Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

эстетико- смысловые аспекты китайской каллиграфической скорописи цаошу

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Языкознание
Страниц
0
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 2 Глава 1 5 Основные правила работы кистью 5 Графические элементы иероглифа 5 Порядок наложения черт в каллиграфии 6 «Четыре драгоценности кабинета интеллектуала (ученого, литератора, художника, каллиграфа)» (вэнь фан сы бао) 6 Развитие скорописи 10 Глава 2. Эстетика каллиграфии 12 Общие эстетико-смысловые аспекты каллиграфии 12 Эстетические и смысловые особенности цаошу 22 Заключение 26 Список литературы 28
Введение

Каллиграфия (шу-фа) — графический вид изобразительного искусства, имеющий в своей основе творческую интерпретацию нормативных, неизменных графических конструкций китайской иероглифической письменности. Окончательное сложение пяти основных каллиграфических почерков — чжуань (дачжуань и сяочжуань), лишу, кайшу, синшу, цаошу, начавшееся в VIII в. до н.э., завершилось приблизительно к III в. н.э. Уже в самых истоках зарождения и сложения иероглифики в эпоху Шан-Инь (XIV—XII/XI вв. до н.э.) — надписях на глиняных сосудах, черепашьих панцирях и костях крупного рогатого скота, бронзовых ритуальных сосудах — практическое начало соседствовало с художественным, что объясняется первоначальным религиозно-сакральным предназначением текстов и, соответственно, придаваемым им магическим смыслом; все это нашло отражение в характере начертания знаков.

Заключение

Искусство каллиграфии зиждется на соединении идеального, общего и материального, конкретного, на проецировании традиционных философско-эстетических концепций в область живой ткани художественного языка графики. Каждым знаком своим, выступая аналогом макрокосма, каллиграфия касается трех основных проблем бытия — мироустройства, миропорядка и самоопределения человека. В рамках ее поэтики они решаются соответственно как единство, гармония и неповторимость. Общую идею единства подчеркивает и направляет присутствие незыблемого правила-канона (фа); идея гармонии воплощается с помощью перенесения на символику графического языка каллиграфии традиционной натурфилософской трактовки всеобщего механизма природы, как гармонии бесконечного взаимодействия, сближения, отталкивания и слияния, полярных начал — активного ян и пассивного инь. В этом ключе рассматривается каждый графический элемент, каждое запечатленное на бумаге движение кисти каллиграфа. В трактатах по каллиграфии говорится: «...женское — пассивное и мужское — активное — таков характер двух способов письма элементов по системе конструкции иероглифа юн. Когда кисть движется вниз и на себя, создаются штрихи женского склада; а штрихи, наносимые движением кисти вверх и от себя, выражают мужское начало... Женское начало выявляется в штрихах цзэ (точка), ну (вертикаль), люе (косая) и чжо (удар клювом). Все они подчиняются движению влево... Мужское начало проявляется в штрихах: лэ (горизонталь), ти (крючок), цэ (плеть) и чжэ (прижим). Эта группа подчинена движению вправо». И далее: «От женского рождается мужское, из мужского — женское — таков круговорот превращений в мире неба—земли. В сфере каллиграфии это извечное движение осуществляется сменой нажимов (дунь) и отмашек (чжэ). Штрихи цзэ, ну, люе, чжо относятся к группе ,,женских штрихов", однако они обязательно начинаются с движения мужского лада — сначала ,,мужской нажим" (ян-дунь), а после ,,женская отмашка" (иньчжэ). Штрихи лэ, ти, цэ, чжэ относятся к группе ,,мужских штрихов", но они начинаются с движения женского лада. Здесь',,мужской отмашке" (ян-чжэ) непременно предшествует ,,женский нажим" (инь-дунь)». В другом трактате та же тема распространяется на динамику работы кистью: «В ,,быстрых и сильных" мазках (цзюньцзи) выражается энергия мужская (ян), а в ,,шероховатых, замедленных" (чисэ) —энергия женская (инь)... В каждом штрихе живет движение от медленного к быстрому, от женского к мужскому». Идеи единства и гармонии неотделимы здесь от творческого проявления воли художника. Лишь его кисть дает движение, вдыхает жизнь в графический макрокосм каллиграфического текста. «Каллиграфия — зримое отражение души человека»— эти слова, сказанные мыслителем и каллиграфом Ян Сюном в I в. до н. э., выражают гуманистическую сущность каллиграфического искусства .

Список литературы

1.Духовная культура Китая, под редакцией М.Л. Титоренко, РАН «Восточная литература», М., 2010 Т.1 – Т.2 2. Ли СунСтиль "Цаошу" / Ли, Сун. - Пекин, 1998. - 47 с. 3. ХэсинСюэиего каллиграфическое искусство "цаошу":научное издание / гл. ред. ЛиСяомин; пер. на англ. Хуан Ши Мин. -Сиань: "Национальное искусство провинцииШэньси", 2009. - 114 с. 4. Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; 5 ЧжуЖэнь-фу. Чжунгосяньдайшуфаши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996; 6. ШэньИнь-мо. Лунь шу цунгао(Сборник статей о каллиграфии) /Сост.МаГо-цюань. Сянган, 1981; 7. Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London:,1990; 8. Chang Joseph, Lawton Thomas, AlleeStephen B. Brushing the Past: Late Chinese Calligraphy from the Gift of Robert Hatfield Ellsworth. Washington, D.C., 2000.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!