Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Психологические условия становления представлений о времени у дошкольников

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
0
Год сдачи
2010
Оглавление
Введение 3 1. Некоторые особенности психического развития дошкольников 6 1.1. Теория игры для дошкольника 6 1.2. Особенности восприятия в дошкольном возрасте 17 1.3. Особенности представления и воображения в дошкольном возрасте 28 Выводы по первой главе 39 Список использованной литературы 41
Введение

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.


Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Казани , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.


. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его» Как же ребенку показать время? Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различия которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все вышесказанное говорит в пользу актуальности настоящего исследования на тему «Психологические условия становления представлений о времени у дошкольников». В рамках нашей работы выделены системообразующие элементы исследования. Объект исследования: условия становления представления о времени. Предмет исследования: психологические условия становления представлений о времени у дошкольников Цель исследования: определить специфику психологических условий становления представлений о времени у дошкольников. Задачи: 1. Определить понятие, особенности и функции игры у детей дошкольного возраста 2. Определить особенности восприятия в дошкольном возрасте 3. Изучить особенности представления и воображения в дошкольном возрасте 4. Выделить специфику и условия формирования временных представлений у дошкольников 5. Произвести формирующий эксперимент по проблеме исследования (на мой взгляд – самый оптимальный вариант – такой эксперимент будет состоять из трех фаз: 1) контрольный – изучение представлений о времени у двух групп дошкольников (можно использовать слабо формализованные методики (2) формирующий – проведение цикла занятий (как минимум 5) в рамках экспериментальной группы ДОУ, 3) итоговый - фиксация изменений представлений о времени в рамках контрольной и экспериментальных групп) 6. Сформулировать рекомендации и выводы по результатам исследования Основной гипотезой настоящего исследования будет предположение вероятностного характера: эффективным методом формирования временных представлений у дошкольников является ролевая игра (очень-очень общее, нет представления о методологии, о замысле исследователя, но можно переформулировать в таком виде). Теоретической основной настоящего исследования выступают достижения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме: О.В. Боровика, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Г.Д. Кирилловой, В.С. Мухиной, Л. Д. Столяренко, Т. Рибо, Дж. Селли, С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Палагиной, О.М. Дьяченко и многих других. Эмпирической базой исследования выступает ДОУ такое-то такого-то города. Объем выборки – такой-то (столько-то в экспериментальной и контрольной группах, столько-то мальчиков и девочек, возраст такой-то). Теоретическая значимость исследования заключается в возможности интегративного подхода к проблеме формирования представлений о времени у дошкольников с позиций различных исследователей. Практическая значимость обеспечивается возможностью использования полученных в результате исследования выводов и рекомендаций применительно воспитания дошкольников в общем и формирования представлений о времени – в частности. Полученные результаты могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в рамках собственной практической деятельности. Методология исследования строится на основании деятельностного подхода отечественной психологии. Основными методами исследования являются анализ, синтез, интерпретация, аналогия, моделирование и проектирование. Частнонаучными методами будут – методы математической статистики, метод беседы, метод тестирования, метод формирующего эксперимента. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1. Некоторые особенности психического развития дошкольников

Заключение

Таким образом, в первой главе нашего исследования показано, что игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. Суть игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельности состоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. 422 с 2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – 112 с. 3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. 365 с. 4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.-М., 1981. 5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт- Петербург : Союз, 2006. –С.112 6. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 2003. - № 2. 7. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 2. 8. Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей / О. А. Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.-С.201 9. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник / В. С. Мухина. - Москва : ACADEMIA, 2006. – С.414 10. Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. - 352с. 11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- 688с. 12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.-М:.Высшее образование; МГППУ, 2006.-460 с. 13. Столяренко Л.Д.. Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г.- 736с. 14. Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 2002. 15. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С.291 ----------------------- [1] Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт- Петербург : Союз, 2006. –С.112 [2] Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.-М:.Высшее образование; МГППУ, 2006.- С. 212 [3] Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С.291 [4] Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2008. - С.69 [5] Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник / В. С. Мухина. - Москва : ACADEMIA, 2006. – С.414 [6] Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей / О. А. Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.-С.201 [7] Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- Москва: Академический проект, 2007.-С.214 [8] Столяренко Л.Д.. Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г – C.219 [9] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- С. 219 [10] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- С. 220-221 [11] Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.-М., 1981. – С. 92 [12] Немов Р.С. Учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- С. 221 [13] Рибо Т. Творческое воображение. 2001. – С. 129 [14] Рибо Т. Творческое воображение. 2001. – С. 130 [15] Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – 112 с. [16] Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – С. 67 [17] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. – С. 324 [18] Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 2002. – С. 93 [19] Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. – С. 131-132 [20] Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. – С. 234 [21] Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – С. 236 [22] Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 2003. - № 2. [23] Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 2.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!