Последнии десятилетия прошлого века перевернули мир бизнеса. И дело не столько в том, что трансформационным реформам подвергнуто более 30 государств постсоциалистического лагеря с числом жителей, равным ? всех жителей планеты. И не столько в том, что, как заметил еженедельник «The Economist», приватизация является наивеличайшей распродажей века, принесшая бюджетам стран более 300 млрд. долларов. Следующая тенденция – глобализация – не только «размыла» границы бизнес-регионов, перекроив мир на новый лад, но и обусловила коренные изменения в экономической теории, в частности, к примеру, изменила концепцию потребителя.
Первые признаки попыток объединения экономико-политических систем можно датировать уже 1945 годом, когда сразу после окончания второй мировой войны в Европпе была создана Организация Объедененных Наций. В 1948 в Европе принят свод законов о регулировании и организации международной торговли. Кроме целеноправленных политических, наблюдался значительный технический прогресс в области транспорта и коммуникации, особенно в сравнении с довоенными годами. В 50-60- годах в Европпе и США строятся сети автострад, позволяющих оперативную доставку услуг и товаров не только в рамках одного государства, но и в международных сообщениях. Конец 20 века определяют, как «способствующий развитию международных отношений». Сегодня весь мир открыт для международного бизнеса. Развитие телевидения, Internet-технологий, средств мобильной связи, все это по сей день, оказывает ускоряющее действие процессам глобализации и интеграции различных политико-экономических систем и в своем лимите ведет к унификации рынков, а, согласно некоторым теориям (Левитт) унификации потребителя. Не случайно в конце 80-х появляются теории, согласно которым требуется создание систем стандартов на продукцию и услуги, которые будут использоваться в глобальном, а не региональном масштабе. Практическим воплощением этих теорий сегодня является быстро растущий интерес западного бизнеса к таким концепциям управления, как TQM. Сегодня внедрение этой концепции в процессы производства и управления предприятием является необходимым условием возможности успешного завоевания международного рынка. А сертификат качества образца ИСО 9000 – заветной мечтой не только западных, но и белорусских производителей товаров и услуг.
Процессы трансформации в макроэкономике нашли свое логическое продолжение на уровне предприятий. Уже в конце 80-х Philips Electronics - одна из крупнейших международных корпораций в области производства современной электротехнической продукции – приняла решение о новой стратегии развития на ближайшее десятилетие. Руководству компании стало понятно, что развития компании в рамках внутреннего рынка становится неконкурентноспособным на фоне молниеносных изменений на интересующих компанию рынках. Компания переориентируется на стратегическое планирование и управление, изменяются подходы в области маркетинга (переход от регионального к глобальному), изменяется отношение к качеству производственных и организационных процессов, разрабатываются новые технологии логистики, разрабатываются и совершенствуются процессы управления филиалами, происходит переориентация в сфере управления персоналом.
Глобализация рынков и сопутствующее обострение конкуренции, ускоряющийся технический прогресс, изменения в технологическом процессе производства продукции, изменения на финансовых рынках – все это являлось предпоссылкой принятия новых стратегий развития международных фирм в 90-е годы. Случай с Philips Electronics является далеко не единственным примером подобных трансформаций последних лет.
Если принять во внимание то, что уже сегодня основу экономических систем развитых стран составляют отрасли с большой долей интеллектуального капитала, то все большего внимания заслуживает концепция, предложенная австрийским экономистом Йозефом Щумпетером, суть которой заключается в том, что мировая экономическая система развивается циклически. Период одного цикла – полвека. Соглано шкале Щумпетера можно выделить 5 последовательных уникальных циклов, начало которых непосредственно связано с «прорывами» в индустриальном обществе. Каждый новый цикл коренным образом изменял структуру хозяйственной системы. Первый цикл определяется научно-технической революцией, которая характеризовалась появлением и развитием таких отраслей народного хозяйства, как текстильная и металлургическая. Начало цикла, очевидцами которого мы являемся, датируется 1990 годом и связан с развитием IT-технологий.