Введение 2 Глава 1. Современные тенденции в обучении детей творческому рассказыванию 4 1.1. Современные технологии обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию 4 1.2. Описание опытно-поисковой работы по обучению детей творческому рассказыванию 17 Глава 2. Диагностика умений рассказывания у детей старшего дошкольного возраста 21 2.1. Описание методов исследования 21 2.2. Результаты и их обсуждение 25 Заключение 29 Список литературы: 30

Методические основы работы по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
0 страниц
100% уникальность
2012 год
83 просмотров
Хишба Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Современные тенденции в обучении детей творческому рассказыванию 4 1.1. Современные технологии обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию 4 1.2. Описание опытно-поисковой работы по обучению детей творческому рассказыванию 17 Глава 2. Диагностика умений рассказывания у детей старшего дошкольного возраста 21 2.1. Описание методов исследования 21 2.2. Результаты и их обсуждение 25 Заключение 29 Список литературы: 30
Читать дальше
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по метрологии. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Запорожец,А.Г. Рузская)рассматриваютречевое общениекакодно из основных условийразвития ребенка,важный фактор формирования личности, как ведущий вид человеческой деятельности, направленной напополнение опыта общения детей со сверстниками и взрослыми, и познание самого себя. Речь с точки зрения психолого-педагогической науки выступает условием полноценного проживанияребенка в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер, организует взаимодействие со сверстниками и взрослыми. При помощи речи дошкольник способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор,устанавливаетсвязьс окружающим миром (Ф.С. Сохин, М.И. Лисина, Л.И.Шипицынаи другие). Последнее время в начальную школу поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи, с разнообразной структурой дефекта и степенью его выраженности. У таких детей недоразвиты не только все компоненты речи, о и мышление, память, внимание, воображение, эмоционально-волевая сфера, личность ребёнка в целом. Поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно и достичь максимального результата. К числу важнейших задач относится формирование у детей связной монологической речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи. Цель работы: исследовать методические основы работы по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Рассмотреть современные технологии обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию; 2. Описать опытно-поисковуюработупо обучению детей творческому рассказыванию; 3. Продиагносцировать умения рассказывания у старших дошкольников. Объектисследования: Речевое развитие детей. Предметисследования: Методические основы работы по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Гипотезаисследования: Без направленной работы по развитию навыка рассказывания, его уровеньне будет высоким у детей старшего дошкольного возраста. Глава 1. Современные тенденции в обучении детей творческому рассказыванию1.1. Современные технологии обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Обучение монологической речи(рассказыванию)– чрезвычайно сложное дело.Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.[1] Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно –мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме[5]. Именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. В психологической литературеотмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной[4]. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.По коммуникативной цели различаютследующиемонологическиевысказывания:монолог-сообщение;монолог-описание;монолог-рассуждение;монолог-повествование;монолог-убеждение[6]. Всеэтивысказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений. Очень важно вовремя обучить ребенка рассказыванию, чтобы обучение в школе проходило продуктивно. Рассказ– связанное развернутое изложение какого-либо факта.По содержанию рассказы можно условно разделитьна[2]: 1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память. 2. Творческие – здесь главную роль играетвоображение. По формерассказы подразделяются на: 1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. 2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог. Существует несколько видов занятий для обучения детей рассказыванию (рис.1.): [-- Image: Frame1 --] Занятия [-- Image: Frame1 --] составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин [-- Image: Frame1 --] составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек [-- Image: Frame1 --] пересказ народных сказок или рассказов [-- Image: Frame1 --] составление рассказа из личного опыта (по памяти) [-- Image: Frame1 --] составление творческих рассказов (воображение) Рис.1. Виды занятий для обучения детей рассказыванию

Читать дальше
Монологическая речь(рассказывание)в качестве объекта овладения характеризуется рядом параметров: содержание речи, последовательность высказываний, их смысловая и логическая связь, самостоятельность или подготовленность; кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания, но и сообщения в целом. Упражненияпо развитию творческого рассказываниядолжны отвечать ряду требований: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия, мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, быть естественными по содержанию и способу исполнения. Центральное место в обучении рассказываниюотводится пересказу: близкому к тексту и свободному, сплошному (передающему содержание полностью) и выборочному. В ходе эмпирического исследования по диагности актуального уровня развития навыка рассказывания у старших дошкольников мы получили следующие результаты: Навык рассказывания находится на критическом уровне развития у трети детей.У половины детей наблюдался достаточный уровень.У двух детей критический уровень развития навыка рассказывания. Таким образом, гипотеза подтвердилась.Действительно в отсутствии специальной работы, навык рассказывания не развивается на высоком уровне. Данные результаты говорят о необходимости целенаправленного методического обучения детей творческому рассказыванию. Список литературы: Алексеева М.М. Методика развития речииобучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. Барабанова Н. Р. Моделирование содержания обучения учебно-научному высказыванию. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Киев, 1992. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., - 1962. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. – 352 с. Гребеннщикова Е.А. Взгляды Е.И. Тихеевой в области развития речи детей // Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1967. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т.М., 1986. “Истоки”. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой и др. – М., 2003. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку. URL: http://www.openclass.ru/node/231960. МетодикаразвитияречидетейдошкольноговозрастаподредакциейЛ. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. – М., 1990. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.;Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября2009 г. N 655. URL:http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html. Программа “Развитие” (основные положения) / науч. рук. Л.А. Венгер. – М., 1994. Программа развития и воспитания в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2004. Развитие общений дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.;Под ред. А. Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 215 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А.Сохина. — 2-е изд.,испр. — М.: Просвещение, 1979. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2,3. Скалкин В. Л. Основы обучения устной речи. — М., 1981. — С. 74. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. Шипицына Л.И. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.). Издательство: Детство-Пресс, 2008г. – 384 с. Яшина В.И. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.
Читать дальше
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. 2. Барабанова Н. Р. Моделирование содержания обучения учебно-научному высказыванию. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Киев, 1992. 3. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., - 1962. 4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. – 352 с. 5. Гребеннщикова Е.А. Взгляды Е.И. Тихеевой в области развития речи детей // Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1967. 6. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. 7. “Истоки”. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой и др. – М., 2003. 8. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку. URL: http://www.openclass.ru/node/231960. 9. Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. – М., 1990. 10. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с. 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655. URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html. 12. Программа “Развитие” (основные положения) / науч. рук. Л.А. Венгер. – М., 1994. 13. Программа развития и воспитания в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2004. 14. Развитие общений дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.; Под ред. А. Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 215 с. 15. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А.Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. 16. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2,3. 17. Скалкин В. Л. Основы обучения устной речи. — М., 1981. — С. 74. 18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. 19. Шипицына Л.И. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.). Издательство: Детство-Пресс, 2008г. – 384 с. 20. Яшина В.И. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Банковские риски: оценка и методы управления
Количество страниц:
45
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
реферат
"Психология семьи" Андреева Т.В.
Количество страниц:
5
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
Социальная психология
курсовая работа
-
Количество страниц:
0
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
Информационные системы и технологии

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image