ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 4
1.1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения у детей 4
1.2 Особенности обучения литературному чтению младших школьников 7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КНИГОЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ 15
2.1 Работа над художественным произведением по учебнику «Литературное чтение» для 1 класса 15
2.2 Особенности уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику «Капельки солнца» 24
Заключение 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложения 35
Читать дальше
Работа учителя по обучению чтению должна быть регулярной и обеспечить приобщение детей к искусству художественного слова, эстетическое и нравственное развитие. Ведь дети чутки к истинно художественной литературе. Научить ребёнка читать – великая дидактическая задача. Приобщение ребёнка к самостоятельному знакомству с художественной и научно-популярной книгой позволит уменьшить растущее негативное влияние телевидения, видео, кино, компьютерные программы и обеспечить расширение кругозора маленького человека, обогащение его личности.
Цель обучения литературному чтению в начальной школе — формирование основ читательской самостоятельности. Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к детской книге, желание и привычка читать.
В процессе обучения работе с книгой в 1 классе отрабатываются следующие умения и навыки:
-воспринимать на слух сказку, загадку, рассказ, стихотворение;
-запоминать читаемые на уроках произведения, их названия и авторов;
-выразить свое отношение к прочитанному, мотивировать его, дать оценку поступкам героев;
-рисовать словесные картинки к эпизодам прочитанного либо к небольшому целому рассказу;
-знать правила чтения детской книги;
-правильно обращаться с книгой (как держать книгу, как сидеть при чтении, как беречь книгу);
-рассматривать книгу под руководством учителя по плану.
Главная особенность работы с литературно-художественным произведением на уроках чтения состоит в том, что чтение рассматривается как процесс общения с автором книги и его героями.
Читать дальше
1.Александрова О.В. Проверяем технику чтения: для начальной школы. – М.: Знание, 1996.
2.Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.
3.Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 томах. – М., АСТ ПРЕСС, 2000.
4.Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения по учебнику "Капельки солнца". 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – М., Баласс, 2006.
5.Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности //Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003.
6.Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. – М., Просвещение, 1998.
8.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
9.Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975.
10.Джежелей О.В. “Помогайка” АО “Столетие” Москва 1994 г.
11.Костромина С.Н., Нагаева А.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению” Москва “Ось - 89” 1999 г.
12.Кобзарева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве»: Метод. реком. для учителя. – М.: Баласс, 2001.
13.Кубасова О.В. “Литературное чтение. Тесты”, (1, 2 классы) АСТ Астрель Москва 2004 г.
14.Карпов. И. П..Авторология русской литературы // Журнал « Языкознание», 1988, № 6.
15.Климанова Л. Ф. Уроки чтения. 1 класс. Пособие для учителя. – М., Эксмо, 2002
16.Левидов А . М . «Руководство к чтению художественной литературы», С-Пб., 1989.
17.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка и обучение. – М., Наука, 1976
18.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
19.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003.
20.Никифорова О. И. Осмысление художественного произведения. – М., Наука, 1986
21.Оморокова М.И. , Постоловский И.З. Рапопорт А.С. “Преодоление трудностей. Книга для учителя” - Москва “Просвещение” 1990
22.Переверзев Е.В., Чиндилова О.В. Урок чтения в Образовательной системе «Школа 2100»// Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003.
23.Рыбникова М. А., Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы" Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1979.
24.Романовская И.И. Чтение и развитие младших школьников. – М.: Просвещение. – 1984.
25.Радченко Р.Н., Заенко Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образовние»//«Школа 2100». Сборник программ. –М.: Баласс, 2004.
26.Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8-ми томах. М. – Просвещение, 1997.
27.Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы. – А.: Смоленск. – 2003. –
28.Федоренко И.Т. Методика обучения чтению в младшем возрасте.// Доклад на конференции «Педагогические технологии». – Харьков, - 1999.
29.Шим Э. Рассказы и сказки о природе. – М., Владос, 2002.
30.Шалаева Г.П. Литературное чтение. Современная энциклопедия начальной школы. – М.: Начальная школа, 2001.
Читать дальше