Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Самопрезентация и способность к заботе о себе у лиw c аддиктивными расстройствами

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
0
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Личностные особенности и факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного процесса 6 1.1 Адиктивные расстройства 6 1.2 Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности 10 1.3 Аддиктивные реализации как суррогат межличностных контактов 14 1.4 Особенности прогредиентности аддиктивного процесса 17 1.5 Концепция формирования аддиктивной личности 21 Глава 2. Умение заботится о себе среди лиц с аддиактивными расстройствами 24 2.1 Методика «Умеете ли вы заботиться о себе?» 24 2.2 Результаты 27 Заключение 31 Литература 34
Введение

Сегодня мир переживает вспышку подросткового алкоголизма, наркомании, гемблинга и других форм аддиктивного поведения. В наиболее общем понимании аддикция (англ. addiction) — анормальное пристрастие, привыкание к алкоголю, другим наркотикам или психоактивным веществам, а также к некоторым формам поведения, например, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, компьютерным играм и др. Аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [1]. Все виды зависимости имеют одинаковую природу и возникают под влиянием совокупности различных факторов — биологических, психологических, душевных и социальных. В настоящее время выделяют несколько различных видов зависимостей: алкогольная, табачная, наркотическая, игровая (азартные или компьютерные игры), пищевая (булимия, анорексия), информационная т(елевизор, Интернет), эмоциональная о(чень сильная любовь, безответная любовь; несамостоятельность, нужда в других; сильная потребность в интернет-общении или телефонном общении), трудовая (трудоголизм), шопинг-зависимость и другие. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями “скучной” жизнью [2]. Зависимость у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Подростковый возраст – ключевой этап в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Подростковый возраст – возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В отсутствие реального взрослого подростки начинают опосредствовать свои поступки «взрослыми» нормами и правилами. Важной характеристикой психологического образа является формируемое в раннем подростковом возрасте чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Анализ научной литературы показывает, что наиболее уязвимыми в формировании зависимого поведения являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении со взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Таким образом, именно подростковый возраст является ключевым для формирования самосознания, мировоззрения, ценностной сферы, т.е. основы развития личности. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы [3]. Изучению личностных черт, характерных для аддиктов, посвящены работы А.А. Коломеец (1989), Н.Г. Найдёновой (1989), Ю.П. Лисицына и П.И Сидорова (1990), В.Д. Менделевича и др. Цель работы: рассмотреть особенности самопрезентации и способности к заботе о себе у лиц c аддиктивными расстройствами. Задачи работы: 1) охарактеризовать личностные особенности и факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного процесса; 2) проанализировать с использованием тестирования умение заботится о себе среди лиц с аддиактивными расстройствами. Аддикты постоянно создают у окружающих впечатление собственной деструктивности. Общеизвестны смертельные последствия воздействия наркотиков для наркоманов, широко описана опасность наркотического стиля жизни и соответствующего ему окружения. Но все это не может препятствовать непреодолимому влечению наркомана к объекту своей зависимости. Основываясь на этом, мы часто приходим к заключению, что люди с химической зависимостью переживают сознательные и бессознательные суицидальные импульсы, скрывая их от окружающих

Заключение

В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Термин «зависимость» обозначает несамостоятельность, привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности. Эта несамостоятельность как раз проявляется в неумении достигать удовлетворенности здоровыми способами. Зависимость проявляется в утрате личности, громадности и непреодолимости переживаний и влечений, утрате чувства реальности. Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний (гедоническое, реалистическое, ценностное, творческое). Подростки же с аддиктивным поведением склонны к гедоническим переживаниям, избегают конструктивных переживаний, используя механизмы психозащиты. Аддиктивный подход к разрешению характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемой от других и отдаваемых им. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Существует связь между возрастом и способностями к принятию решений. С возрастом способность принимать сложные решения значительно возрастает. Чем старше подростки, тем больше вариантов решения они рассматривают, тем больше внимания обращают на возможные последствия, тем чаще консультируются со специалистами и тем лучше понимают, что к советам заинтересованных лиц следует относиться с осторожностью. Главная причина всех аддиктивных расстройств - это страдание, а вовсе не успешная работа наркодельцов, доступность наркотиков, давление социального окружения или поиск удовольствий и стремление к саморазрушению. Страдания, которые аддикты пытаются облегчить или продлить с помощью алкоголя, наркотиков и т.д., отражают базовые трудности в сфере саморегуляции, включая четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. (Эдвард ДЖ.Ханзян). Психологический портрет зависимого человека: 1. Инфантильность. Следование детскому типу поведения, мышления, эмоций. 2. Низкая фрустрационная талерантность. Плохая переносимость сильных переживаний, эмоций, и сложных жизненных ситуаций. Новая ситуация будет актуализировать детские модели поведения. 3. Гуляющая или низкая самооценка. Зависимая личность использует вещество, пищу и т.д. для поднятия самооценки или ощущения себя комфортно. 4. Стратегия спринтера. Бегун на короткие дистанции. (сложно планировать будущее) 5. Ригидности (не гибкость). Трудности переключения на иные варианты поведения, мышления, чувства. Телесная ригидность - если напряжен, то надолго. Эмоциональная ригидность - застрял на негативных эмоциях, то надолго. Мыслительная ригидность. Какая-то сверхзначимая мысль. Поведенческая ригидность - это штампы поведения или само зависимое поведение. 6. Фобическое ядро. Страхи, тревога. 7. Психологические игры. (Манипуляции) 8. Отсутствие чувства меры. Психологический голод. 9. Избегание реальности. (Залить глаза на проблемы. Заесть проблему.) 10. Дифицитарность психики. Отсутствует функция заботы о себе, успокоения себя, психологическая адекватная защита себя. Внутренней оценки себя. В результате этого большая зависимость от окружающих.

Список литературы

1. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Алкоголизм и алкогольные психозы. Москва. Первый московский медицинский институт, 1968. 2. Канаркевич О.С. Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальт- и психодинамическом подходах // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 160-166. 3. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., Медицина, 1978. - 272. 4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социально-психологические аспекты формирования и развития работоголизма. - Становление личности на современном этапе: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ БиГПИ, - 2000. С.239- 243. 5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.- 420. 6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Факторы, способствующие развитию химических аддикций. Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: Сб. научных работ /Под ред. М.С. Яницкого - Кемерово. Тип. «Никалс», 2000. -88-97. 7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.- 256. 8. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. К вопросу о патологии воображения при височной эпилепсии. В: Эмоции и воображение. Всероссийское общество невропатологов и психиатров. Москва, 1975. 9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. - 410. 10. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512. 11. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга /Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 240 с. 12. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н.К. Асановой. - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с. 13. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. – 1993 14. Фролов В.А. Психолого-педагогические аспекты профилактики аддиктивного поведения детей и подростков (учет особенностей саморегуляции аддикта при разработке программ психолого-педагогической профилактики зависимого поведения) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 11. С. 94-100.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!