Критика мультикультурализма в программах и деятельности европейских парламентских националистических партий

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Предмет
История
Страниц
0
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Теория мультикультурализма и национализма………………………..7 1.1 Мультикультурализм как одна из концепций межэтнического взаимодействия…………………………………………………………………...7 1.2 Формирование мультикультурного общества ……………...……………..19 1.3 Национализм в сравнительной перспективе……………………………….25 Глава 2 Парламентские националистические партии в Европе……………....37 2.1 Программные документы националистических партий…………………..37 2.2 Влияние мультикультуролизма в Европе………………………..................49 Глава 3 Критика мультикультурализма европейскими политическими партиями………………………………………………………………………….62 3.1 Достоинства и недостатки мультикультурализма…………………………62 3.2 Лейбористская партия и мультикультурная политика……………………71 Заключение……………………………………………………………………….91 Список использованной литературы…………………………………………...94
Введение

Актуальность исследования. Современное общество, развивающееся в условиях глобализации, представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином мировом пространстве. Человечество постепенно приходит к осознанию общности человеческой истории и судьбы. Неоспоримым фактом современной истории является рождение общей цивилизации, которая возникла, существует и обогащается духовно благодаря вкладам всех исторических локальных цивилизаций. В процессе построения современного многокультурного общества происходят значительные изменения в его философской концепции. Сообразно происходящим общественным изменениям трансформируются и многие подходы к пониманию социальной реальности. Одной из философских концепций глобального общества, очевидно, является теория и практика мультикультурализма, основа которой - это идея интеграции различных культур, позволяющая сохранить эти культуры и обеспечить их взаимодействие и взаимообогащение на основе равноправного диалога. В философском плане мультикультурализм представляет собой достаточно широкое понятие.


У Work5 курсовые работы недорого - это реальность.


. Помимо концепции признания культурного многообразия, мультикультурализм - это синтез идей либерализма и коммунитаризма, он воплощает в себе коммунитаристское стремление к объединению и либеральное понимание личности и терпимость к Другому. Именно дискуссия между представителями либерализма и коммунитаризма, которая в течение многих десятилетий оставалась одной из основных в философской науке, привела к возникновению теории мультикультурализма. Импульсом для возникновения этой дискуссии послужила сформулированная в 1971 г. концепция справедливости Джона Ролза. Его теория справедливости как честности (the theory of justice as fairness) является выражением современной либеральной философии, поскольку в ней четко определена основная проблематика этой доктрины, разработаны ее концептуальный и методологический инструментарий, даны варианты ответов на ключевые политико-философские вопросы. В числе наиболее известных теоретиков мультикультурализма и национализма выступают Э. Геллнер, Б. Андерсон, Дж. Бройи, Э. Смит, Г. Спенсера и др. Этих четырех философов объединили в один лагерь не только потому, что они занимают некую единую философскую позицию, которую можно было бы определить как "коммунитаризм", а потому что их критические аргументы против либералов во многом близки по духу. В развернувшейся дискуссии и с той, и с другой стороны было высказано немало ценных идей и соображений о человеческой личности и о месте индивида в обществе и социальной справедливости. В ходе дискуссии между теоретиками либерализма и коммунитаризма стало очевидно, что основой данного философского конфликта является несовпадение концепций индивидуализма (либералы) и коллективизма (коммунитаристы), а также универсализма (либералы) и контекстуализма (коммунитаристы) Много внимания в ходе споров между либералами и коммунитаристами было уделено понятию справедливости. Справедливость, вообще, и социальная справедливость, в частности, были рассмотрены с различных точек зрения, в совокупности с такими связанными с ней понятиями, как благо, свобода, мораль. Поиск абсолютных оснований истинной справедливости был одной из основных тем в дискуссии. Однако в последнее время в философской литературе наметилась тенденция сближения либеральных и коммунитаристских взглядов, выразившаяся в создании теории мультикультурализма или либерального коммунитаризма. Теория мультикультурализма объединяет правовую концепцию справедливости и приоритет прав человека, на которых строится гражданство в либеральном обществе, с правами национальных, религиозных, сексуальных и других меньшинств, каждое из которых выступает как отдельное сообщество. Мультикультурализм стремится соединить абстрактную концепцию индивида с социальной концепцией личности, принадлежащей к малой культурной группе. Степень научной разработанности проблемы. В философской литературе анализу различных аспектов споров посвящены работы зарубежных ученых: Г. Майера, Т. Рокмора, Я. Шапиро. Объектом диссертационной работы являются труды представителей мультикультурализма и национализма в направлений философской мысли. Предмет исследования – критика мультикультурализма в программах и деятельности европейских парламентских националистических партий, формирование теории мультикультурализма и национализма. Основная цель диссертационного исследования состоит в анализе процесса формирования теории мультикультурализма и национализма как философской концепции в контексте формирования глобального общества, как философской концепции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить существующие теории мультикультурализма и национализма. 2.Выявить парламентские националистические партии Европы. 3.Изучить програмные документы этих партий. 4.Выявить положения документов, касающиеся политики мультикультурализма. Методологической основой диссертационного исследования являются: системный подход как совокупность общепризнанных принципов и методов общефилософского, социального и частно-научного познания; сравнительно-аналитический метод, позволяющий выявить и охарактеризовать специфические особенности, корреляции и взаимосвязи философских воззрений. Научная новизна исследования заключается в попытке определить условия и причины появления теории мультикультурализма и национализма как синтеза либеральной и коммунитаристской концепций. Структура работы определяется задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы: слово «мультикультурализм» обозначает намерение сохранить любой ценой традиции и культурное многообразие, в том числе ценой пренебрежения к индивиду и правам человека, от этого принципа следует отказаться. Напротив, если критика мультикультурализма становится для доминирующих, или «центральных» в данном обществе групп, для большинства способом отрицания многообразия и культурной свободы меньшинств, а значит, осознанно или нет, способом сохранения существующего положения этих групп, мультикультурализм следует защищать. Тем не менее, ясно, что существенным является не сам термин «мультикультурализм», но, в первую очередь, необходимость принимать во внимание общественные реалии, долгое время недооценивавшиеся. Во Франции это, в частности, культурное многообразие. Кроме того, проделанные исследования позволяют заключить, что, во избежание несправедливости, управление культурным многообразием требует специально разработанных политических мер, которые не должны быть направлены на сохранение различий во что бы то ни стало, ибо последнее может вести к установлению поведенческих практик, противоречащих правам человека. Эти политические меры должны быть изобретательными и тонкими, что должно предотвратить, в частности, консервацию культурных феноменов. Последнее и главное: эти политические меры, дабы быть прогрессивными, должны опираться на демократические принципы, Нам кажется, что принцип культурной свободы в том виде, как его определяет Amartya Sen, может стать фундаментом для желаемого прогресса. Анализируя мультикультурализм, необходимо рассматривать его, прежде всего с позиции диалога культур, поскольку очевидно, что в понятии "мультикультурализм" основой является понятие "культура". Культура не является однородной по своей сути, она динамична, она создается, разрушается, перестраивается. Она сама множественна и включает элементы других культур. Мультикультурализм, или культурный плюрализм подразумевает сосуществование многих культур в одном месте, без преобладания какой-либо одной культуры в регионе. Создавая широчайший спектр человеческих различий, приемлемых для большого числа людей, мультикультурализм стремится к преодолению расизма, различия полов и других форм дискриминации. Мультикультурализм - практика признания и уважения различных культур, религий, рас, этничностей, мнений внутри окружающей среды. Поэтому в контексте практики мультикультурализма возникает необходимость межкультурной коммуникации или, в философском смысле диалога культур. Очевидно, что человечеству приходится постоянно вести диалог, в процессе которого происходит расширение взаимодействия, сотрудничества и содружества различных национальных культур на основе признания и уважения их самобытности. Современное мультикультурное общество представляет собой конгломерат различных групп, вынужденных существовать совместно. Задачи, стоящие перед современным обществом, требуют глубокого философского осмысления и, как следствие, появления новых философских теорий, проектов, которые позволили бы обосновывать и прогнозировать будущее общественное развитие в рамках современных мультикультурных реалий. Итак, мультикультурализм как общепризнанная национальная политика европейских государств требует переосмысления, коррекции или отказа от него в пользу более эффективного нормативно оформленного подхода к решению этнических проблем. Инструментализм, начав свой разговор о нации с общих конструктивистских позиций, затем сводя ее к мобилизованным элитами толпам, используемым в борьбе за власть и влияние, заканчивает тем, что сводит нацию к группам типа гомосексуалистов, экологистов, ксенофобов, державников и т.д. Не всегда, разумеется, теоретики выступают так откровенно, растворяя нацию в новых групповых конструктах, но суть и функциональное назначение в конечном счете сводятся к этому. Именно с этой целью изобретены такие новые понятия, как «гражданская нация», «нация-демос», «гражданский национализм», «нация гомосексуалистов» и т.д. В данной диссертационной работе была достигнута поставленная цель. Были изучены теории мультикультурализма и национализма Выявлены парламентские националистические партии Европы, изучены программные документы этих партий, выявлены положения документов, касающиеся политики мультикультурализма, рассмотрены достоинства и недостатки мультикультурализма.

Список литературы

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова, М., 2002 с. 48 2. Kellas J.G. The Politics of Nationalism & Ethnicity. 2nd ed. N.Y., 1998. P3. 3. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI. 2000. N 1. 4. Autonomy & Etnicity: Negotiating Competing Claims in Multi-ethnic States; Smith A.D. Op. cit. P. 1. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 61, 70. 6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 277. 7. История отечественного государства и права: Учеб. / Под ред. О.И. Чистякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Ч. 2. С. 61. 8. Ethno-Nationalism and Emerging World (Dis) Order. New Delhi, 2002. P. 13 21; Guibernau M. Nations without States: Political Communities in a Global еврея И. Зангвиля (1908 г.), представившего свой взгляд на американскую культуру. 9. Kellas J.G. Op. cit. P. 177. 10. Brown D. Contemporary Nationalism Civic, Ethnocultural and Multicultural Politics. L.; N.Y., 2000. Р. 1. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. М., 1989. С. 78. 12. Tuminez A.S. Russian national since 1856: Ideology and the Making of Foreign Policy. N.Y., 2000. P. 1. 13. Shafir G. Immigrants and nationalists: ethnic conflict and accommodation in Catalonia, the Basque Country, Latvia and Estonia. N.Y., 1995. P. 204. 14. Multiculturalism Reconsidered / Ed. by P. Kelly. Oxford, 2002. 15. Терборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. 2001. N 1. Т. 1. С. 50 - 51. 16. Cryderman B.K., Fleras A., O'Toole C.N. Police, Rase and Elhnicity // A Guide for Law Enforcement Officers. Toronto; Vancouver, 1998. P. 20. Цит. по: Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов // СОЦИС. 2004. N 11. С. 70 17. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике. Красноярск, 1999. С. 22. 18. Шапинская Е.Н. Взаимодействие культур - взаимодействие людей (Контекст мультикультурализма) // Мир психологии. 2008. N 1. 19. URL: http:// www.bbc.co.uk/ russian/ international/ 2010/ 10/ 101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml. 20. URL: http:// www.interfax-religion.ru/ print.php?act=news&id=39576. 21. Этническая ассимиляция - процесс усвоения представителями той или иной национальности языка, культуры, обычаев, традиций и т.д. другой национальности, в результате которого происходит потеря ими своего языка, культуры, обычаев (URL: http://slovari.yandex.ru). 22. Цит. по.: URL: ifl.uspu.ru/.../kafedra_english/tezis2009.doc 23. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Изд. 2-е, доп. и перераб.: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001. - с.432 24. http://www.portal-slovo.ru/ 25. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991. с.34 26. Gellner E. Nations and nationalism. — Blackwell, 1993.с. 65 27. Бердяев Н.А. Философия неравенства. — Л., 1990.с. 96-97, 102. 28. Баркашев А.П. Азбука русского национализма. - М., 2004. -220с. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991. с. 19 30. Смит Э.Д. Национализм и историки // Нации и национализм. — М., 2002. С. 259. 31. Smith A.D. Nationalism in the Twentieth Century. — Canberra, 1979. с. 78 32. Smith A.D. National identity. — L., 1990. с. 14 33. Верховский А. Национализм и ксенофобия в обществе - М., 1998. -203с 34. Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма // Нации и национализм. — М., 2002. с.212 35. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 2001. -320с. 36. Под ред. В.Я. Швейцера. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в Меняющейся Европе. - М.: Издательство “Весь Мир”, 2009 37. Франк Декер. Популизм: угроза демократии или полезные изменения?, VS Verlag f?r Sozialwissenschaften, Wiesbaden 2006 38. Мальцев В. Возвращение "Венгерской гвардии" // НГ-Религии. 21.04.2010 39. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: Прогресс – культура, 1994. -128с. 40. Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. - М., 1997. – С. 87. 41. Малахов В. Мультикульурализм и трансформация обществ. М., 2002 42. Малахов В. Культурный плюрализм versus мильтикультурализм // Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. с. 567. 43. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под редакцией В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002 44. Тлостанова М. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М., 2000. с.90-106 45. Чандран Кукатас «Теоретические основы мультикультурализма» 46. В.С. Малахова и В.А. Тишкова, М 2002 с. 48 47. / Н. С Пригода // Книга и мировая культура . материалы IV Междунар науч-практ конф - Омск, 2009 - С 100-104. 48. Пригода, Н С Национальное литературное (книжное) достояние в становлении и развитии политики мультикультурализма. С.121-129 49. Бусова, H.A. Делиберативная модель демократии и политика интересов / H.A. Бусова // Вопросы философии. 2002. - № 5 - С. 44-54. 50. Дробницкий, О.Г. Моральная философия. Избранные труды / О.Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. – с. 253. 51. B.Л. Иноземцев. М. : Academia, Наука, 1998. – с. 740. 52. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии : Избранное / Г. Марсель ; пер. с фр. Г. Тавризян. М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1995.- с.215 53. Печерская, Н.В. Современный дискурс справедливости: Д. Ролз или М. 2. Уолцер / Н.В. Печерская // Общественные науки и современность. 2001. – № - С. 77-88.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!