения: 10.10.2021) 51. Федотов О.И. Основы теории литературы. Учебное пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/348485/ (дата обращения: 10.10.2021)

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!