Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ.

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Страхование
Страниц
0
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение. 3 1.История государственного страхового надзора в России. 5 1.1.Причины возникновения государственного надзора в страховании. 5 1.2.Страховой надзор в дореволюционной Росси. 8 1.3.Страховой надзор в СССР. 8 1.4.Страховой надзор в современной России. 12 2. Особенности зарубежного страхового надзора. 13 3. Особенности осуществления Государственного страховой надзор в РФ. 15 3.1. Принципы осуществления Государственного страхового надзора в РФ. 15 3.2. Функции Государственного надзора над страхованием в РФ. 17 3.3. Роль и значение государственного страхового надзора. 19 3.4. Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора РФ. 20 4. Правовой статус органа страхового надзора в Российской федерации. 24 Заключение. 28 Список использованной литературы. 32
Введение

Прошло более десяти лет с начала демонополизации страховой деятельности в России. В процессе формирования, страховой рынок последовательно пережил этапы бурного роста числа страховых компаний, первичного накопления капитала, внедрения псевдостраховых схем, банкротства и ликвидации крупных и мелких страховщиков и, наконец, вступил в этап стабильного развития. Вместе с ним претерпевали многочисленные изменения органы государственного страхового надзора, по существу заново воссозданные в период перехода к рыночной экономике. В настоящее время, страхование, являющееся самостоятельным звеном финансово-экономической системы государства, проявляется в двух обособленных формах: в форме социального страхования и в форме собственно страхования, связанного с непредвиденными и чрезвычайными ситуациями. Социальное страхование в свою очередь подразделяется, на государственное социальное страхование, которое гарантируется гражданам России [2] и негосударственное социальное страхование, поощряемое государством. Сегодня страхование по праву считается одной из важнейших предпосылок безопасной жизнедеятельности как отдельного человека, семьи так и общества в целом.


Если вам необходима презентация проекта заказать её можно на сайте Work5.


. Сегодня уже не подлежит сомнению то обстоятельство, что страхование, предоставляя гарантии восстановления утраченных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства и нормализацию социальной сферы. Уже сейчас во многих странах страхование считается наиболее эффективной формой социальной защиты. Однако, в настоящее время становится всё более очевидным, что страховой рынок не способен к эффективному функционированию без четкой системы Государственного регулирования, которая должна осуществляться различными методами и инструментами. Одним из его наиболее эффективных инструментов является осуществление Государственного надзора в сфере страхования. Государственный страховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового надзора. Одной из важнейших задач органов страхового надзора является защита интересов страхователей, застрахованных и потерпевших третьих лиц, укрепление их доверия в организации, занимающейся страховой деятельностью. Органы страхового надзора осуществляют контроль за финансовой деятельностью страховых компаний и соблюдением участниками рынка действующего законодательства. В рамках регулирования финансовой деятельности страховых компаний органы страхового надзора контролируют платежеспособность страховщиков, и их способностей в выполнении взятых на себя обязательства. Контроль за соблюдением действующего законодательства в страховании предполагает наблюдение за исполнением страховщиками всех инструкций и предписаний органов страхового надзора, а также всех иных нормативных актов, касающихся защиты прав страхователей. Таким образом, благодаря деятельности органов страхового надзора обеспечивается финансовая стабильность страховых компаний, выполнение ими соответствующих правовых норм и обеспечение интересов страхователей. Вместе с тем, страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. При этом страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора, а государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, и принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. [5]. Однако и в этом случае роль государственного контроля над страхованием и государственный надзор страховой деятельности, как его неотъемлемый и наиболее эффективно работающий элемент заслуживают самого пристального внимания. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что Многовековой опыт и вся история страхования убедительно показывает, что эффективная страховая деятельность невозможна без организации контроля над нею со стороны государства. Важнейшим элементом такого контроля является Государственный страховой надзор, изучению которого и посвящена данная работа. В первой главе данной работы рассматривается история государственного страхового надзора в России, во второй главе рассматривается зарубежный опыт страхового надзора, треть глава рассматривает Государственный сущность государственного страхового надзора в РФ нашего времени, в четвертой главе рассматривается правовой статус Федеральной службы страхового надзора РФ. В работе использованы учебники и учебные пособия, материалы периодической печати, сайты государственных структур и негосударственных организаций, журналы «Финансы», «Страховое дело» и др.источники, перечень которых дан в Списке использованной литературы.

Заключение

Сегодня, страхование является вполне самостоятельным и неоспоримо важным звеном финансово-экономической системы Российской Федерации, оказывающим существенное влияние на развитие социально-экономической сферы всего общества. В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Совместно с государственными страховыми организациями, в этой сфере получили возможность сотрудничества, и в настоящее время успешно работают негосударственные страховые организации, которые также находятся под контролем Государственного страхового надзора[43]. Претерпевший значительные изменения с переходом на рыночную экономику страховой рынок, в настоящее время, представляет собой совокупность сложных, взаимосвязанных экономических отношений, обеспечивающих формирование и подержание на необходимых уровнях страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов создаются в основном за счет взносов физических и юридических лиц, вступающих в страховые отношения. Вместе с тем, на современном этапе, законодательно предусмотрены возможности страхования за счет средств государственного бюджета. Такие случаи предусмотрены для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих, государственных служащих и сотрудников государственных служб. Государственный страховой надзор в России появился в дореволюционный период и с тех пор подвергался многочисленным изменениям и реорганизациям. Наиболее интенсивным изменениям Государственный страховой надзор подвергался в современном периоде развития рыночной экономики. Начиная с 1991 года органы государственного страхового надзора последовательно трансформировались во всё более отвечающие потребностям времени государственные структуры. Государственный страховой надзор последовательно выполнялся рядом трансформирующихся постоянно совершенствующихся государственных органов: Департаментом Минфина РСФСР; Государственным страховым надзором РФ; Федеральной инспекцией по надзору за страховой деятельностью; Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью; Департаментом страхового надзора Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой по финансовым рынкам России. Все эти изменения велись в поиске наиболее оптимальных путей, способов и методов осуществления страхового надзора, с учетом как собственного, так и зарубежного исторического опыта. Наиболее важными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, в настоящее время являются: 1) уникальная и неоспоримо важная роль страхования, как института финансовой системы государства; 2) постоянно развивающаяся и всё более отвечающая потребностям времени страховая защита интересов граждан, организаций и государства; 3) законодательно сформировавшиеся и принятые обществом принципы: законности, гласности и организационного единства, без которых выполнение задач и функций, поставленных перед органани страхового надзора, оказалось бы невозможным. Нормативно-правовое регулирование страхового надзора в россии осуществляется как законами так и подзаконные актами (Постановлениями Правительства, Указами Президента, и др.), которые разрабатываются с учетом требований динамично развивающегося рынка. В настоящее время осуществление Государственного страхового надзора в Российской Федерации производится Федеральной службой по финансовым рынкам России, которой, 4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 присоединена Федеральная служба страхового надзора. Этим же Указом функции ФССН переданы Федеральной службе по финансовым рынкам России Таким образом, ФСФР России являясь федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции, осуществляет в настоящее время государственный надзор за деятельностью профессиональных участников страхового рынка на предмет ее соответствия действующему страховому законодательству Российской Федерации. В систему органов исполнительной власти, осуществляющих функции страхового надзора, региональные отделения ФСФР России в федеральных округах, контроль за деятельностью которых осуществляет центральный аппарат Федеральной службой по финансовым рынкам России. На Федеральную службу по финансовым рынкам России возлагаются три основные группы функций: 1) контроль допуска на страховой рынок; 2) надзор за текущей деятельностью субъектов страхового дела; 3) контроль финансовой устойчивости страховщиков. Для их реализации ФССН наделена необходимым кругом полномочий. Однако, многообразие правоустанавливающих и регулирующих деятельность Государственного страхового надзора документов, позволяет сделать заключение о том, что этот орган ещё находится в стадии продолжающегося развития и совершенствования. Таким образом, государственный страховой надзор, являясь важнейшим и неотъемлемым элементом государственного регулирования страховой деятельности, в настоящее время, должен продолжать своё развитие и совершенствование применительно к изменениям, происходящим в экономической и политической жизни общества, приобретая необходимую структуру, правовой статус и функциональные возможности, способствующие выполнению задач, возлагаемых на него требованиями времени.

Список литературы

Нормативные правовые акты 1. 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2007. 27 июля. 2. 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). Ст. 5496. 3. 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56; Российская газета. 2007. 4 декабря. 4. 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст.920; СЗ РФ. 2007. №1 (часть 1). Ст.21. 5. 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст.1720; Российская газета. 2007. 5 декабря. 6. 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1447; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст.636. 7. 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945; СЗ РФ. 2007. № 40. Ст.4717. 8. 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями и дополнениями от 22 июля 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №2. Ст.35; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст.3757. 9. 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. №28. Ст.2904. 10. 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (с изменениями и дополнениями от 7 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1495; СЗ РФ. 2007. №7. Ст.900. 11. 2002 г. № 1361-р «Об одобрении Концепции развития страхования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №39. Ст.3852. 12. 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора во федеральному округу» (с изменениями и дополнениями от 1 августа 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №8; Российская газета. 2006. 20 октября. 13. 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №21. 14. 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» // Финансовая газета. 2005. №14. Учебники, учебные пособия, справочники 1. 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС «Гарант» (по состоянию на ноябрь 2007 г.) Статьи 1. Службы страхового надзора // Законодательство. 2006. №1. 2. 2005 г. «Структура и правовые основы деятельности рынка страхования в России. Современная ситуация на страховом рынке» // СПС «Гарант» (по состоянию на ноябрь 2007г.) 1. www.fssn.ru; 2.www.consultant.ru; 3. www.expert.ru. 4. www.fcsm.ru ________________________________________ [1] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56. [2] См.: Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. М., 2002. С. 422. [3] См.: Жилкина М.С. Государственное регулирование страхового рынка в Российской Федерации: Автореферат дис… к.э.н. М, 2000. [4] См.: Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: элементарный курс. М., 2004. С.49. [5] Суюнова М.М. Российский рынок страховых услуг и его государственное регулирование в условиях трансформируемой экономики: Автореф. дис… к.э.н. М, 2001. C.13. [6] См.: Федорова Т.А. Страхование: учебник. М., 2004. С.193. [7] См.: Химичева Н.И. Финансовое право: учебник. М., 2002. С. 428. [8] См.: Указ Президента от 30 июля 1992 г. № 808 «Об утверждении Положения о Государственном страховом надзоре Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 5. Ст. 241. [9] См.: Указ Президента от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1091. [10] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «О страховании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56. [11] См.: Указ Президента от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О страховании» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 15. Ст. 1245. [12] См.: Постановление Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью» // Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 1464. [13] См.: Указ Президента от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082. [14] СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945. [15] СЗ РФ. 2004. №28. Ст.2904. [16] См.: Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. М., 2007. С.125. [17] См.: Федорова Т.А. Страхование: учебник. М., 2004. С.193. [18] См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. Просто о сложном. М., 1999. С.106. [19] См.: Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., 2000. С.54. [20] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56. [21] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2007. 27 июля. [22] См.: Тагиев А.С. Законность как принцип механизма правового регулирования экономики // Гражданин и право. 2001. №9. [23] См.: Интернет-сайт Федеральной службы страхового надзора // www.fssn.ru [24] Некачественные законы надо изменять (интервью с Г.К. Голушко, заместителем начальника Управления предварительного контроля Федеральной службы страхового надзора) // Юридическая и правовая работа в страховании. 2006. № 1. [25] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. [26] См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М., 2001. С.99. [27] Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). Ст. 5496. [28] См.: Федорова Т.А. Страхование: учебник. М., 2004. С.197-198. [29] См.: Елкин М.А. Система правового регулирования страхования в Российской Федерации: Автореферат дисс… к.ю.н. М., 2003. [30] СЗ РФ. 2002. №18. Ст.1720. [31] СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1447. [32] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст.920. [33] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №2. Ст.35 [34] СЗ РФ. 2004. №28. Ст.2904. [35] СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1495. [36] СЗ РФ. 2002. №39. Ст.3852. [37] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №8. [38] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №21. [39] Финансовая газета. 2005. №14. [40] См.: Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ». 2006. [41] См.: Интервью с И.В. Ломакиным-Румянцевым, руководителем Федеральной службы страхового надзора // Законодательство. 2006. №1. [42] См.: Интернет-сайт Федеральной службы страхового надзора // www.fssn.ru [43] См.: Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. М., 2002. С. 20.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!