Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Славянофилы и западники, их роль в истории России

Тип работы
реферат
Группа предметов
История
Предмет
История Отечества
Страниц
17
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3 1. Славянофилы……………….……………………………………………..4 2. Западники…………………………………………………………………8 3. Вариант сближения двух лагерей……………………………………...13 Заключение…………………………………………………………………14 Список используемой литературы………………………………………..17
Введение

К концу 30-х годов внутри русского помещичьего лагеря сложилось своеобразное либеральное течение, выдвинувшее особое понимание путей будущего развития России,особенностей её социальной структуры и её исторического прошлого. Представители этой идеологии получили в пылу полемики со своими противниками прозвище «славянофилов», которое и удержалось за ними в литературе. Характерной чертой славянофильской идеологии были поиски такого особого,«самобытного» пути русского исторического развития, который не был бы революционным,— славянофилы были ярыми противниками революционной борьбы, пытавшимися «теоретически» обосновать ненужность и невозможность революции в России.  Ещё ранее, нежели оформилась славянофильская идеология один из её будущих основоположников,Иван Киреевский, опубликовал в своём журнале «Европеец» статью «Девятнадцатый век», в которой отчётливо проявилось его отрицательное отношение к революции и стремление найти «мирительноесоглашение враждующих начал».


Если вам нужно купить доклад , заходите на Work5 и заполняйте форму заказа.


. СлавянофилыИдея общихвсемнародам основных законов исторического развития была давним завоеванием революционной идеологии- убеждение в том, что революция неизбежна, а крепостничество и царизм обречены на слом историей, было характерноещёдля идеологиидекабристов. В последующие годыэто убеждение окрепло, найдя дополнительные доводы в революционной борьбе,потрясшейв начале30-х годов Европу, и в некотором подъёме в те же годы массового движениявнутри России.Волнарепрессийсерьёзно коснулась Герцена,Огарёва,выбросила из университета Белинского, облилаклеветой Чаадаева. В противовесмнению революционноголагеряо неизбежностивРоссии революции славянофилы разработали свою теорию о том, что революция в России и не может произойти: она якобы глубоко чужда самому духу православного русского народа; да он и не имеет-де в ней нужды, потомучто в отличие от порочного революционного Западаякобы обладаетзамечательными самобытными особенностями, присущими ему одному, а именно крестьянской общиной, чуждой социальной вражды,— залогом будущего социального спокойствия и преуспеяния. Именно в таком духе понимали славянофилы русскую народность, считая её «исконными» началами общинность, мирское согласие, равнодушие к политике, глубокую религиозность и ненависть к революции. Община, «мир», и спасёт-де Россию от образования в ней нового общественного класса, беспокойного носителя всяческих смут и революций, от «язвы пролетариатства». Помещик и может на этой основе жить в полном мире с крестьянином, а крестьянин — в мире с разумной и понимающей нужды народа царской властью, данной народу богом. Власть должна, разумеется, осуществить ряд реформ — славянофилы были противниками личного рабства крестьян и стояли за отмену крепостного права. Эта черта размежёвывает их с крепостниками и с официальной идеологией самодержавия. Однако отсюда не следует, что славянофилы были последовательными противниками феодально-крепостнической общественной формации и призывали её гибель: они отстаивали необходимость сохранения сложной и тяжёлой системы феодально-крепостнических пережитков, помещичьего землевладения и якобы «патриархальной власти помещика над крестьянином; они освящали принцип работы крестьянина на барина и превозносили блага крестьянской общины, которая сама фактически была орудием крестьянского закабаления и задерживала развитие капиталистических отношений.Славянофилы относились резко отрицательно к реформам Петра I, считая, что он «испортил» историю России, повернув её с самобытного пути. Мнения славянофилов имели реакционную философскую основу: они были ярыми противниками материализма и революционной диалектики; материалистическому мировоззрению они противопоставляли убеждения религиозного характера. Славянофилы защищали панславистскую идеологию, мечтая о соединении всех славянских народов под эгидой царской России. Как уже отмечалось выше, идея всеславянского объединения под эгидой царской власти была реакционной идеей: она не сулила славянским народам никаких социальных преобразований и обещала лишь консервацию отсталых, феодальных институтов под главенством устарелого царизма, который сам был тормозом развития огромнейшей славянской страны — России, сам был врагом русского народа. Противник славянофилов профессор Грановский с волнением писал о них в письме к своему другу Станкевичу: «Ты не можешь себе вообразить, какая у этих людей философия. Главные их положения: Запад сгнил, и от него уже не может быть ничего; русская история испорчена Петром. Мы оторваны от родного российского основания и живём наудачу; единственная выгода нашей современной жизни состоит в возможности беспристрастно наблюдать чужую историю, это даже наше назначение в будущем; вся мудрость человеческая истощена, исчерпана в творениях св. отцов греческой церкви, писавших после отделения от Западной,— их только нужно изучать: дополнять нечего, всё сказано...Киреевский говорит эти вещи в прозе, Хомяков в стихах».  Главными представителями славянофильства были А. С. Хомяков, братья Иван и Пётр Киреевские, братья Константин и Иван Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Самарин. Большинство их принадлежало к родовитому дворянству и владело обширными имениями. Увлечение славянофилов своей теорией доходило до того, что Аксаков, желая продемонстрировать единение с русским народом, заменил своё господское «европейское» платье русским кафтаном и старинной мурмолкой, в силу чего народ на базаре, по меткому замечанию Чаадаева, «принимал его за персиянина».

Заключение

Подводя итог рассуждениям на тему западничества и славянофильства, прежде всего, следует отметить внешнюю схожесть в процессе развития этих двух философских течений России XIX века.Представители и западничества и славянофильства – это в основном выходцы из одной и той же социальной среды, составлявшие элиту русского общества на тот период времени. В эпоху Николая I эта элита перешла исключительно к теоретической борьбе, поскольку реакционность государственной машины России не позволяла им сделать иного выбора.Споры в области теории стали особенно интенсивными в то время, когда страна находилась на пороге больших изменений, как в экономике, в политике, так и в духовной сфере жизни общества. Западники и славянофилы были схожи в том, что необходимость изменений назрела, но мнения их до диаметрально противоположного расходились в выборе вектора этих изменений. Возможно, однако, что не имеет смысла в четко разделять философскую элиту на приверженцев западного пути и на исповедующих идеи возврата к традициям допетровской эпохи.Граница между ними условна, поскольку многие представители, как славянофильства, так и западничества на протяжении своей жизни меняли свои взгляды и если не становились апологетами противоположных для них ранее идей, то, по крайней мере, с ними сближались. Примерами тому могут служить и приверженность Киреевского идеям западничества в молодые годы и участие Аксакова в «западническом кружке» Н.В. Станкевича и кризис воззрений Герцена, который, конечно не стал славянофилом, но уже и не являлся убежденным западником на склоне лет. Изменение взглядов – это общая черта двух течений и не только в смысле основных объектовпротиворечий, но и в смысле условий развития, как западничества, так и славянофильства. И те и другие в молодости увлекались трудами немецкой классической философии, а затем отвергали многие постулаты, например таких ее представителей, как Гегеля и Шеллинга. Разница заключалась в том, что западники рассматривали их философию, как отправную точку для создания своих собственных концепций, а славянофилы пользовались ею для обоснования преимуществ русских традиций над западными.Общим для данных философских течений является обращение к вопросам религии. Западничество видело безусловные плюсы в католицизме и протестантизме, отмечали их роль в прогрессе европейской цивилизации, в создании свободного, самостоятельного, автономного человека. Белинский утверждал примат личности над обществом в истории. Славянофильство напротив утверждало тезис о чуждости западной религии на русской почве, о разрушительности для российского общества свободы в западном ее понимании и о необходимой для поступательного развития – соборности людей их тесной общности. Считая Россию самобытной страной, отличной от запада и усматривая пользу для страны в характерных для допетровской эпохи традициях лишь немногие из славянофилов слепо желали возврата ктенденциям свойственным русскому народу до Петра. В большей своей массе они хотели использования исконно русских традиций на почве современности с ее достижениями и выгодами. В свою очередь западничество также не хотело перенесения западного лекала на русское общество. Западники, прежде всего, хотели приспособить к России безусловные в некоторых областях преимущества западного мира, но не как не сделать Россию Западом. В этих положениях и заключается сближение западнических и славянофильских позиций.С течением времени и без того размытая разделительная линия между этими философскими движениями исчезнет, что приведет к появлению такого феномена русской философии, как например народничество, которое вырастет из славянофильства, но будет сочетать в себе не малодостижений философии Запада.

Список литературы

Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., АСТ, 2006г. Бердяев Н. А. Русская идея. М., АСТ,2007г. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003г. Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001г. История русской философии/ Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 2002г.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!