Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Особенности психологической помощи беременным женщинам

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
0
Год сдачи
2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ 6 1.1.Психологические особенности беременных женщин 6 1.2. Основные проблемы психологической помощи беременным женщинам 14 1.3. Возможности консультативной работы при оказании психологической помощи беременным женщинам 24 1.4. Основные критерии эффективности консультативной работы с беременными женщинами 29 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ 42 2.1 Обоснование исследования 42 2.2 Организация и ход исследования 44 2.3 Анализ результатов исследования 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 ЛИТЕРАТУРА 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Введение

Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»). Психологическая работа призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин [8]..


Заказывайте написание контрольной работы по бухгалтерскому учету. Рассчет стоимости работы бесплатно!


Заключение

В рамках достижения цели работы, то есть теоретического изучения и эмпирической проверки возможности консультативной работы и психологической помощи беременным женщинам нами получены следующие результаты: 1. Было определено, что состояние беременности женщины – серьезное стрессовое событие, ввиду изменения физиологического и психологического состояния. Беременность, протекающая в неблагоприятной обстановке, то есть в случае проблем взаимоотношений, наличия внутреннего конфликта имеет, фактически, форму дистресса. Разрушительный дистресс не способствует благополучию здоровья женщины, он подрывает защитные силы организма и влияет на развивающийся плод. Беременность психологически по-разному протекает у разных женщин в зависимости от их личностных особенностей. В качестве наиболее разрушительных психосоциальных стрессоров выступают конфликты между супругами, между родителями и детьми, факт отсутствия мужа, а также неустроенность материально-бытовой ситуации. Все перечисленные факторы увеличивают риск возникновения акушерских осложнений. 2. Каждый из периодов беременности переживаются женщиной специфично, по-разному. Принято выделять шесть условных стилей переживания беременности – адекватный, эйфорический, тревожный, амбивалентный, игнорирующий и отвергающий. Пять из указанных типов являются негативными, способными оказать негативное влияние на родовой и послеродовой период. Содержание родового и послеродового периода формируется на основании уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку. 3. Беременная, имеющая достаточно знаний о родах, которая научена родовому поведению, которая имеет представление о внутриутробном развитии ребенка, способствует созданию благоприятных условий для его рождения. В процессе реализации программы по антенатальному воспитанию происходит уменьшение негативного эмоционального фона, снижение страха, тревоги и иных признаков стресса. 4. Современный психолог, работающий в рамках помощи беременным женщинами обладает достаточным количеством валидных и надежных психодиагностических средств, способных определить актуальное состояние беременной женщины. Консультативная и коррекционная и психотерапевтическая практика может строится как в рамках определенной техники, например, телесно ориентированной, игровой, арт-терапии, психодрамы и т.д. Интеграция различных средств и форм организации деятельности психолога-профессионала способствует возникновению возможности работы с разными аспектами материнской сферы. С целью проверки основной гипотезы исследования, которая предполагает, что формирование благоприятного психологического самочувствия у беременных женщин зависит от их общего эмоционального состояния, мотивации беременности; консультативная работа, направленная на создание условий для поддержки благоприятного эмоционального состояния и правильной мотивации женщин в период беременности, способствует формированию их благоприятного психологического самочувствия. Нами было организованно эмпирическое исследование, включающее три основных этапа: 1. Выявление актуального состояния психических особенностей беременных. Диагностика была направлена на определение уровня тревожности личности, а также типа отношения к беременности. Было выявлено, что большинство женщин относятся к своему текущему состоянию с тревогой. 2. Реализация в экспериментальной группе системы занятий, направленных на формирование мотивации на проживание и принятие опыта родов. Коррекционная программа осуществлялась в течении месяца в рамках экспериментальной группы. 3. Организация итогового психодиагностического исследования, направленного на определение меры изменения психологического состояния беременных как результат реализации системы занятий. Было выявлено, что в экспериментальной группе снизился уровень тревожности, а отношение к беременности изменилось от тревожного к оптимальному. Гипотеза исследования подтверждается. Мы можем утверждать, что формирование благоприятного психологического самочувствия у беременных женщин зависит от их общего эмоционального состояния, мотивации беременности; консультативная работа, направленная на создание условий для поддержки благоприятного эмоционального состояния и правильной мотивации женщин в период беременности – способствует формированию их благоприятного психологического самочувствия.

Список литературы

1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.:Сотис, 2001. – 142 с. 2. Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка//Вопросы психологии, 1997. - №2. - с. 3-13. 3. Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: ACT, 1996. 4. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: дисс. канд. психол. наук. - М., 2005. – 184 с. 5. Аксенов М.М., Мамышева H.Л., Шелехов И.Л. Психопрофилактическая коррекция процесса успешного формирования социально-ролевой функции материнства // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2004. - №1(31). - С. 34-38. 6. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии - Материалы первой международной научно-практ. конф. / Под ред. Н.А. Кравцова Р.В. Кадырова. - Владивосток: ВГМУ, 2009. - 364 с. 7. Антонова И., Медков В.М. Семейная психология.- 1996. 8. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.; 2001. 9. Архангельская А. Е. Психические нарушения в период беременности и родов // Акушерство и гинекология, 1977. - № 1. - С. 14-18. 10. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993. - № 4. – С.35-42. 11. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности. Беременность как этап в личностном развитии женщины. Беременность как этап возникновения новообразований, необходимых для развития ребенка // Перинатальная психология, 2009. - №15. 12. Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 2007 - №? Ст.38-47. 13. Брутман В.И., Бутаев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов – М.: -2002. 14. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие. - М.:Медицина, 1994. – 84 с. 15. Брутман В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. - № 2. - C. 79-99. 16. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – 202 с. 17. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Педагогика, 1998. – 144 с. 18. Волков А. Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним токсикозом: автореф. дисс. канд. мед. наук. - Ростов-на-Дону,1995. - 44. 19. Градилевская И В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: СПбГУ, 2005. – 40 с. 20. Добряков И. В. Позитивный подход к психотерапии семьи, ожидающей ребенка // Первая Всемирная конференция по позитивной психотерапии. Тезисы докладов. М.:С-П., 997. - С. 52. 21. Добряков И. В. Перинатальная психотерапия //http://www.akusherstvo.ru/comment.php?what=article&cid=7&id=482 22. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - С.39-48. 23. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: - 1996. 24. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с. 25. Иванников В.А. Задачи практической психологии комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии, 2005- №1. 26. Исенина Е.И., Барановская, Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002. - С.54-60 27. Каплун И.Б. Психические состояния про нормальном и осложненном течение беременности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - СПБ.:Питер,1995. – 156 с. 28. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. - СПб.: Ювента, 2000, - 197 с. 29. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x723.htm. 30. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г. - СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000. - С.312-320. 31. Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме // «Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2001. – С. 48-56. 32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Высшая школа, 1995. – 248 с. 33. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000. - № 5. – С.12-18. 34. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Психологический журнал. – 2002 №5 35. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: АСТ, 2001. – 128 с. 36. Николаева В. В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал, 2003. - № 1. - С. 119-124. 37. Новожилова В. Е. Психологическая подготовка к родам // Медицинская помощь, 1998. - № 3. - С.17-20. 38. Пантюшина О.И. Психологические особенности протекания беременности. – Тула- 2003. 39. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности – Спб.: -2006. 40. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства / Под ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2003. - 784 с. 41. Скрицкая Т.В., Дмитриева Н.В. Учебно-методическое пособие - Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности : Учебно-методическое пособие. Новосибирск, НГПУ, 2002, - 62с. 42. Филлипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. – 2001 –№2 с.22-37. 43. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. Проблема материнства. Материнство: теоретический подход. Онтогенез материнской сферы. Содержание материнской сферы [Элекронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/psychology/perinatal/. 44. Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства Элекронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/psychology/perinatal/. 45. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 364 с. 46. Фридман И. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми. Семья и школа.- М.: -1996. 47. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990. 48. Швецов М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности. - Пермь: Звезда, 2001. – 293 с. 49. Шнейдерман Н.А. Рождаемость и меры ее регулирования. –М.:- 2000. 50. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000. – 152 с. 51. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999. – 188 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!